Силуэтные линии (плеч, талии, низа и другие линии, определяющие восприятие формы изделия в фас и в профиль) характеризуют пропорции, объемную форму одежды и ее внешние очертания. Конструктивные линии (швы) расчленяют поверхность одежды на отдельные части (детали) с целью создания её объемной формы конструктивным способом (посредством кроя). Основными конструктивными швами являются: плечевые, боковые, проймы, горловины, швы рукавов. Эти швы остаются малозаметными на поверхности одежды, если не предусмотрено выделение их художественным оформлением модели. К декоративным линиям относят линии, образуемые различными отделками, а также контурные линии краев деталей (воротника, лацкана, борта и т. д.).

К конструктивно-декоративным линиям относятся все видимые швы, используемые для следующих целей: 1) решение формы (рельефы, боковые швы, швы кокеток, локтевые и внешние швы рукавов, швы втачивания рукава и т.д.); 2) достижение рациональной укладываем ости материала по ширине, в том числе на узких материалах, например, боковой шов изделия прямого силуэта; 3) обеспечение в изделии необходимой равновесности и формоустойчивости, зависящих, в первую очередь, от направления нитей основы в деталях (например, наличие плечевого шва позволяет раскраивать детали спинки и переда, совмещая с нитями основы их средние линии

Композиция костюма

Слово «композиция» происходит от итальянского composition – согласно соединять. В применении к костюму это означает умение правильно сочетать все его элементы в единое целое для создания гармоничного образа. Гармонизации формы костюма способствует знание основных закономерностей композиции.

Правильное использование средств композиции при разработке моделей – удачный выбор формы и линии костюма, продуманное сочетание – фактуры, цвета и рисунка материала – во многом может определить окончательное решение покупателя приобрести то или иное изделие. Знакомство с основными закономерностями и средствами композиции, используемыми на практике при создании различных моделей костюма, поможет покупателю более правильно оценить предлагаемое изделие и выбрать одежду в соответствии со своим индивидуальным обликом.



Дизайн одежды предполагает обязательный учет назначения и условия использования разрабатываемой модели. Костюм должен быть удобен, практичен и красив. Поэтому его форма, конструктивное решение, выбор материала отделки и цвета подчиняются двум основным функциям - эстетической и практической. Важно отметить, что мы говорим о дизайне и разработке моделей одежды для массового покупателя, т.е. если можно так сказать одежды «практической».

Одной из закономерностей композиции является четкая взаимосвязь между формой костюма и характером его отдельных элементов и деталей. Все элементы формы костюма должны обладать общими свойствами, например, если, изделие имеет прямую форму с четкими контурами, то такими же линиями должны обладать и все детали, пуговицы, отделки и т. д.

Форма костюма

Форма костюма имеет три проекции: профильную, фронтальную, поперечную. Профильная проекция - восприятие костюма в профиль, фронтальная - в фас, поперечная - предполагаемые горизонтальные членения формы в различных точках фигуры.

Форма костюма характеризуется определенными параметрами. Основные из них - это силуэт, пропорции, размеры, масса, материал, цвет и др. Форма выразительна лишь в том случае, когда четко выявляются ее силуэт, точность пропорциональных соотношений отдельных частей, ритмический строй деталей, гармоничность цветовых соотношений.

Силуэт костюма

Лучше всего выражает форму костюма силуэт. Силуэты различают по степени прилегания к фигуре (прилегающий, полуприлегающий, свободный, расширенный или зауженный книзу) и по геометрическому виду (прямоугольный, трапециевидный, овалообразный, X-образный).
Путем разнообразных сочетаний трапеции, прямоугольника и овала можно выразить все многообразие форм. Доминирующей в ансамбле обычно является одна форма, которой подчинены все основные части костюма. Это так называемый геометрически обобщенный символ, который определяет форму костюма. Изменение формы костюма во времени связано с понятием стабильности и мобильности ее элементов. Одни признаки формы меняются быстрее, другие медленнее (структура материала).
Закономерностью композиции формы является соподчиненность ее частей. Форма должна быть правильно организована с точки зрения тектоники, которая выражается, прежде всего, через пропорции: членения формы являются границами ее частей.

Пластика костюма

Одной из важных закономерностей организации формы являются принципы пластики и ритмики. Под пластикой понимается постепенность в переходе от одной части формы к другой. Пластика костюма выявляется благодаря ткани: направление движений складок воланов, конструктивных и декоративных линий о6разует «движение» формы. Когда отдельные части формы сочетаются друг с другом по принципу контраста, геометрически четкие элементы используются наряду с пластичными криволинейными, но и в этом случае должен быть соблюден принцип гармоничного соподчинения целого и его частей.

Конструктивные линии костюма

Форма костюма создается путем конструктивного решения и сопряжения отдельных объемов или элементов. Линии, по которым происходит это сопряжение, называются конструктивными. К ним относятся: соединительные швы, рельефы, подрезы, вытачки и т. д. Если эти линии декоративно оформлены (шнуром, вышивкой, тесьмой и т. д.), то их называют конструктивно-декоративными. Существуют и просто декоративные линии в виде полос, вышивки, кружев, мережки и др.

Все разнообразие линий по их начертанию можно разделить на три группы: прямые; кривые с постоянным радиусом кривизны (окружности и дуги); кривые с переменным радиусом кривизны (параболы и спирали).
Прямые линии, как внутренние, так и силуэтные, используются при создании костюмов спортивного, делового характера, рабочей, детской одежды. Прямые «негнущиеся» линии в рабочей одежде просторного кроя вызывают ощущение собранности, деловитости. В детских костюмах кокетки, как правило, прямой формы, а кармашки и фартучки - в виде части круга; эти изделия украшают орнаментом в виде кубиков, горошка - простых геометрических форм, доступных восприятию ребенка.
Для вечернего туалета чаще используют криволинейность, сложные драпировки, косой крой. Эти линии - параболы - динамичны, они выражают ускоренное или замедленное движение, так как в основе их лежит ритмическое повторение.
Любая сложная кривая фактически состоит из отрезков, соответствующих линиям одной из трех названных выше групп. Очерченность силуэта костюма достигается более или менее сложными линиями. Вместе с тем технологическая и влажно-тепловая обработка изделия также придает линии определенную конфигурацию.

Итак, пластика формы костюма зависит от пропорций отдельных ее объемов, линий, конструктивной обработки изделий.

Ритм в композиции костюма

В пластике формы, динамических линиях, силуэте проявляется ритмический строй изделия. Каждый костюм обладает определенным ритмическим решением, учитывающим его назначение, возраст человека, для которого он предназначен, и другие признаки.

Самое простое проявление ритма в костюме - это повторение одного и того же элемента через равные промежутки. Такой ритм называется метрическим. В основе ритмических построений костюма лежат пропорциональные отношения. Поэтому использование ритма требует чувства меры, за пределами которого возникает ощущение однообразия и монотонности.
Сложный метрический рядможет строиться на нескольких величинах, повторяющихся через равные промежутки. На этом принципе основана большая часть композиций из ткани в полоску.
По схеме организации элементов в костюме ритмический или метрический ряд может иметь вертикальное, горизонтальное, спиральное, лучевое, радиальное, параллельное, комбинированное направления.

Таким образом, проявления ритма в костюме весьма разнообразны. Ритмическая организация его различных элементов является важным средством для создания - целостного образа, поэтому ее относят к закономерностям композиционного построения костюма.

Пропорция в композиции костюма

Организация формы костюма по принципу ритма и пластики подчиняется основной пропорциональной закономерности. При восприятии формы одежды в целом мы сопоставляем одни ее части с другими. Сопоставлять, сравнивать можно объемы, характеристики фактур материалов, величину цветовых пятен и д. Положительное восприятие соотношений двух сравниваемых величин свидетельствует об их согласованности, соразмерности.

Простейшим видом согласованности является тождество, т. е. полное сходство (равенство, повторение) площадей, линий, фактур, цветов. Однако следует иметь в виду, что многократное повторение отдельных элементов быстро вызывает утомление, притупляет восприятие. Небольшие различия в линиях, площадях определяются как контрастные отношения. Их острая выразительность требует строгой выверенности сопоставляемых частей, учета определенных закономерностей.

Характерные соотношения частей костюма - 7/8 (полупальто и юбка), 3/4 (рукав); длина мини-юбок составляет 1/3 длины одежды, свитера или блузы с напуском -2/3.
Наиболее часто встречается в костюме пропорция «золотого сечения», которая условно выражается как 2/3:1/3, или в цифровом выражении 1,62/1=1/0,62. Эта пропорция возникла в результате анализа соотношений в различных природных формах, человеческой фигуре как наиболее гармоничная. Поэтому, естественно, она широко используется в проектировании костюма.

Форма костюма композиционно может быть организована по принципам симметрии или асимметрии. Симметрия может проявляться в расположении отдельных элементов изделия, фурнитуры, отделки и др. Как правило, относительно симметричными создаются костюмы для работы. При определении характера симметрии следует помнить о композиционном центре, который располагают в верхней части формы костюма.

Асимметрия предпочтительнее для нарядной одежды. Асимметричное расположение элементов костюма должно быть обязательно уравновешено. Например, если расположить карман на правой стороне, то платок или шарф, завязанный на шее, должен быть расположен на левой стороне платья. При использовании принципа асимметрии в одежде необходимо соблюдать чувство меры.

Как подобрать свой стиль в одежде? Как правильно выбрать силуэт, цвет одежды? Все эти вопросы нелишние, если вы желаете выглядеть элегантно.

Характер вашей одежды зависит, в первую очередь, от ее стиля. По стилевому решению все многообразие форм одежды можно свести к трем основным группам: одежда классического стиля, одежда спортивного стиля и одежда стиля фантазийного или женственного.

Основные стили одежды

Очень важно найти именно свой стиль одежды. Деловая женщина предпочтет классический стиль, который отличается строгостью и подтянутостью. Мода не вносит в него резких изменений, она лишь слегка поправляет форму: чуть шире или чуть уже плечо, плотнее или свободнее талия, шире или уже лацкан. Деталей в такой одежде очень мало и только необходимые: отложной или английский воротник, прорезные карманы в рамку с листочкой, клапаном. У такой одежды часто бывают и простые по форме накладные карманы без излишней отделки.

Одежда спортивного стиля во все времена была свободной формы, обеспечивающей удобство в движении. Она подчеркивает спортивность фигуры, стройность и подтянутость. Спортивный стиль отличается обилием деталей. Воротники, карманы, застежки - самые разнообразные. Рукава чаще рубашечный и реглан.
Вариант спортивного стиля для девушек - джинсовые юбки и другая джинсовая одежда. Это джинсы, а также разнообразные изделия из джинсовой ткани: сарафаны, платья, пальто, куртки.
Такая одежда шьется с большим количеством различных накладных и врезных карманов и других практичных деталей. Дополнения к одежде: рубашки спортивного характера, трикотажные майки, жилеты, пуловеры, шарфы, шитые головные уборы из плотных хлопчатобумажных, смесовых, плащевых тканей, кожи и замши.

Обаятельность девушки подчеркивается в одежде в стиле "женственный". Одежда этого стиля отличается сложным покроем, необычностью форм, сложностью отделки. Детали отличаются оригинальностью и смелостью, что даст простор для фантазии. Воротники могут быть самые разнообразные: воротники-пелерины, воротники-капюшоны, драпированные, воротники с вышивкой и отделкой. Воланы, рюши, жабо, кокилье - это тоже детали женственного стиля.

Стиль одежды, навеянный мотивами народного творчества называется фольклорным. Наследие народного костюма - это разнообразие вариантов прямого кроя. В простоте кроя, изготовлении одежды без особой подгонки заключена вековая мудрость народа. Фольклорный стиль - это разнообразие вышивки и отделки, яркие чистые краски.

Четыре основных силуэта одежды

При всем разнообразии форм современной одежды можно определить четыре силуэта, которые на протяжении последних десятилетий постоянно в моде: прямой, полуприлегающий, приталенный и трапециевидный. Каждый имеет несколько вариантов, более объемных или более спокойных, классических.

Прямой силуэт является ведущим. Он может быть узким и вытянутым или более широким, приближающимся к квадрату. Прямой силуэт с округлыми плечами и слегка зауженный книзу напоминает букву "О", такой же заутюженный, но с плечом более четким - букву "У".

Полуприлегающий силуэт слегка подчеркивает формы фигуры, может быть более коротким или более длинным. Он является силуэтом умеренной моды. Формы приталенного силуэта могут напоминать букву "Х". Такую форму может создать расширенная линия плеча, низа изделия и тонкая талия. Приталенный силуэт может иметь узкий или свободный лиф, расширенную или зауженную юбку.

Силуэт трапеция - это силуэт, в котором форма расширяется от линии плеча или проймы. Расширение может быть спокойным или более значительным с крупными подвижными фалдами. Разнообразны по своим формам и рукава - втачные и цельнокроеные, реглан и реглан-погон, рубашечные и т. д.


Форму одежды создают конструктивные и декоративные линии: вытачки, рельефы разных инструкций, сборки, буфы, драпировки, защипы, подрезы, фалды, клеш. Оформление одежды не должно быть случайным, оно должно ответствовать силуэту и составлять с ним единое целое. Вытачка может быть расположена с краю детали или в ее середине, быть закрытой или открытой, простой или фигурной.

Рельефные швы - это соединительные швы, которые являются одновременно элементом оформления. Они могут быть дополнены с вытачками и без, строго вертикальными или фигурными. Сборки также создают объемность и получаются при стягивании материала одной или двумя параллельными строчками.

Буфы создают рельеф на поверхности материала и поэтому одновременно являются и отделкой. Они могут быть машинными и ручными.

Драпировка - свободнолежащие или падающие складки различного характера с их последующим закреплением. Выполняют ее обычно на тонких эластичных тканях крепового переплетения из шелка и шерсти. Чтобы получить плавные гибкие линии, ткань лучше раскроить в косом направлении нити.

Защипы - это многочисленные мелкие близко отстоящие одна от другой складочки или вытачки. Они частично застрачиваются и заканчиваются мягкими складочками. С помощью защипов и сборок можно получить свободные формы изделий.

Подрез - своеобразное художественное оформление. Ткань частично разрезается, чтобы создать выпуклость в области бедер, груди.

Фалды можно получить при покрое "клеш" (выкраивание деталей воронкообразной формы под углом 45° к нитям основы). Под тяжестью ткани образуются мягкие фалды.
См. Как сшить юбку-солнце .

Воланы бывают двух видов. Иногда это прямые полосы ткани, выкроенные по косой нити. Притачиваемую сторону собирают или закладывают частыми мелкими складочками. В других случаях воланы выкраивают полосами по спирали или по кольцу и притачивают к изделию внутренними срезами. Такие воланы обычно выполняют в нарядных изделиях из шелковых тканей.

Оборки представляют собой различной ширины полосы материала, присборенные с одной стороны и этой же стороной пришитые к изделию. Выкраивают их по долевой линии ткани.
См. Юбка с оборками по косой .

Рюши - это тоже полосы материала, но присборенные посередине. Края в них должны быть обработаны на машине или вручную. Рюши выполняют как из ткани изделия, так и из различных отделочных материалов.

Жабо - съемная или втачная в горловину отделочная деталь. В крое представляет собой неполный круг или форму капли. В готовом виде жабо укладывается равномерными фалдами.

Кокилье - это отделочная деталь, образованная двумя окружностями, проведенными из одной точки с плавным уменьшением радиуса до пересечения внешней окружности с внутренней. Кокилье прикрепляют к середине переда внутренним срезом. Внешний срез свободно драпируется под тяжестью ткани.


На протяжении веков цвета использовали для выражения определенных чувств и понятий. Так, свадебное платье делают чаще всего белым, маленьким девочкам покупают одежду розового, а мальчикам голубого цвета. Платье для выпускного бала - светлое: белое, бледно-розовое. Официальная мужская одежда - темного цвета.
Каждая мода имеет свою определенную цветовую гамму. Могут предлагаться цвета яркие или спокойные, светлые или темные, чистые или сложные. Цвета серый, белый и черный стали классическими. Женская одежда более сложная по цвету. Молодежная - красочная и яркая. Очень важным моментом является сочетание цветов. Цветовые сочетания могут быть тональными или контрастными. Тональное сочетание - это сочетание двух или трех близких цветов, например, светлого, среднего и темного оттенков какого-нибудь цвета в одном костюме. Контрастное сочетание цветов делает одежду яркой, эмоциональной.

Сочетание цвета в одежде влияет и на ее форму. Удачным использованием цвета мы можем создавать различные зрительные иллюзии. Надо помнить, что цвета светлые и теплые (желтый, оранжевый, красный) являются "выступающими", они зрительно увеличивают форму одежды, поэтому для полных фигур их применять не рекомендуется. Полным женщинам больше подходят цвета "отступающие". Это холодные цвета (синий и зеленый) или темные насыщенные. Также полным женщинам следует избегать контрастных сочетаний цветов.

Необходимо отвлекать внимание от тех частей фигуры, которые невыгодно подчеркивать. Так, если у человека слишком плотное телосложение, цветовую отделку, привлекающую внимание, располагают где-нибудь около шеи. Черные туфли и черная шляпа при светлом костюме подчеркивают высоту. Темная юбка может зрительно заузить бедра, темная блузка - уменьшить размер лифа. Хорошо, если все изделия и дополнения гардероба - шляпы, перчатки, обувь увязаны между собой по цвету. Этого можно добиться, если за основу взять один какой-нибудь цвет. Выбор основного цвета в гардеробе может зависеть от цвета волос, глаз, цвета кожи и характера женщины.

На форму изделия влияет и рисунок ткани. Комбинация цвета и рисунка ткани влияют на внешний вид одежды, ее выразительность. Ткань с крупным рисунком создает впечатление большого рельефа и выпуклости. Полная и низкая фигура в одежде из такой ткани покажется еще полнее и приземистее. В этом случае нужно выбрать ткань с мелким рисунком. Редкие горизонтальные полосы, расположенные в различных областях, зрительно расширяют эти области.

Для худощавых высоких женщин приемлемы платья из ткани с крупным рисунком, в клетку, горох, которые зрительно полнят фигуру. Эти зрительные иллюзии можно использовать в моделировании одежды, при необходимо визуально изменить всю фигуру или ее отдельные части.

Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее»

X Научно-практическая конференция «Шаг к творчеству»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества «Созвездие»

Студия «Силуэт»

Руководитель:

Макарова Людмила Викторовна,

педагог дополнительного образования

г. Саянск, 2012

Содержание

1. Введение 3

2. Основная часть 4

3. Заключение 8

4. Литература 9

5. Приложение 10

Введение 3

Геометрические формы

Прямой силуэт - По геометрическому виду он близок к прямоугольнику или квадрату, в зависимости от соотношения вертикальных и горизонтальных размеров. Одежда прямого силуэта прекрасно подходит ко всем типам фигур, так как она успешно маскирует их возможные недостатки.

Трапециевидный силуэт - характерен для расклешенной одежды. Одежда трапециевидного силуэта с незначительным расклешением книзу визуально делает фигуру более стройной, поэтому такая форма может рекомендоваться людям полным и невысокого роста. Такой вариант трапециевидного силуэта называется еще «силуэтом-А»

Полуприлегающие силуэт - характеризуется умеренными пропорциями, приближенными к естественным пропорциям фигуры человека. Полуприлегающая одежда повторяет форму тела, но не обтягивает его, обладая достаточной объемностью. Такая силуэтная форма может быть рекомендована людям с различными фигурами и типами сложения. Особенно характерен полуприлегающий силуэт для верхней одежды.

Прилегающий силуэт -подчеркивает достоинства их фигуры. Под понятием «прилегающий силуэт» подразумевается две формы, которые принято называть «силуэт-Х» и «песочные часы». Обе эти разновидности имеют общие черты: плотно облегающий фигуру лиф, акцент на тонкий талии, подчеркнутой конструкцией изделия или поясом. Однако по своему геометрическому виду они значительно отличаются. «Силуэт-Х» напоминает две трапеции соединенные между собой малыми основаниями по линии талии. Такая одежда имеет заметный контраст между расширенными линиями плечевого пояса и низа расклешенной юбки и тонкой талии. Одежда «силуэта-Х» хорошо подходит высоким стройным женщинам.

«Овал»: по сути дела он представляет собой модификацию прямого силуэта, но в отличие от последнего имеет округлую форму плеча и зауженную линию низа изделия. Таким образом, самая широкая часть одежды овального силуэта - это область талии и бедер. Скругление плечевой линии может быть достигнуто различными способами - благодаря конструкции изделия (например, покрой реглан или полуреглан), использованием деталей определенной формы (например, крупный, высокий воротник или широкий воротник - стойка). В одежде такого силуэта плечевые подкладки либо вовсе не применяются, либо последние имеют круглую форму. Одежда силуэта «овал» не рекомендуется для женщин невысокого роста, так как визуально она «приземляет» фигуру.

Ряды пропорционального развития геометрических форм одежды

2.2. Геометрический вид формы

Геометрический вид формы – это соотношение размеров формы по трем координатам пространства.

Форма одежды может развиваться в одном направлении – быть вытянутой в длину. Такая форма называется линейной. Плоскостная форма активно выражена в 2-х измерениях, объемная – развита в 3-х направлениях.

Примеры линейных, плоскостных, объемных форм одежды

Формы, приближающиеся к кубу, шару, выражают наибольшую объемность, а формы, приближающиеся к вытянутой линии, – наименьшую объемность.

Для характеристики геометрического вида формы наибольшее распространение получили вербальный и графический способы.

Вербальная характеристика геометрического вида формы сводится к описанию ее набором слов. В этом случае прибегают к образному сравнению: с геометрическими фигурами (“прямоугольник”, ”овал”,” трапеция” и т.п.) или с их сочетаниями; с предметами (“фонарик”, “бочонок”, “амфора”, “зонтик”, ”песочные часы”, “тюльпан”, “рыбка”, “колокольчик” и т.д.); с буквами и цифрами (форма “А”, “Д”, “Н”, ”I”, ”Х”, “8”). Некоторые формы в практике проектирования одежды получили определенные названия: “редингот”, “годе”, “принцесс”. Вербальная характеристика не несет количественной информации о форме.

Графическая характеристика геометрического вида формы существует в виде рисунка, фотографии, голограммы, скульптурного изображения образца изделия или выполняется при помощи каркасов. Различают точечные, линейные и сетчатые каркасы, представляющие собой системы точек или линий (горизонтальных и вертикальных сечений), выбранных на поверхности формы. Чаще всего графическая характеристика геометрического вида формы задается в виде рисунка, который может быть представлен как эскиз модели (рисунок любой техники, в свободной манере передающий идею формы) и как технический рисунок, выполненный с соблюдением определенных правил, в том числе размеров и пропорций типовой фигуры.

Линии формы

В практике проектирования формы одежды рассматривают три группы линий:

1. Силуэтные – границы, в которых проявляются контуры формы в целом.

2. Конструктивные – видимые линии соединения составных частей и деталей формы: швы, вытачки.

3. Декоративные – линии различных отделок, отделочные строчки, строчки рельефов, пояса, клапаны, хлястики, шнуры, сутаж, линейная вышивка. Часто декоративный характер носят и конструктивные линии.

Силуэт – это плоскостное восприятие формы, проекция объемной формы на плоскость. При анализе силуэтных линий рассматривают линии верхнего, бокового и нижнего контуров изделия. При оценке верхних контурных линий учитывается наклон плечевых скатов, конфигурация линии перехода от плеча к рукаву, разворот плечевого контура, форма головки и нижней части рукава.

Изучив выше сказанное, мы видим проблему: сложность в изготовлении одежды. Конструирование и моделирование одежды – это сложный расчётно- аналитический способ, который требует высокой точности и определённых знаний в области проектирования одежды, но каждой девушке, женщине свойственно хорошо и модно одеваться ведь мода меняется с каждым сезоном и поэтому, мы выдвинули гипотезу, если взять круг (квадрат, овал, треугольник и тд) ткани, то можно легко и быстро изготовить из него одежду любому, кто имеет начальные навыки в изготовлении одежды, швейное изделие типа «а ля» «болеро», платье, жакет и т.д.

Цель: создание оригинального швейного изделия простым способом.

Задачи:

Основная часть 4

Реализуя поставленные задачи, мы проделали большую работу. На первом этапе работы над проектом нами были изучены строение женской фигуры и методы расчётно-аналитического конструирования одежды, путём снятия мерок с типовой фигуры и расчёта по правилам конструирования этого метода. На втором этапе сравнивался и подбирался соответствующий материал, решались вопросы конструирования и технологии создания простых форм в конструировании одежды.

Технологическое решение проекта вылилось в эскизах одежды простых форм взятых за основу: круг, квадрат, треугольник. Разработана технологическая карта изготовления модели. Выполнены эскизы выбранных моделей одежды.

Этапы исследования отражены в следующей таблице.

Этапы исследования

Методы исследования

Содержание работы

Планируемый результат

1 Диагностико-прогностический

Сбор и изучение информации

Выбор темы проекта, его обоснование и формирование мотивации деятельности по выполнению проекта.

Познакомиться с основами проектирования одежды.

Изучение строения женской фигуры.

Составить план работы над проектом.

Начальный подбор материала по геометрическим формам.

Выбор эскизов и силуэтных форм.

2 Конструкторский

Комплектование материалов

Выбрать материал для изготовления образа модели (ткань) инструменты и оборудование.

Разработать технологические этапы по выполнению эскизов.

Организовать рабочее место.

Подобрать конструктивные линии силуэта костюма (полуприлегающий, свободный).

Цветовое и композиционное решение образа. Зарисовка эскизов.

Снятие мерок с фигуры.

Расчёт расхода материалов.

Чертёж, выкройка.

Сборка изделия на примерку.

3 Организационный

Обобщение

Планирование.

Разработка технологических карт.

Сбор и подготовка материалов к работе.

Инструктаж по ТБ.

План работы.

Технологические карты.

Материал для работы.

4 Технологический

Эксперимент по подбору геометрических форм, упрощению, составление композиции образа.

Моделирование костюма.

Раскрой.

Технологическая обработка изделия.

Расчет себестоимости.

Готовое изделие.

Таблица себестоимости.

5 Заключительный

Обобщение полученного опыта

Выдвигаются выводы о результатах проделанной работы.

Оформление тезисов.

Оформление проекта и защита проекта.


В работе над практической частью, мы выполнили проект, выделив в работе следующие этапы:

    Обоснование выбранной темы.

    Источники творчества авангардистов-модельеров костюма.

    Историческая справка.

    Эскиз костюма.

    Характеристика материалов.

    Виды оборудования и средств малой механизации труда.

    Правила раскроя.

    Последовательность технологической обработки швейного изделия.

    Расчёт.

    Вывод.

Характеристика использованных материалов.

Наименование материалов

Состав

Механические свойства

Технологические свойства

Подкладочная

Синтетический полиамид, лавсан

Плотная

Растяжимая

Скольжение

Неусадочная

Осыпаемая

Непылеёмкая

Портьерная

Смешанные волокна, лён

Прочная

Имеет матовый блеск

Малоосыпаема, малоусадочная, проста в обработке

Нитки

Армированные

Синтетические волокна

Прочные

Прочная, имеет блеск

Растяжимая

Широкое применение

Осыпаемая


Швейное оборудование и приспособление средств малой механизации труда использованное в работе сведено в таблицу.

Наименование

оборудования

Характеристика

Применение

Швейная машина «Чайка-142М»

Универсальная бытовая швейная машина

Стачивание заданных швов изделии

Спец. машина 51 класса

Краеобмёточная

Предохранение краёв изделия от осыпаемости нитей

Утюг, утюжильная доска

Приспособление для влажно-тепловой обработки изделия

Утюжильные работы в ходе изготовления изделия

Ножницы, см лента, линейка, карандаш, портновский мел, булавки, иглы, нитки, напёрсток

Инструменты швейного дела

Для удобства и правильного выполнения работы


Построение основы плечевого женского костюма «А ля болеро» выполнено в натуральную величину и приложено в проекте. Поузловая технологическая обработка изделия показана в следующей таблице:

Технологическая карта обработки изделия

Название работы

Схема

Описание работы

Оборудование

Эскиз

Зарисовка общего вида изделия

Карандаш, бумага, ластик

Снятие мерок

Снять мерки с фигуры:

Сг-полуобхват груди

Др-длина рукава

Ди-длина изделия

См лента

Карандаш,

Раскрой

Разложить ткань на столе, приколоть булавками готовую выкройку, обмеловать, сделать припуски на швы 2см, вырезать

Выкройка, мел, ножницы, линейка, лекало, булавки

Первая примерка

Сколоть булавками припуски на швы, обмеловать, перехлопать на левую сторону припуски и все конструктивные линии, сметать смёточными стежками всё изделие. Сделать примерку на фигуре, произвести уточнения после примерки.

Нитки, иголка, наперсток, булавки, мел

Обработка швов на швейном оборудовании

Стачивание всех швов на шв. машине «Чайка-142М», обработка краёв швов на спец. машине 51 класса

«Чайка-142 М», спец. машина 51 класса, ножницы

Влажно-тепловая обработка технологических узлов

Разутюживание швов

Утюг, утюжильная доска, приспособления для утюжки


Заключение

В конце работы над проектом нами была составлена таблица себестоимости

Наименование используемых материалов

Цена

Расход материала

Затраты на материал

Бумага (газета, старые обои и.тд)

5 листов

0 рублей

Ткань, нитки

Б/у

0,9 метра

60 рублей

Оценка работы

Работа над проектом принесла нам удовлетворение, радость творчества и созидания. Поставленные цели и задачи решены нами в полном объёме.

Нам удалось создать образ простых эскизов швейных изделий и воплотить в материале. Низкая себестоимость проекта потому, что модели одежды выполнены не в натуральную величину, по принципу макета, модели будут выполнены из материала в натуральную величину к ежегодному празднику-конкурсу моды «Фея-2012» и продемонстрированы на публику.

Литература

    URL:

    Буровик К.А. Родословная вещей - 2е издание переработка М.: «Знание», 1991 г. – 232 стр.

    Божович Л.А. История костюма, М.2000 г., 346 с.

    Журнал «Бурда»№2 2005 г., 34, 2006 г.

    Тукбатулина Л.М. «Проектирование костюма» Л.М Тукбатулина, Л.А. Сафина, В.В. Хамшатова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2007 г. – 283 с.

Приложение

Геометрические формы в одежде

Жук Елизавета,

детское объединение «Силуэт», 7 класс

Геометрический вид - свойство формы, определяемое соотношением ее размеров по трем координатам пространства. Кроме того, геометрический вид характеризуется прямолинейностью и криволинейностью поверхности.

Силуэт - плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды. Для характеристики силуэт иногда сравнивают с простыми геометрическими формами: квадратом, прямоугольником, трапецией, овалом и др. Однако, как правило, силуэт состоит из нескольких простых или сложных форм, отдаленно напоминающих человека в одежде.

В пределах этих силуэтов возможны их различные модификации. Например, одежда может сужаться и удлиняться, образуя, таким образом, более динамичную активную форму. Или, наоборот, при укорочении длины изделия и расширения его горизонтальных пропорций, одежда приобретает статичность, устойчивость. Вариации моделей на основе базовой силуэтной формы всегда зависят от эстетических и стилевых требований текущей моды.

«Всё оригинальное просто» - эту крылатую фразу в очередной раз можно доказать в моём творческом проекте.

Цель: создание коллекции оригинальных швейных изделий простым способом.

Задачи:

    Изучение иллюстраций и подбор эскизов одежды в геометрических формах.

    Изучение строения женской фигуры.

    Совершенствование навыков конструирования и моделирования одежды.

    Разработка технологического решения проекта.

    Описание результатов работы и демонстрация проекта.

Методы, используемые в ходе работы :

Изучение и сбор информации.

Моделирование и конструирование.

В процессе работы поставленная гипотеза нашла подтверждение. Технологическое решение проекта вылилось в эскизах простых форм одежды и представлении макетов в материале. Заключительный этап работы включал в себя оформление проекта и его защиту.

Основные силуэты и силуэтные формы женской одежды

Силуэтом называют внешние очертания, контуры какого-либо предмета (в данном случае одежды) видимого нами на расстоянии или в полумраке, когда внутренние линии и детали не видны.

Применительно к одежде форма основных конструктивных поясов торса: плечевого, грудного, талиевого, бедренного и линии низа изделия характеризует тот или иной силуэт, выражает основные признаки и отличительные особенности одного силуэта от другого.

Ведущими являются четыре основных силуэта: прилегающий, полуприлегающий, прямой и расширенный.

Прилегающий силуэт (рис. 6, а) характеризуется большим или меньшим облеганием верхней части фигуры человека, то есть в области плечевого, грудного и талиевого конструктивных поясов. Необходимо отметить, что степень облегания (даже в прилегающих силуэтах) различная и достигается величиной выбранных прибавок, прежде всего по основным конструктивным поясам. Характерными признаками прилегающих силуэтов является полностью или частично отрезное изделие по линии талии и увеличенное расширение нижней части. По степени прилегания силуэт может быть плотно облегающий, прилегающий, умеренно прилегающий.

Полуприлегающий силуэт (рис. 6, б) характеризуется пластичностью формы и умеренным средним облеганием фигуры по основным конструктивным поясам: грудному, талиевому и бедренному. При этом величины прибавок берут большими, а диапазон их применения шире по сравнению с прилегающим силуэтом. Характерным признаком полуприлегающих силуэтов является наличие плавных (близких к вертикальным) декоративно-конструктивных линий и небольшое, умеренное расширение нижней части изделия.

По степени прилегания полуприлегающий силуэт может быть средний, умеренно полуприлегающий, широкий полуприлегающий.

Прямой силуэт (рис. 6, в) в отличие от первых двух выражает простейшую форму прямоугольника в основном с одинаковой шириной по всей длине изделия. Этот силуэт может иметь незначительное расширение или сужение книзу, или легкое полуприлегание в области талиевого конструктивного пояса для выражения пластичности формы. Величины прибавок применяют с большим интервалом, то есть степень прилегания изделия к фигуре может быть разной и колеблется в широких пределах, выражая определенную форму изделия.

По форме силуэт может быть прямой узкий, прямой умеренный, прямой средний, прямой широкий, прямой свободный.

Типовой расширенный силуэт (рис. 6, г) характеризуется большим или меньшим расширением изделия книзу. При этом степень расширения колеблется в широких пределах: от минимально сдержанного до значительного, полного расширения. В этом случае средства выражения зависят от формы проектируемого изделия и могут быть различными, но обязательно с учетом применения определенного вида ткани.

Так, для решения сдержанной лаконичной формы расширенного силуэта расширение должно быть монолитным, то есть без фалд и склад, следовательно, ткань по своей структуре должна сохранить необходимую форму изделия в нижней его части.

Для данной формы расширенного силуэта прибавку в области грудного пояса нужно применять относительно минимальную. Для решения полной, мягкой формы данного силуэта средства расширения могут быть разнообразными: косой крой с глубокими фалдами, расширение с применением глубоких односторонних или встречных складок (или их сочетание), сборок и складок, дополнительных декоративно-конструктивных линий и т. д. Прибавку в области грудного пояса применяют относительно увеличенную и в каждом отдельном случае различную (в зависимости от формы изделия в грудном и плечевом конструктивных поясах). В этом силуэте средние расширения могут быть разнообразными: сдержанно расширенными, умеренно расширенными, со средним расширением, с увеличенным полным расширением.

Кроме рассмотренных основных силуэтов существует расширенный силуэт трапециевидной формы (штриховой линией вписанный в типовой расширенный силуэт, рис. 6, г). Он отличается от типового расширенного силуэта тем, что имеет довольно сложную форму, состоящую из прилегающей или плотно облегающей верхней части и сдержанного, монолитного расширения нижней части (юбки). В данном случае только нижняя часть придает силуэту расширенную форму. Прибавки по верхним конструктивным поясам (плечевому и грудному) следует применять не максимальные, которые рекомендуют для свободного расширенного силуэта, а самые минимальные, то есть прибавки, используемые для прилегающих силуэтов.

Таким образом, силуэтной формой называют возможные варианты и характерные различия в одежде одного и того же силуэта, например, прямой узкий (лаконичный) или прямой широкий и т. п.

Существует много чувств восприятия окружающего, одно их них зрительное, оно обладает большой объяснительной силой.
Первое зрительное впечатление от костюма, надетого на человека, складывается из степени объемности этого костюма и его силуэта. В направлении моды силуэт это обобщенное выражение плоскостного графического изображения основных особенностей его формы.
Силуэт это как бы рамка, в пределах которой, ограничиваясь ее контурами, разрабатывают объемную форму изделия в целом и отдельные ее конструктивно-декоративные линии. При этом силуэт в какой-то мере определяет форму изделия, но не отражает ее конструкции.
Конструкция изделия определяется ее покроем и разрабатывается на чертеже основы. На сетку чертежа основы наносятся контурные линии основных деталей изделия (линии проймы, горловины, плечевых и боковых срезов, низа изделия), а также линии талии, вытачек или рельефные линии. Отдельно разрабатываются чертежи основы рукава и юбки.
Покрой изделия определяется особым покроем рукава, членением основных деталей, расположением вытачек, швов и т. п. К основным покроям рукава можно отнести:
классический втачной рукав с окатом разной высоты; рукав покроя реглан и его разновидности; цельнокроеные рукава с различным наклоном от плечевого среза; комбинированные; рукава рубашечного покроя (прямой народный крой). Юбки одной и той же силуэтной формы могут также иметь самый разнообразный покрой в зависимости от наличия и расположения продольных и поперечных швов.
Выбор покроя изделия зависит от свойств применяемой ткани, ее ширины, пластичности, масштаба и направления рисунка, от назначения модели, а главное, от рекомендаций моды и конкретной фигуры.
В современной одежде форма рукавов очень разнообразна. Так, цельнокроеные рукава могут быть любого объема, с ластовицей и без нее, покроя «летучая мышь».

Разнообразна и сложна форма рукавов покроя реглан и полуреглан: от мягкого объемной формы до реглан-погона. Втачные рукава могут быть классического покроя, с наполненной головкой, функциональные (с незначительно пониженным окатом), окорокообразные (со сборками по окату и узкие у запястья); рубашечного покроя, а также прямокроеные в традициях русской народной одежды с ластовицами, клиньями и без них, внизу узкие и на манжетах.
Силуэт является основным фактором в выборе модной формы изделия. В основе силуэтной формы одежды лежит простейшая геометрическая фигура прямоугольник, треугольник, цилиндр, трапеция, овал и др. Построение этих фигур отнюдь не предусматривается с помощью циркуля, но именно из них исходят художник и конструктор при моделировании одежды.
Конструкция любого изделия обусловлена силуэтной формой и строится на чертеже основы.
На каждом этапе развития современной моды один и тот же силуэт одежды может быть представлен несколькими вариантами, различающимися объемом по линии груди, формой линии плеч, шириной низа. Этот важный фактор следует иметь в виду при создании строго индивидуальной одежды. Изменение объемов силуэтных форм способствует разнообразию стилевых решений и видов одежды различного назначения на фигуры разных возрастных групп. Следовательно, перед построением чертежа конструкции или разработкой выкройки необходимо прежде всего уточнить силуэтную форму, определить все ее нюансы и затем воплотить их в чертеже конструкции будущего изделия.
Существуют следующие силуэты одежды: прямой, прилегающий, полуприлегающий и трапециевидный . В разные периоды моды предпочтение отдается тому или иному силуэту.

Прямой силуэт

предлагается в нескольких вариантах.
Основой прямого силуэта является вытянутый четырехугольник, с естественной линией плеча, такой силуэт подойдет для женщин разных возрастов.
Модой диктуется расширенный прямоугольник,силуэт приобретает эту форму при расширении выкройки по линии плеча.
Узкий прямоугольник, что характерно для изделий со спрямленной линией плеча,такая форма приобретается при поднятии линии плеча, плечевыми накладками.
Квадрат с усеченными верхними углами. Изделия этого силуэта, объемные в области плечевого и грудного пояса, имеют округлую, значительно удлиненную линию плеча выразительной является прямая форма с четким расширенным плечевым поясом и зауженным низом.

Полуприлегающий силуэт

различается незначительным прилеганием по линии груди, бедер. Линия талии выражена незначительно, она может, варьировать от оригинальной в верх или вниз, в зависимости от фасона. Низ изделия, юбки брюк расширен к низу. Полуприлегающий силуэт, еле заметно выделяет очертания фигуры. Для женщин в возрасте и небольшим избытком веса, является отличной находкой.

Прилегающий силуэт

предназначен в основном для изделий отрезных по линии талии, с моделями включающими в себя пояс, ремни. Свободное прилегание по линии бедер,возможно, каскадные, пышные юбки. По линии груди от плечевых швов идут рельефы или облегающие фигуру вытачки. Прилегающий силуэт предназначен для женщин с отлично сложенной фигурой.

Силуэт трапеция

входит в моду и варьируется от умеренных до активных форм, умеренная или сильное прилегание по линии груди и плеча, и широкой юбкой книзу,возможен клеш, воланы складки, увеличивающий объем в низу.
В изделиях для молодых девушек, возможно использование поясов и активное расширение в низу изделия, для женщин постарше, предпочитаются формы более сдержанные и приближенные к традиционным.