Организация: МАДОУ № 22 Тополек

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Бердск

Конспект занятия по развитию речи

во второй младшей группе № 8 «Ромашки»

«Я умею дружить»

Цель:

Воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми, живущими на Земле.

Задачи:

  1. Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.
  2. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).
  3. Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.
  4. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в спокойном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Предварительная работа: сюжетно-ролевые игры «Приглашаем гостей», «Дружные звери», беседа «Правила дружбы», «Что делать, чтобы друзей было много?», игра «Да-да, Нет-нет», дидактическая игра «Найди отличия», ежедневно пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика.

Оборудование:

Магнитная доска, магниты, указка, детские стульчики в полукруг.

Игрушки – кукла, мягкий мяч.

Картинки с изображением утят, конверт синего и желтого цвета, письмо от куклы, смайлики по числу детей, двухсторонний скотч.

Аудиозапись «О дружбе» группа Барбарики.

Ход НОД:

Дети заходят в группу под звуки музыки, рассаживаются в круг на ковер. Воспитатель садится рядом. Музыка затихает.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Как вы думаете, почему мы сидим в кругу?

Дети: по тому, что мы дружные. Мы всегда начинаем занятия в кругу, здороваемся друг с другом.

Здороваемся друг с другом, передавая по кругу мягкий мяч (снятие эмоционального напряжения).

Воспитатель: ребята, бывает так, что некоторые дети приходят в детский сад с плохим настроением. Бывает? Что мы делаем, чтобы настроение улучшилось у ребят?

Дети: улыбаемся друг другу.

Улыбаемся (мимическая гимнастика, налаживание положительного эмоционального фона в группе).

Воспитатель: как здорово, в нашей группе стало светло и весело от ваших улыбок.

Но это еще не все. Перед началом занятий нужно «разбудить» наши ручки, ножки и язычок. («Будим» пальчики растиранием; ножки, ручки - похлопыванием. Делаем артикуляционную гимнастику для язычка – упражнение «окошечко», «заборчик», «укол», «часики», «непослушный язычок»).

Пока дети выполняют упражнения, появляется кукла в кругу.

Ребята, к нам в гости пришла кукла. Она просит вас присесть на стульчики.

Упражнение «Опиши игрушку»

Воспитатель: Ребята, кукла пришла к нам из соседней группы. Ее зовут Маша. И она очень расстроилась, по тому, что ее назвали некрасивой.

Нужно ее успокоить. Давайте, расскажем какая наша куколка на самом деле?

Какая она?

Дети: красивая, нарядная.

Воспитатель: Что она умеет делать?

Дети: петь, рисовать, танцевать, играть.

Воспитатель: Какое на ней платье?

Дети: красивое, цветное, нарядное.

Воспитатель: Она веселая или грустная? Что надо сделать, чтобы она стала веселая?

Дети: похвалить ее, рассказать какая она красивая.

Воспитатель: Давайте вместе расскажем про нее?

Дети: давайте.

Воспитатель: Наша Маша … (самая красивая). У нее … (нарядное платье, синее платье, белые носочки, красные бантики и т.д.). Она добрая, ласковая, заботливая.

Просмотрите, ребята, Машеньке приятно слышать такие добрые слова, она больше не грустит.

Маша приготовила для вас задание. Найдите глазками желтый конверт в группе? (гимнастика для глаз)

Воспитатель достает картинки из желтого конверта.

Упражнение «Сравни утят»

Воспитатель показывает картинки с изображением двух утят, с явными отличительными признаками.

Воспитатель: ребята, кто нарисован на этих картинках?

Дети: два утенка.

Воспитатель: точно, утята. Они очень похожи друг на друга, но есть и то, чем они отличаются. Без вашей помощи утята не справятся, они не могут узнать, чем они отличаются. Давайте поможем утятам. Поможем?

Посмотрите внимательно на эти картинки. Чем они отличаются?

Дети: у одного утенка на шляпке есть цветочек, а у другого нет.

У одного утенка на шее есть перья, а у второго – нет.

У одного утенка на лапках есть обувь, а у второго – нет.

Воспитатель показывает отличия указкой на картинке. Затем просит детей показать отличия, подойдя к картинке.

Воспитатель: Вова (Дамир, Захар), проверь, пожалуйста, нас. Все ли отличия мы нашли?

Молодцы, ребята. Все верно. Мы нашли все отличия на картинках.

Теперь утята поняли, чем они отличаются. Вы им очень здорово помогли.

Физминутка «Давайте будем дружить друг с другом»

Воспитатель: ребята, утят мы подружили, а сейчас давайте научим их нашей зарядке?

Дети встают в полукруг рядом со стульчиками, делают упражнения и проговаривают зарядку:

Руки к пяткам, и к ушам.

На колени, и к плечам.

В стороны, на пояс, вверх.

А теперь веселый смех:

Девочки – хи-хи-хи.

Мальчики – ха-ха-ха.

И все вместе – ха-ха-ха.

Молодцы, ребята. Нашу зарядку вы знаете хорошо. А сейчас мы разучим с вами новую зарядку . Повторяйте слова и движения.

Давайте будем дружить друг с другом (протягиваем руки друг другу),

Как птицы с небом (потянуться вверх, встав на носочки),

Как травы с лугом (присесть на корточки),

Как ветер с морем (качают руками над головой вместе с туловищем),

Поля с дождями (кружатся вокруг себя, взмахивая руками),

Как дружит солнце со всеми нами (подойти в круг и обняться).

Теперь в нашей «копилочке» появилась еще одна зарядка, которую мы будем с удовольствием делать.

Присаживайтесь на стульчики.

Словесная игра «Да-да, Нет-нет».

Воспитатель: Ребята, а ведь куколка Маша приготовила для вас еще одно задание. Найдите глазками синий конверт. (гимнастика для глаз)

Дети находят конверт, в котором лежит письмо.

Воспитатель: здесь письмо. Сейчас я его вам прочитаю.

«Ребята, чтобы быть хорошим другом, нужно знать правила дружбы. Что нужно делать, а чего делать нельзя! Чтобы лучше запомнить эти правила, поиграйте в игру!»

Воспитатель: Кукла Маша предлагает нам поиграть в игру. Мы уже играли с вами в такую игру, и правила вы знаете. Но все таки я напомню их вам. Я буду задавать вопросы, слушайте их внимательно и отвечайте: «да» или «нет». Начинаем?

Будем крепко мы дружить?

Нашей дружбой дорожить?

Мы научимся играть?

Будем другу помогать?

Друга нужно разозлить?

А улыбку подарить?

Друга стоит обижать?

Чай с друзьями будем пить?

Будем крепко мы дружить?

Молодцы. Еще одно задание куклы выполнили.

Воспитатель: Как быстро мы справились с Машиными заданиями. И теперь ей пора возвращаться в свою группу. Давайте попрощаемся с куклой Машей.

Ребята, вам понравились задания куклы Маши? Какое задание было самым интересным? Самым сложным? А что было легче всего?

Ответы детей.

Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами узнали много нового и очень интересного, узнали новые игры, в которые обязательно будем продолжать играть и научим играть всех наших друзей.

А ведь Маша приготовила для вас сюрприз.

Воспитатель достает смайлики и клеит каждому на футболку.

Дети : Спасибо, Маша. До свидания.

Дети прощаются с куклой.

Список литературы:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - с,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Колосок», п. Сергиевский»

Рассмотрена к утверждению

педагогическим советом

Утверждаю:

Заведующий МДОУ«Детский сад»

«Колосок» п. Сергиевский

---------------З.А Ботвина

Рабочая программа

по образовательной области «Речевое развитие»

Вид организованной образовательной деятельности: Развитие речи

Возрастная группа: Вторая младшая (3-4 года)

Сведения о разработчиках:

Воспитатели Наконечная Н.А

Чеблукова Л.А

2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Рабочая программа по речевому развитию детей второй младшей группы (от 3 до 4 лет) составлена в соответствии с ФГОС ДО, на основе примерной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Колосок».

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия :

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез, 2014.

2. Гербова В.В «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа». – М.: Мозаика – Синтез, 2014.

3. Ковригина Т.В., Косьяненко М.В., Павлова О.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Вторая младшая группа. – Волгоград, «Учитель», 2012

Режим реализации программы

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю

Длительность непосредственно образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

1 раз в неделю

15 минут

групповая

Программой предусмотрено проведение:

    диагностических занятий - 2

    практических занятий - 34

Цель программы: овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

    развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

    развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

    практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Основные задачи по программе

Развивающая речевая среда

    Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т.п.).

    Подсказывать детям образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу («Скажите: «Проходите, пожалуйста», «Предложите: «Хотите посмотреть…», «Спросите: «Понравились ли наши рисунки?»).

    В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом (Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи «Стыдно драться! Ты уже большой»).

    Помогать детям доброжелательно общаться друг с другом.

    Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

    Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам.

Формирование словаря

    На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

    Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).

    Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка-блюдце, стул-табурет, шуба-пальто-дубленка).

    Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Звуковая культура речи

    Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п-б-т-д-к-г, ф-в, т-с-з-ц).

    Развивать моторику речед-вигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Грамматический строй речи

    Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка-утенок-утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.

    Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).

Связная речь

    Развивать диалогическую форму речи.

    Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.

    Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос; понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

    Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).

    Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.

    В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей

«Физическое развитие»

Формирование речевых навыков в процессе занятий физической культурой, развитие коммуникативных функций. Формирование представлений о здоровье средствами коммуникации в различных видах деятельности

«Познавательное развитие»

Развитие речевых навыков детей, формирование различных сторон речевой деятельности в процессе познания

« Художественно-эстетическое развитие»

Развитие коммуникативных функций ребенка в процессе освоения различных видов художественной деятельности

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год

Продолжительность диагностического периода:

Стартовая диагностика: 15.09.2014 – 26.09.2014 г.,

Итоговая диагностика: 18.05.2015 – 29.05.2015 г.

Тематический план

Программное содержание

Количество занятий

а, у . Дидактическая игра «Не ошибись».

Звуковая культура речи: звук у .

Мониторинг

Звуковая культура речи: звук о . Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».

Звуковая культура речи: звук и .

Рассматривание картины «Коза с козлятами». Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?».

Игра-инсценировка «У матрешки - новоселье»

Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек»

Звуковая культура речи: звуки м, мь . Дидактическое упражнение «Вставь словечко»

Звуковая культура речи: звуки п, пь . Дидактическая игра «Ярмарка»

Звуковая культура речи: звуки б, бь .

Рассматривание картины «Дети играют в кубики». Дидактическая игра «Что изменилось?»

Звуковая культура речи: звук ф

Звуковая культура речи: звук с

Звуковая культура речи: звук з

Звуковая культура речи: звук ц

Рассматривание сюжетных картин.

Звуковая культура речи: звук т

Звуковая культура речи: звук п

Звуковая культура речи: звук к

Дидактические игры: «Эхо», «Чудесный мешочек»

Звуковая культура речи

Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки»

Чтения стихотворения И.Косякова «Всё она»

Звуковая культура речи: звук з

Рассматривание иллюстраций к сказке « Гуси – лебеди»

Звуковая культура речи

Звуковая культура речи: звук ч

Заучивание стихотворения С.И.Белоусова «Весенняя гостья»

Звуковая культура речи: звук с, сь

Звуковая культура речи: звук ш

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Мониторинг

Образовательная область: речевое развитие

месяц

Временной отрезок

Тема занятий

содержание

Сентябрь

1неделя

Занятие№1 Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С.Черного «Приставалка»

Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя(игры);помочь малышам поверить в то, что каждый из них – замечательный ребенок, и взрослые их любят

сентябрь

2неделя

Занятие №2 Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса» (обраб. МБоголюбской)

сентябрь

3неделя

Занятие №3 Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись»

Упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков(изолированных, в звукосочетаниях, словах). Активизировать в речи детей обобщающие слова.

сентябрь

4неделя

Занятие №4Звуковая культура речи: звук у

Упражнять детей в четкой артикуляции звука(изолированных, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выход; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью(по подражанию).

октябрь

1неделя

Занятие №1Дидактическая игра «Чья вещь». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога)

Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами.

октябрь

2неделя

Занятие №2Чтение русской народной сказки «Колобок» . Дидактическое упражнение «Играем в слова».

Познакомить со сказкой «Колобок»(обраб. К. Ушинского).Упражнять детей в образовании слов по аналогии.

октябрь

3неделя

Занятие №3 Звуковая культура речи: звук о.Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».

Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, обьяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука о.

октябрь

4неделя

Занятие №4 Чтение стихотворения А.Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень наступила».

Помочь детям запомнить стихотворения А.Плещеева «Осень наступила». При восприятии стихотворения А.Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору.

Ноябрь

1неделя

Занятие№1 чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается»

Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии.

Ноябрь

2неделя

Занятие№2 Звуковая культура речи: звук и

Упражнять детей в четком и правильном произношении звука (изолированного, в словосочетаниях, в словах).

Ноябрь

3неделя

Занятие №3 Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога)

Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т.

ноябрь

4неделя

Занятие №4 Чтение стихотворений из цикла С.Маршака «Детки в клетке».

Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С.Маршака.

декабрь

1неделя

Занятие№1Чтение сказки «Снегурочка и лиса»

Познакомить детей с русской народной сказкой « Снегурочка и лиса»(обраб. М.Булатова), с образом лисы(отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка- причитание Снегурушки.

декабрь

2неделя

Занятие№2Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Дидактическая игры «Эхо», «Чудесный мешочик»

Помочь детям вспомнить сказку«Снегурушка и лиса». Упражнять в произношении слов со звуком э (игра «Эхо»). В определении качеств предметов на ощупь (игра«Чудесный мешочик»)

декабрь

3неделя

Занятие№3 Чтение рассказов Л.Воронской «Снег идет», стихотворение А.Босева «Трое»

Познакомить детей с рассказом Л.Воронской «Снег идет», оживить в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение А.Босева «Трое»(пер.с болг. В.Викторова)

декабрь

4неделя

Занятие№4 Игра- инсценировка «У матрешки -новоселье»

Способствовать формированию диалогической речи; учить правильно называть строительные детали и их цвет.

январь

1неделя

Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси- лебеди»

Учить рассматривать сюжетные картинки, отвечать на вопросы, делать простейшие выводы высказывать предложения. Чтение русской народной сказки» Гуси- лебеди» познакомить со сказкой, вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.

январь

2неделя

Рассматривание сюжетных картин

Учить рассматривать сюжетную картину, отрабатывать правильное произношение слов и звука (в), развивать умение имитировать движения животных в сопровождении художественного слова Чтение стихотворения З. Александровой «Мой мишка». Познакомить со стихотворением З. Александровой. «Мой мишка»., воспитывать добрые чувства, положительные эмоции, учить отгадывать звучаний предметов, передавать характер звука словом или звукоподражанием

январь

3неделя

Звуковая культура речи

Закреплять произношение звука(т) в словах и фразовой речи,учить отчетливо произносить звукоподражание со звуком(т) упражнять произношения звукоподражаний с разной скоростью и громкостью.Чтение рассказов В.Бианки «Лис и мышонок». Дать детям представление о лисе и мышонке, образе жизни этих животных, поведении и состоянии дикого животного в доме человека, воспитывать любовь к животным

январь

4неделя

Звуковая культура речи звук(к)

Учить отчетливо произносить слова и звукоподражания со звуком(к), закреплять произношение звука (к)в словах и фразовой речи, упражнять в произношении звукоподражания с разной скоростью и громкостью. Чтение русской народной сказки «Волк» познакомить со сказкой; вызвать желание послушать произведение еще раз и запомнить песенку козы, воспитать любовь к животным, сочувствие к детенышам

февраль

1неделя

Звуковая культура речи звук(п)

Тренировать отчетливо и правильно произносить изолированный звук(п) и звукоподражательные слова с этими звуками. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц». Помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец),

февраль

2неделя

Звуковая культура речи звук(ф)

Учить отчетливо и правильно произнасить изолированный звук(Ф) и звукоподражательные слова с этим звуком. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя.

Февраль

3неделя

Звуковая культура речи звук(с)

Отрабатывать четкое произношение звука(с) упражнять в умении вести диалог. Русская народная сказка «Рукавичка» вызвать желание поиграть с героями сказки

Февраль

4неделя

Чтение русской народной сказки «Коза –Дереза»

Заучивать стихотворения В. Берестова помочь запомнить стихотворение, учить выразительно рассказывать стихи наизусть. Познакомить с русской народной сказкой «Коза –Дереза», вызвать желание запомнить песенку козы и петуха помочь понять смысл произведения(раскрытие обмана, мал удалец, да храбрец.

март

1неделя

Чтение стихотворения И.Косякова «Все она»

Познакомить с новыми стихотворениями, совершенствовать диалогическую речь. Чтение стихотворение о маме. Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический вкус, навык точного интонирование.

март

2неделя

Звуковая культура речи звук(з)

Упражнять в произношении звука (з), учить видеть и выделять красивые предмета Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» напомнить известные народные сказки и познакомить с новой, помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки.

Март

3неделя

Звуковая культура речи звук(ц)

Учить изменять темп речи, отрабатывать четкое произношение звука(ц), параллельно упражняя в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний. Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Усатый –полосатый». Довести до сознания детей замысел автора, котенок –живое существо, он не игрушка, у него свои потребности и привычки, учить выразительно читать некоторые строки,доставляя детям удовольствие лт звонких, игровых, веселых стихов.

Март

4неделя

Упражнять в правильном произношении звука(ч) в словах, учить отчетливо проговаривать слова с этим звуком, Чтение рассказов Л.Н.Толстого «Правда всего дороже»довести до сознания детей замысел автора (нужно всегда говорить правду, в неволе птицы не поют» помочь запомнить рассказы, воспитывать доброе отношение ко всему живому, учить выделять звук среди других и воспринимать его как сигнал какого-либо действия или события развивать активность, память мышление

Апрель

1неделя

Звуковая культура речи звук(ч)

Отрабатывать четкое произношение слов, упражнять в умении вести диалог. Чтение русской народной сказки «Теремок» вызвать желание поиграть запомнить слова персонажей, воспитывать на примере героев произведение готовности вместе трудится

Апрель

2неделя

Чтение стихотворения А.Плещеева «Весна»

Заучивать стихотворения С.И. Белоусова «Весенняя гостья» помочь детям вспомнить стихи, которые они разучивали в течении года, запомнить новое стихотворение, развивать мышление, творческие способности, фантазию

Апрель

3неделя

Звуковая культура речи звук(с), (с’)

Отрабатывать четкое произношение звуков (с),(с’). Упражнять в умении вести диалог,учить обсуждать стихотворение. Рассказывание русской народной сказки» Курочка ряба» познакомить с русской народной сказкой, вызвать у детей желание повторять вслед за персонажами сказки отдельные слова и фразы.

Апрель

4неделя

Звуковая культура речи звук(с), (с’), (з)(з’),(ц).

Упражнять в правильном произношении звуков(с), (с’), (з)(з’),(ц). в словах. Чтение рассказа Я.Тайца «Праздник», создать у детей радостное настроение и интерес к описанию праздничного события.

Май

1неделя

Звуковая культура речи звук(ш)

Упражнять в правильном произношении звука(ш) в словах, учить огораживать большое пространство («озеро» для уточек»), закреплять свои действия. Чтение стихотворения Е. Благининой «Вот какая мама»! воспитывать у детей добрые чувства, любовь к маме, развивать навыки гудеть, как машина

Май

2неделя

Рассматривать сюжетные картины

Учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено, различать низкие и высокие звуки. Чтение сказки К.Чуковского «Цыпленок» расширить значение детей о жизни животных, учить детей сопровождать чтение(слушание) рассказа жестами, вызвать желание обыгрывать рассказ.

Май

3неделя

Заучивание стихотворения В.Берестова«Котенок»

Помочь запомнить стихотворение, выразительное читать его. Чтение русской народной сказки «Бычок-черный бочок, белые копытца» воспитывать чувство сопереживание героям сказки.

Май

4 неделя

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Совершенствовать диалогическую речь (умение вступать в разговор, высказывать суждение так, чтобы оно было понятным окружающим), грамматически правильно отражать в речи свои впечатления. Стихотворение В.В Маяковского ««Что такое хорошо и что такое плохо» учить различать хорошие и плохие поступки.

Основные требования к уровню подготовки детей 2 младшей группы по речевому развитию

    Рассматривает сюжетные картинки.

    Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала

Образовательная область «Речевое развитие»:

задания

Ребенок показывает:

Методика проведения

Оборудование

Задание 1:

Сюжетные картинки.

Задание 2

Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.

Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности.

Задание 3

Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности.

Предметные и сюжетные картинки.

Предметно – пространственная развивающая среда.

Оценка результатов :

Высокий уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно;

Средний уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляет при небольшой помощи взрослого;

Низкий уровень – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого;

Низший уровень – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога.

Высокий уровень – 10 – 12 баллов, средн ий уровень – 7 – 9 баллов, н изкий уровень – 4 - 6 баллов, низший уровень – 3 балла.

Список литературы:

    Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы»/ Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез, 2014.

    Гербова В.В «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа». – М.: Мозаика – Синтез, 2014.

Диагностическая таблица

Уровень усвоения умений и навыков по образовательной области «Речевое развитие»

Группа Вторая младшая

Воспитатель Наконечная Н.А..

воспитатель Чеблукова Л.А

п/п

Фамилия,

имя

ребенка

Рассматривает сюжетные картинки

Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.

Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами

Всего баллов

Суммар

ный

уровень

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Всего баллов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад №68 «Лукоморье»

Конспект открытого занятия

по развитию речи

«Наши любимые игрушки» во второй младшей группе

Подготовила: воспитатель

Попова Ю. С

Мытищи 2017г

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи во второй младшей группе

«Наши любимые игрушки»

Цель: Формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания

Задачи:

Интеграция образовательных областей:

Социально - коммуникативное развитие:

развивать эмоциональную отзывчивость, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, воспитывать умение бережно относиться к своим игрушкам (не разбрасывать, не ломать)

Речевое развитие:

Умение описывать игрушки, полными предложениями; учить четко произносить слова стихотворений

Развивать связную речь, развивать эмоциональную отзывчивость ребенка

Продолжать учить стихотворения наизусть при минимальной помощи воспитателя, продолжать описывать предметы (игрушки)

Словарная работа: игрушки, самолет, зайчик, мишка, пилот, шасси

Физическое развитие:

закрепить умение бегать в одном направление, умение выполнять движения в соответствии со словами игры, развивать ловкость, быстроту и четкость движения

Познавательное развитие:

развивать интерес и любознательность детей

Материалы и оборудования:

Кукла Маша, красивая коробка, игрушки (Мишка, Зайка, Самолет, Петушок), музыкальное сопровождение (полет самолета)

Предварительная работа:

повторение раннее изученных стихотворений

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? А какие?

Хотите, сегодня отправится в волшебную сказку?

Дети: да

Воспитатель: Тогда закроем все глазки, и скажем волшебные слова

Раз, два, три

Сказка, сказка появись

Ой, ребята посмотрите, кто к нам пришла, кто это ребята?

Дети: Маша

Воспитатель: А из какой сказки к нам она пришла, вы знаете?

Правильно, давайте поздороваемся с Машей

Здравствуй Машенька! Что то ты грустная? Что случилось у тебя

Машенька: Здравствуйте. Я пришла к вам за помощью, у меня была красивая коробка, а я ее куда то потеряла? Вы поможете мне ее найти?

Дети: Да

Машенька: Она такая разноцветная …(описание игрушки)

Воспитатель: Ребята, тогда давайте ее поищем! А ты, Машенька, проходи к нам в гости.

Воспитатель с детьми находит коробку.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая коробка. Машенька, ты эту коробку искала?

Машенька: Да, спасибо ребята. Можете посмотреть, что находится в ней.

Воспитатель: Сейчас открою коробку и достану то, что лежит в ней. Хотите увидеть? Тогда садитесь поудобнее на стульчики

Воспитатель: В коробке наши любимые игрушки! (показывает первую игрушку) Кто это?

Дети: Мишка.

Воспитатель: Вам нравится эта игрушка?

Дети: Да!

Воспитатель: Посмотрите, что есть у Мишки?

Дети: Глаза, уши, лапы…

Воспитатель: А кто хочет погладить Мишку? Какой он на ощупь? Мягкий или твердый?

Воспитатель: Кто знает стихотворение про мишку?

Дети рассказывают стихотворения «Мишка косолапый», «Уронили Мишку на пол»

Воспитатель: Как вы думаете, если бы нашему Мишке и в правду оторвали лапу, он бы улыбался?

Дети: Нет.

Воспитатель: Конечно! Он бы обиделся. А случается, что вы обижаетесь?

Дети: Да.

Воспитатель: Покажите, как вы обижаетесь.

Дети показывают, как они обижаются

Воспитатель: Но мы не будем обижать Мишку?

Дети: Нет, не будем

Воспитатель: Посмотрите, Мишка улыбнулся нам! Давайте улыбнемся ему в ответ.

Дети улыбаются Мишке.

Воспитатель: Ой, ребята, что он любит играть в игру «Мишка по лесу гулял». Хотите со мной поиграть?

Дети: Да!

Игра «Мишка по лесу гулял»

Мишка:

Мишка по лесу гулял

Мишка деток все искал

Долго, долго он искал

Сел на стульчик, задремал

Детки тихо-тихо встали

И к Мишутке подбежали.

Дети:

Миша - мишенька вставай!

Ребятишек догоняй

Воспитатель : (садит Мишку): Садись, Мишка, отдохни.

Воспитатель: Интересно, какие еще есть игрушки в этой коробке.

Воспитатель показывает вторую игрушку.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Зайка!

Воспитатель: А что есть у зайки?

Дети: Длинные уши, короткий хвост, пушистая шерстка…

Воспитатель: А про зайку знаете стихотворение?

Дети рассказывают стихотворения «Зайку бросила хозяйка».

Воспитатель: Ой, как не хорошо поступила его хозяйка. Он, наверное, совсем замерз под дождем. Покажите, как зайка сидел мокрый под дождем.

Дети показывают.

Воспитатель: Хотите развеселить зайку?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте мы сейчас все превратимся в зайцев и поиграем.

Игра «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, нужно лапки погреть.

Вот так, вот так нужно лапки погреть.

Зайке холодно стоять, нужно ножки погреть.

Прыг скок, прыг скок, нужно ножки погреть.

Воспитатель: Ушки Зайке погрели?

Дети: Да.

Воспитатель: Лапки Зайке погрели?

Дети: Да.

Воспитатель: Зайка улыбнулся! Давайте пообещаем ему, что не бросим его и будем с ним дружить и играть.

Воспитатель (усаживает Зайку рядом с Мишкой): Садись Зайка рядом с Мишкой.

Звучит аудиозапись «Полет Самолета»

Воспитатель: Ой ребята, вы слышите? Что это такое?

Посмотрите к нам ещё и сам прилетел. Совсем как настоящий. Что у него есть? (показываю, дети называют) крылья, нос, колеса

А вы знаете кто управляет самолетом?

Правильно самолетом управляет пилот. А как называются колеса у самолета?

Колеса у самолета называются шасси?

А из какого материла сделан самолет?

Ребята, а вы хотите полетать, как самолеты?

Тогда приготовили крылья.

Физминутка «Руки ставим мы в разлет»

Руки ставим мы в разлет,

Получился самолет.

Самолет построим сами

Понесемся над лесами.

Понесемся над лесами

А потом вернемся к маме.

Воспитатель: Ребята, наши игрушки немножко устали, покажите как нужно спать

Правильно, руки под щечкою, глазки закрытые, пусть они немного поспят в коробке, а потом мы будем с ними играть. А вы запомнили. какие игрушки лежат в этой коробке?

Дети: Мишка, Зайка, Самолет

Воспитатель: Игрушкам очень нравится играть с вами, если вы их не обижаете, не бросаете и не забываете. А как вы будите обращаться с игрушками?

Дети отвечают на вопрос.

Воспитатель: А теперь скажем наши волшебные слова, как мы будем дружно играть.

Будем дружно мы играть,

Никого не обижать.

Машенька: Я верю, что вы будите любить игрушки и бережно с ними играть.

Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с Машей

Дети: До свидания Маша!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга», филиал «Солнышко»

Рабочая программа

по образовательной области «Речевое развитие»

Вид организованной образовательной деятельности: Развитие речи

Возрастная группа: Вторая младшая (3-4 года)

Сведения о разработчиках:

Игнатова Л.Н., воспитатель

2015 – 2016 учебный год

Староюрьево

Пояснительная записка

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Рабочая программа по речевому развитию детей второй младшей группы (от 3 до 4 лет) составлена в соответствии с ФГОС ДО, на основе примерной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Радуга».

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия :

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез, 2014.

2. Гербова В.В «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа». – М.: Мозаика – Синтез, 2014.

3. Ковригина Т.В., Косьяненко М.В., Павлова О.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Вторая младшая группа. – Волгоград, «Учитель», 2012

Режим реализации программы

Программой предусмотрено проведение:

  • диагностических занятий - 2
  • практических занятий - 34

Цель программы: овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Основные задачи по программе

Развивающач речевая среда

  1. Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т.п.).
  2. Подсказывать детям образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу («Скажите: «Проходите, пожалуйста», «Предложите: «Хотите посмотреть…», «Спросите: «Понравились ли наши рисунки?»).
  3. В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом (Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи «Стыдно драться! Ты уже большой»).
  4. Помогать детям доброжелательно общаться друг с другом.
  5. Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
  6. Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам.

Формирование словаря

  1. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
  2. Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).
  3. Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка-блюдце, стул-табурет, шуба-пальто-дубленка).
  4. Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Звуковая культура речи

  1. Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п-б-т-д-к-г, ф-в, т-с-з-ц).
  2. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Грамматический строй речи

  1. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка-утенок-утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
  2. Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).

Связная речь

  1. Развивать диалогическую форму речи.
  2. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
  3. Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос; понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
  4. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).
  5. Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.
  6. В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей

«Физическое развитие»

Формирование речевых навыков в процессе занятий физической культурой, развитие коммуникативных функций. Формирование представлений о здоровье средствами коммуникации в различных видах деятельности

«Познавательное развитие»

Развитие речевых навыков детей, формирование различных сторон речевой деятельности в процессе познания

« Художественно-эстетическое развитие»

Развитие коммуникативных функций ребенка в процессе освоения различных видов художественной деятельности

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год

Продолжительность диагностического периода:

Стартовая диагностика: 15.09.2014 – 26.09.2014 г.,

Итоговая диагностика: 18.05.2015 – 29.05.2015 г.

Тематический план

Программное содержание

Количество занятий

а, у

Звуковая культура речи: звук у .

Мониторинг

Звуковая культура речи: звук о

Звуковая культура речи: звук и .

Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек»

Звуковая культура речи: звуки м, мь

Звуковая культура речи: звуки п, пь

Звуковая культура речи: звуки б, бь .

Звуковая культура речи: звук ф

Звуковая культура речи: звук с

Звуковая культура речи: звук з

Звуковая культура речи: звук ц

Звуковая культура речи: звук т

Звуковая культура речи: звук п

Звуковая культура речи: звук к

Звуковая культура речи

Чтения стихотворения И.Косякова «Всё она»

Звуковая культура речи: звук з

Звуковая культура речи

Звуковая культура речи: звук ч

Звуковая культура речи: звук с, сь

Звуковая культура речи: звук ш

Мониторинг

Календарно-тематическое планирование по речевому развитию

Дата

Непосредственно образовательная деятельность

Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности

Тема занятий

Программные задачи

Дополнительное методическое обеспечение

Сентябрь

1-я неделя

Звуковая культура речи: звуки а, у . Дидактическая игра «Не ошибись».

Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные. Развивать моторику речевого двигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание.

Гербова В.В.

«Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр. 32

Рассказ воспитателя о веселом язычке; пение песенки; дидактическая игра «Не ошибись».

Сентябрь

2-я неделя

Звуковая культура речи: звук у .

Упражнять детей в четкой артикуляции звука (изолированного, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью.

Гербова В.В.

«Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.33

Рассказ воспитателя «Песня язычка»; повтор за воспитателем звукоподража

тельных слов.

Сентябрь

3,4 неделя

Мониторинг

Сентябрь

5-я неделя

Звуковая культура речи: звук о . Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».

о . Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций.

Гербова В.В.

«Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.39

Игровое упражнение «Песенка язычка». Театр по сказке «Колобок».

Октябрь

2-я неделя

Звуковая культура речи: звук и .

Упражнять детей в четком и правильном произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах).

Гербова В.В.

«Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.42

Игровая ситуация «В гости к детям пришла лошадка».

Октябрь

3-я неделя

Рассматривание картины «Коза с козлятами». Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?».

Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к , т .

Гербова В.В.

«Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.43

Игра «Теремок»; рассматривание альбома «Домашние животные».

Октябрь

4-я неделя

Игра-инсценировка «У матрешки - новоселье»

Способствовать формированию у детей диалогической речи. Учить правильно называть строительные детали и их цвета.

Гербова В.В.

«Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.53

Игровая ситуация «Красивый домик для матрешки».

Октябрь

5-я неделя

Чтение сказки «Снегурушка и лиса». Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек»

Помочь детям вспомнить знакомую сказку. Упражнять в произношении слов со звуком э , в определении качеств предметов на ощупь.

Гербова В.В.

«Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.51

Беседа по сказке «Снегурушка и лиса».

Игры «Эхо», «Чудесный мешочек».

Ноябрь

2-я неделя

Звуковая культура речи: звуки м, мь . Дидактическое упражнение «Вставь словечко»

Упражнять детей в четком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Продолжать учить образовывать слова по аналогии.

Гербова В.В.

«Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.57

Игра «Заводные куклы».

Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка».

Ноябрь

3-я неделя

Звуковая культура речи: звуки п, пь . Дидактическая игра «Ярмарка»

Упражнять детей в отчетливом и правильном произношении звуков п, пь . С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками п, пь .

Гербова В.В.

«Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.58

Игровая ситуация «Веселые мышата».

Ноябрь

4-я неделя

Звуковая культура речи: звуки б, бь .

Упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах).

Гербова В.В.

«Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.60

Игровая ситуация «Колыбельная для зверюшек».

Декабрь

1-я неделя

Рассматривание картины «Дети играют в кубики». Дидактическая игра «Что изменилось?»

Учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов.

Гербова В.В.

«Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.69

Игры с кубиками. Сюжетно-ролевая игра «Строители».

Декабрь

2-я неделя

Звуковая культура речи: звук ф

Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком.

Гербова В.В.

«Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.72

Игра «Заводные ежики».

Игра-инсценировка «Три ежа».

Декабрь

3-я неделя

Звуковая культура речи: звук с

Отрабатывать четкое произношение звука с . Упражнять детей в умении вести диалог.

Гербова В.В.

«Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.75

Игра-имитация «Песенка воды».

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Декабрь

4-я неделя

Звуковая культура речи: звук з

Упражнять детей в четком произношении звука з .

Гербова В.В.

«Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.77

Игра-имитация «Песенка комара». Игра «Веселый

язычок».

Декабрь

5-я неделя

Звуковая культура речи: звук ц

Отрабатывать чёткое произношение звука ц, параллельно упражнять детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи.

Гербова В.В.

«Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.80

Игра-имитация «Песенка для белочки».

Стихотворение В.Берестова «Котёнок»

Январь

4-я неделя

Рассматривание сюжетных картин.

Учить рассматривать сюжетную картинку, давать ей название, конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей, отрабатывать правильное и отчётливое произношение слов и звука в.

Комплексные занятия стр.145

Игра «Зоопарк»

Январь

5-я неделя

Звуковая культура речи: звук т

Закреплять произношение звука т в словах и фразовой речи; учить отчётливо произносить звукоподражание со звуком т; упражнять в произношении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью.

Комплексные занятия стр.152

Игра «Ходит Ваня».

Февраль

1-я неделя

Звуковая культура речи: звук п

Тренировать отчётливо и правильно произносить изолированно звук п и звукоподражательные слова с этим звуком.

Комплексные занятия стр.165

Игра «Птички поют».

Февраль

2-я неделя

Звуковая культура речи: звук к

Учить отчетливо, произносить слова и звукоподражания со звуком к; закреплять произношение звука к в словах и фразовой речи; упражнять в произношении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью.

Комплексные занятия стр.158

Игра «Назови как можно больше предметов».

Февраль

3-я неделя

Дидактические игры: «Эхо», «Чудесный мешочек»

Упражнять в произношении слов со звуком э, в определении качеств предметов на ощупь; уточнить знание цветов; развивать слуховое восприятие.

Комплексные занятия стр.93

Игра «Чего не хватает».

Февраль

4-я неделя

Звуковая культура речи

Упражнять в отчётливом и правильном звукопроизношении; побуждать вступать в диалог в игровой ситуации.

Комплексные занятия стр.99

Сюжетно - ролевая игра «Ярмарка».

Март

1-я неделя

Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки»

Помочь запомнить стихотворение; учить выразительно рассказывать стихи наизусть; развивать чувство ритма.

Комплексные занятия стр.183

П/игра Лиса в курятнике».

Март

3-я неделя

Чтение стихотворения И.Косякова «Всё она»

Познакомить с новым стихотворением; совершенствовать диалогическую речь; развивать песенные навыки; воспитывать доброе, внимательное отношение к маме.

Комплексные занятия стр.189

Игра «Закончи предложение».

Март

4-я неделя

Звуковая культура речи: звук з

Упражнять в произношении звука з, учить видеть и выделять красивые предметы, явления.

Комплексные занятия стр.195

П/игра: «Зайка умывается, видно в гости собирается».

Март

5-я неделя

Рассматривание иллюстраций к сказке « Гуси – лебеди»

Учить рассматривать сюжетные картинки, отвечать на вопросы, делать простейшие выводы, высказывать предположения.

Комплексные занятия стр.138

Песенка для мишки «Спи, мой мишка»

Апрель

1-я неделя

Звуковая культура речи

Отрабатывать чёткое произношение слов; упражнять в умении вести диалог.

Комплексные занятия стр.214

Игра с сундучком.

Апрель

2-я неделя

Звуковая культура речи: звук ч

Упражнять в правильном произношении звука ч в словах; учить отчётливо проговаривать слова с этим звуком; развивать чувство ритма.

Комплексные занятия стр.207

Сюжетно-ролевая игра «Идём в гости».

Апрель

3-я неделя

Заучивание стихотворения С.И.Белоусова «Весенняя гостья»

Помочь детям вспомнить стихи, которые они разучивали в течении года, запомнить новое стихотворение; развивать мышление.

Комплексные занятия стр.220

П/игра: «Птички летают».

Апрель

4-я неделя

Звуковая культура речи: звук с, сь

Отрабатывать чёткое произношение звуков с, с; упражнять в умении вести диалог; учить обсуждать содержание стихотворения, развивать восприятие, внимание, фонематический слух.

Комплексные занятия стр.226

Игра «Можно ездить или нет».

Апрель

5-я неделя

Звуковая культура речи: звук ш

Упражнять в правильном произношении звука ш в словах; развивать песенные навыки.

Комплексные занятия стр.238

Рассматривание картинок на тему: «Дождь».

Май

1-я неделя

Рассматривание сюжетных картин

Учить рассматривать сюжетную картинку и рассказывать о том, что на ней изображено.

Комплексные занятия стр.244

Рассматривание на картинках домашних птиц.

Май

2-я неделя

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Совершенствовать диалогическую речь (умение вступать в разговор, высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим); грамматически правильно отражать в речи свои впечатления.

Комплексные занятия стр.255

Рассматривание иллюстраций в книге.

Май

3-4 неделя

Мониторинг

Заполнение диагностических таблиц.

Программа « От рождения до школы», Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева.

Основные требования к уровню подготовки детей 2 младшей группы по речевому развитию

  1. Рассматривает сюжетные картинки.
  2. Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала

Образовательная область «Речевое развитие»:

№ задания

Ребенок показывает:

Методика проведения

Оборудование

Задание 1:

Сюжетные картинки.

Задание 2

Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.

Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности.

Задание 3

Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами

Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности.

Предметные и сюжетные картинки.

Предметно – пространственная развивающая среда.

Оценка результатов :

Высокий уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно;

Средний уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляет при небольшой помощи взрослого;

Низкий уровень – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого;

Низший уровень – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога.

Высокий уровень – 10 – 12 баллов, средний уровень – 7 – 9 баллов, низкий уровень – 4 - 6 баллов, низший уровень – 3 балла.

Список литературы:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы»/ Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез, 2014.
  2. Гербова В.В «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа». – М.: Мозаика – Синтез, 2014.

Диагностическая таблица

Уровень усвоения умений и навыков по образовательной области «Речевое развитие»

Группа Вторая младшая

Воспитатель Игнатова Л.Н..

Старший воспитатель Копылова Т.Н.

п/п

Фамилия,

имя

ребенка

Рассматривает сюжетные картинки

План-конспект открытого Занятия по развитию речи

Во второй младшей группе «Верные друзья»

МБ ДОУ Детский сад №9 на тему «Домашние животные»

Разработала: Могилевская Татьяна Геннадиевна

Проверила: Васильева Алена Сергеевна

__________________________

Новокузнецк, 2017

Конспект занятия по развитию речи

Дата проведения: 07.02.17

Тема: «Домашние животные»

Вид деятельности: «Коммуникативная»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Раздел: «Связная речь»

Цель:

Задачи:

7. Развитие общей моторики.

Оборудование:

Игрушка – кошка, картинки с изображением животных и их детенышей, пальчиковый театр.

Предварительная работа: Чтение сказок:

С.Я Маршак «Кошкин дом»

А.В. Кайгородцев «Стишата о зверятах»

В.Лунин «Не шали, котенок мой»

Н. Мигунова «Уточка»

Н.Некрасов «Мужичок с ноготок»

Е.Г. Карганова «На ферме»

Дидактические игры «Кто в домике живёт?», «Кто что ест?», «Кто как кричит?»

Пение песен про животных

Рассматривание книг про животных

Ход занятия:

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Собрались все дети в круг:

Ты мой друг и я твой дуг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2. Основная часть

Отгадайте, кто пришел к нам в гости.

Загадка:

Позову – и подойдет, на колени ляжет,

Если очень попрошу, сказку мне расскажет.

Мягенькая шерстка, круглые глазищи,

И расходятся от щек длинные усищи.

Трется ласково у ног, если кушать хочет,

Любит лапкой покатать бабушкин клубочек.

Убегают от нее серенькие мышки.

От кого они бегут, знаете, детишки? (Кошка)

Правильно! Это кошка. Кошечка пришла к нам в группу! У нее сегодня праздник- день рождения и она решила пригласить к себе в гости своих друзей-животных.

Как вы думаете, кто придет к нашей имениннице?

Д/игра “Кто спрятался?” (образование притяжательных прилагательных)

Воспитатель (показывает картинку).

Гости уже пришли, но спрятались, чтобы сделать нашей имениннице сюрприз. Для того чтобы животные появились на празднике, вы должны отгадать и назвать их.

Дети : (составляют предложения по картинке). Пришла собака, потому что видна собачья голова. Пришла коза, потому что видна козлиная голова. Пришла лошадь, потому что видна лошадиная голова. Пришла корова, потому что видна коровья голова. Пришла овца, потому что видна овечья голова.

Психогимнастика.

А давайте, превратимся в ласковую кошечку, игривого жеребенка, сердитую собак, бодливую корову.( Дети с помощью жестов и мимики показывают названное животное (имитация движений))

Как всех этих животных можно назвать одним словом?

Дети: Это домашние животные.

Почему они так называются?

Дети: Потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу. А человек за ними ухаживает.

Молодцы! Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о домашних животных.

Сочинение сказки “Самое полезное животное”.

Вышли животные на лужок погулять, и вдруг между ними возник спор: кто самое полезное животное. Каждый из них доказывал, что именно он – самое полезное. Мы сейчас с вами вместе вспомним, какую пользу приносит каждое животное, и попробуем сочинить сказку «Спор животных. (Раздает детям животных из пальчикового театра).

Собрались однажды домашние животные на хозяйском дворе и начали спорить, кто из них самый нужный для человека.

Дети по цепочке придумывают сказку.

Собака сказала: «Гав-гав. Я охраняю дом, хозяйку с хозяином, и всех животных во дворе. Я – самое нужное домашнее животное».

Кошка не согласилась: «Мяу-мяу. Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей в подвале. Я – самое нужное домашнее животное».

В спор вмешалась корова: «Му-у-у. Я даю молоко, маслице, творожок и сметанку хозяйке. Я – самое нужное домашнее животное».

Но коза возмутилась: «Ме-е-е. Я тоже даю молоко и теплый пух. Я – самое нужное домашнее животное».

Овца заблеяла: «Бе-е-е. А я даю замечательную теплую шерсть. Я – самое нужное домашнее животное».

Лошадь, дослушав овцу, сказала: «Иго-го. А я вожу хозяина, помогаю ему выполнять всю тяжелую работу. Я – самое нужное домашнее животное».

Воспитатель : «В это время вышел хозяин и сказал: «Все вы мне очень нужны, все приносите мне большую пользу». И все животные дружно закивали головами».

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Д/игра “Назови детенышей”

У каждого домашнего животного есть детеныши. Назовите их.

У кошки - ……….. (котята)

У собаки - ………..(щенята)

У коровы - ……….(телята)

У козы - ……… …(козлята)

У овцы - …………(ягнята)

У лошади - ………(жеребята)

У свиньи - ……… (поросята)

Д/игра “Назови ласково”

А сейчас давайте покажем домашним животным какие мы все ласковые и назовем всех животных ласково.

Домашним животным очень приятно. Молодцы, ребята!

3. Подведение итогов.

Итак, ребята, лошадь, кошка, корова, коза, кролик, собака, свинья, овца. Кто это?”

Дети: “Эти животные - домашние. И для человека они очень важные!”

Правильно! Домашние животные живут рядом с людьми. Люди заботятся о них.

Занятие закончено

Используемая литература:

1. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2006.

2. Развитие речи в детском саду. Вторая младшая. Гербова В.В.

Самоанализ занятия во второй младшей группе.

В группе 23 человека, которые посещают детский сад второй год. Все дети - физически развиты. Преобладающее настроение у большинства детей весёлое. Период адаптации закончился у всех детей. По утрам дети с желанием идут в детский сад.

Дети в основном спокойны, сдержанны, хорошо идут на контакт со взрослыми и сверстниками. Есть дети упрямые, обидчивые, но эти черты легко исчезают в ходе игры со сверстниками.

Контакт у некоторых детей избирательный, эти дети проявляют симпатии к одному - двум детям из всей группы.

Малыши подросли и многому научились. Все дети стали понимать устную обращённую речь, все могут показать предмет, названный взрослым. Намного улучшилась речь детей, все дети заговорили. Легко произносят услышанные стихи и песни. Дети заговорили сложными фразами. Ребята рассказывают об увиденном, хотя иногда и отрывочными фразами, но это присуще их возрасту. Произношение у большинства детей правильное, за исключением звука р и шипящих. Речь стала более развитой, благодаря проводимой кружковой работе «Потешки» и «Пальчиковые игры» . Большое внимание уделяется развитию мелкой моторике рук. Видны результаты работы на лепке, рисовании.

Занятия проводятся по подгруппам. Разделение по подгруппам проведено по принципу индивидуальных особенностей детей, в группе есть гиперактивные дети, их распределили в разные подгруппы.

    Степень сложности проведённого занятия высокая, т. к. у всех детей освоение программы на среднем и высоком уровне.

    Цель :

1. Обогащать и систематизировать словарный запас.

2. Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные»

3. Развивать внимание, мышление, память, зрительное восприятие.

4. Задачи :

1. Закрепление обобщающего понятия «домашние животные».

2. Воспитание внимания к собственной речи, интереса к занятиям по развитию речи.

3. Развитие речевой активности детей.

4. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5. Развитие артикуляционной моторики.

6. Становление речевого дыхания.

7. Развитие общей моторики.

Игровые методы и приё мы :

    Сюрпризность, эмоциональность.

    Создание игровых ситуаций.

    Дидактические и подвижные игры.

Словесные методы и приё мы :

    Разговор, беседа.

    Рассматривание картинок.

    Подсказывание нужного слова.

    Напоминание, пояснение.

    Использование художественного слова.

    Вопросы.

Практические методы и приё мы :

    Совместные действия воспитателя с ребёнком.

    Упражнения.

    Выполнение поручений.

Наглядные методы и приё мы :

    Показ предметов и игрушек.

    Приближение объекта к детям.

    Задание детям, вопросы.

    Включение предметов в деятельность детей.

    Активное действие детей.

    Выполнение игровых действий.

    В ходе занятия был закреплён пройденный материал и выявлен уровень знаний детей по предложенным заданиям. Задания соответстуют возрасту детей и программному материалу.

    Были использованы названные методы и приёмы.

    Удачные моменты :

Поставленные цели и задачи были решены.

Дети с удовольствием выполняли все предложенные задания; не было пауз. Индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Неудачи :

Занятия затянулось по времени, но дети не устали, т. к. были использованы различные методы и приёмы, чередовались различные виды деятельности.