Всё большую популярность приобретает тренинг коммуникаций для детей и подростков. Сформировать навык общения у школьников так же важно, как и дать им хорошее образование. Тренинг эффективного общения - курс, который поможет ребятам по-другому посмотреть на создание отношений.

В чём же особенность программ по общению для детей?

  • Участники учатся осознанно относиться к коммуникации
  • Понимать, что значит поставить цель разговора
  • Как быть интересным и рассказывать о себе
  • Учатся строить диалоги, слушать собеседника
  • Разбираются, что такое конфликт.

Тренинги для подростков на формирование общения помогут правильно строить разговор, стать увереннее в себе, выбирать контингент общения, быть интенсивным в обществе.

Тренинги общения для младших школьников имеют свои особенности

  • много игр и интерактивных заданий
  • все знания получаются только из опыта
  • после происходит обсуждение упражнений
  • процессе обсуждения ребята связывают знания с жизнью и учатся их использовать

Тренинг общения для подростков по структуре похож на занятия для ребят младшего возраста, но чем старше участники, тем больше внимания уделяется обсуждению игровых заданий, опыта участников и использованию полученных навыков в создании отношений в реальной жизни. Один из городов, в которых особенно популярен тренинг общения москва. Часто в небольших городах формирование навыка общения происходит более естественно. А в мегаполисах, таких как Москва, ребята часто ограничены расстояниями и требованиями к безопасности.

В чём преимущества групп по общению?

  • Здесь ребята получают структурированные знания о коммуникации
  • В игре учатся мастерству эффективного общения
  • Расширяют свой круг общения и находят друзей.
  • Родители, в свою очередь, получают поддержку психолога,
  • информацию о том, как эффективнее развивать своего ребенка и уверены в его безопасности.

Помните, уделять внимание развитию умения общаться так же важно, как и развивать интеллект и давать знания. Именно гармоничное сочетание знаний, уверенности и умения общаться - залог успеха в будущей жизни.

Упражнения тренинга

«Эффективное общение»

Цель тренинга открыто формулируется школьникам: например, научиться чувствовать и понимать других людей, чувствовать и понимать себя, преодолевать и раскрывать себя. В этих упражнениях важно стимулировать у школьников осознание своих способов общения, своей позиции среди других.
С участниками заранее обговариваются условия проведения тренинга: доброжелательность и доверие друг к другу; при оценке выполнения игровых заданий участниками оценивается не личность, а ее деятельность и способы общения; впечатления о степени удовлетворенности игрой участники должны сообщать руководителю.
1. «Интервью». У каждого человека по очереди все желающие берут интервью. Могут быть заданы вопросы такого характера:
- Любишь ли ты стихи?
- Твое любимое изречение?
- Любишь ли ты видеть сны?
- Если бы тебе предложили роль в фильме, кого бы ты хотел сыграть? (Артистические данные значения не имеют.)
- Есть ли у тебя хобби?
- Любимое имя?
- Чего ты больше всего боишься?
- Что ты больше всего ценишь в людях? И т. д. Каждому задают не больше 6-7 вопросов.
В первые занятия следует дать участникам установку, что они могут выбирать степень откровенности. Можно с полной откровенностью, можно частично, а можно вообще «в маске», отвечать будто не за себя, а за другого. Это обязательное условие, которое поможет снять психологический барьер у ряда подростков.
2. «Мнения ». У каждого человека по очереди все называют одно, но лучшее с точки зрения каждого в отдельности качество. В сумме получается привлекательная характеристика. Если участников значительно более 8, то игру можно проводить в несколько этапов, чтобы охватить всех.
В дальнейшем можно использовать другой вариант данной игры -«Метафоры». О каждом из участников мнения оформляют метафорично: «колючий ежик», «вечный двигатель», «головоломка» и т. д.
3. «Мимика и жесты». Варианты игр:
а) Каждый участник только при помощи рук показывает два противоположных состояния, например, гнев и спокойствие, печаль и радость, усталость и бодрость и т. п.
б) То же самое при помощи мимики (без жестов).
в) То же самое при помощи и мимики, и жестов, и позы (участвуют только добровольцы, так как упражнение трудное).
г) Все разбиваются на пары. Каждый из пары получает записку с простым заданием, например «написать письмо», «переставить мебель в классе» и т.д. Эти задания получивший записку должен передать напарнику жестами и мимикой. Второй должен выполнить понятое им перед всеми. Сравнивают написанное в задании с выполненным.
д) Группа разбивается на две части. Каждая из подгрупп теперь пассажиры автобусов, которые едут в противоположные стороны, но вот автобусы останавливаются друг напротив друга, скоро они продолжат движение. Однако в противоположном автобусе вы увидели друга/подругу, которому не могли дозвониться. Участники из противоположных «автобусов» должны за 1-2 минуты договориться (только с помощью мимики и жестов) о предстоящей встрече. При обсуждении выясняется, кто из партнеров как понял друг друга, что было сложным при передаче и приеме информации без слов.
4. «Видение других». Это игры на внимательность друг к другу. Их варианты:
а) Один участник садится спиной к аудитории. Он должен подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих - детали костюма, прически, обуви и т. д.
б) Вызывается один из участников. Все вместе должны восстановить всю последовательность его поведения, настроения, высказываний с самого начала занятий до данного момента (например, за последние полчаса).
5. «Стратегия в диалоге ». Эти игровые упражнения направлены на тренировку вербального (словесного) общения: умение говорить и слушать другого. Например:
а) Двое вызываются ведущим. Каждый из них получает втайне от аудитории и друг друга задание: первый - поддерживать диалог в своей обычной манере, второй - во что бы то ни стало удержать лидерство в процессе диалога. Тема задается ведущим, предлагается аудиторией или выбирается самими действующими лицами (например, обсуждение нового фильма, телепередачи, возможности контакта с инопланетянами, совершенства новой марки магнитофона и т. д.). Стратегия диалога обсуждается затем всеми.
б) Все то же самое, но второй партнер получает противоположное задание: заставить напарника быть лидером разговора.
в) Оба получают задание вести диалог определенным образом. Один утверждает какое-то мнение, а второй должен сначала дословно повторить, как он понял мнение первого, а затем высказать свое. Первый, соответственно, должен повторить (желательно дословно) высказанное партнером, затем продолжает обсуждение темы. Такой диалог идет 5-7 минут. Желательно, чтобы кто-нибудь из участников фиксировал количество искажений каждым партнером в пересказе слов своего собеседника. Через это упражнение должны пройти все участники. Повторяя эту игру постоянно, школьники увидят, как будет меняться их манера разговора и вне игры.
В систему описанных игр целесообразно включать упражнения, используемые в сценической деятельности:
1. Выходят два партнера. Их задача - медленно удаляясь в стороны, одновременно оглянуться, остановиться, идти и опять оглянуться. И так три раза.
2. На сцене два партнера. Первый стоит в двух-трех метрах от второго, спиной к нему, так, что второй глядит ему в затылок. Задача второго партнера, - глядя пристально на первого, в неизвестное зрителям время дать мысленный приказ - оглянуться. Первый знает о задаче второго, но не знает, когда последует мысленный приказ. Задача второго - быть свободным и готовым всем своим существом почувствовать своего партнера.
Вариант: чтобы зрители знали, когда посылается приказ, второй партнер в этот момент шевелит пальцем.
Система таких игровых упражнений, направленных на осознание способов общения и тренировку навыков межличностного контакта, является упрощенным вариантом социально-психологического тренинга. Как обязательные варианты тренинга в литературе называются сюжетно-ролевые игры на сюжеты, содержащие конфликт общения, и групповые дискуссии.
Поскольку речевая деятельность вызывает особое внимание в юношеском возрасте и те, кто недостаточно ею владеют, испытывают неудовлетворенность, старшеклассников всегда привлекают игры, вовлекающие в дискуссию и обучающие ее приемам. Это могут быть такие игровые упражнения.
1. «Ролевое обсуждение».
Руководитель раздает участникам листочки с обозначением той роли, в которой должен выступать данный человек в обсуждениях, например: «философ», «дипломат», «поэт», «активный общественник», «эрудит», «скептик» и т. д.
Школьникам объясняется, что речь идет не о профессиях, а лишь о той внутренней позиции, о том внутреннем отношении к окружающему, которое им следует прочувствовать и продемонстрировать во время дискуссии. Каждый знает только о своей роли и ничего не знает о других.
Затем договариваются о предмете обсуждения. Им может быть любое известное художественное произведение или кинофильм. Предмет дискуссии не должен быть слишком сложным или волнующим в данной игре, иначе это будет «выбивать» играющих из ролей. После 10-15 минут дискуссии окружающие должны определить, кто в какой роли выступал. Тот, чья роль осталась неузнанной, считается не выполнившим задачу.
2. «Групповая дискуссия». Выбирается тема для обсуждения. Она может быть предложена руководителем группы, участниками. Она может звучать в общей формулировке: «Что такое дружба?», «Откуда берутся равнодушные?», или выдвигается конкретная ситуация для обсуждения. Одной из интересных дискуссионных тем является «Качества, важные для общения».
На первом этапе участники самостоятельно составляют список качеств, важных для общения (в случае необходимости, руководитель может перечислить основные личностные характеристики человека, не комментируя их). При составлении списка можно представить себе общительного человека, что поможет составить список (чем больше качеств, тем лучше).
На втором этапе проводится дискуссия, цель которой - выработать общий список качеств, важных для общения. При этом любой участник может высказать свое мнение, аргументируя его, приводя примеры, иллюстрирующие, как и когда эти качества улучшают отношения с окружающими, влияют на эффективность общения. Названные качества включаются в общий список большинством голосов, который оформляется на классной доске. На этом этапе каждый участник практикуется в отстаивании своей позиции, при этом соблюдая правила культуры дискуссии (максимум доброжелательности, отсутствие личностной критики).
На третьем этапе участник записывает в свой листок, общий список качеств, важных для общения, составленный на втором этапе. Он может выглядеть так:

Затем в графе «Самооценка» каждый должен поставить оценку по 10-балльной шкале. Далее подсчитывается среднее арифметическое по каждому качеству. На классной доске качества ранжируются.
В заключение каждому предлагается дать ретроспективный самоанализ своего состояния во время дискуссии: в какой момент дискуссия вызвала наибольший интерес, в какой момент появилось чувство скуки или раздражения, какие мысли-ассоциации вызвали начало или конец игры. Согласен ли участник с проранжированным списком, какие изменения он бы внес и почему?
3. «Конкурс ораторов» . Желательно, чтобы через это упражнение прошло как можно больше участников. Оно предполагает импровизацию. Вызывается любой участник (можно по жребию). Он должен произнести речь на 2-3 минуты на любую заданную группой тему. Это задание следует обыгрывать, когда в группе сложится достаточно доброжелательное отношение друг к другу. Тогда можно называть темы, стимулирующие раскрытие личности: «Что мне принесло шестнадцатилетие», «Как я понимаю честность» и т.д.
Ролевые игры - важный элемент в тренинговой работе. Одним из вариантов такой игры является упражнение «Контакты». Особенность его в том, что каждый участник имеет возможность войти в контакт с партнером в разных ролевых позициях.
Упражнение «Контакты»
Ведущий. Умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире. Сейчас мы проведем серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и так же приятно расстаться с ним.
Члены группы становятся (садятся) по принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный (стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (расположены лицом к центру круга). По вашему сигналу все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Причем каждый раз руководитель предлагает участникам новые роли.
Примеры ситуаций
1. Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой случайной встрече.
Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы - 2-3 минуты. Затем по сигналу участники должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру. Эти правила распространяются на нижеследующие ситуации.
2. Перед вами неизвестный человек. Познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, где он учится, работает.
3. Перед вами совсем маленький ребенок, он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его.
4. Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека.
5. После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую) и очень рады этой встрече. Вот, наконец, он (она) рядом с нами.
6. Перед вами человек, которого видите первый раз, но вам он очень понравился и вызвал желание с ним познакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а потом обращаетесь к нему.
7. В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным актером. Вы обожаете его и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь это такая большая удача. Роль актера играют сидящие во внутреннем круге.
Руководителю следует обращать внимание учащихся не только на то, как они вступают в контакт, начиная встречу, но и на то, как они заканчивают разговор. После очередного перехода, смены партнеров, задавая ситуацию, следует определить конкретные роли для каждого круга, например: участники внутреннего круга играют роль испуганного ребенка, а внешнего - взрослого, который должен успокоить малыша. Целесообразно отводить достаточно времени на обсуждение партнерами результатов проведенной встречи. Для этого после упражнения все обсуждают, с кем им удалось установить хороший личностный контакт, кто помогал, поддерживал разговор, а кого так и не удалось разговорить. В ходе этой дискуссии необходимо обращать внимание на ощущения членов группы, их чувства во время нахождения в новой заданной ситуации.
Это значительно расширяет и обогащает коммуникативный опыт участников тренинга. С другой стороны, ограниченное время вырабатывает навыки действительно содержательного общения. Наконец, это еще одна возможность дополнительного знакомства обучающихся, которые не смогли преодолеть внутренний барьер и не подошли на предыдущих занятиях друг к другу.

Когда речь заходит о тренингах общения, то иногда можно столкнуться с несколько скептическим отношением к этой теме. Некоторые люди считают, что дар общения присутствует в каждом человеке от природы. Мол, чему там учиться - разговаривать умеем, и ладно. А то, что кто-то лучше это делает, кто-то хуже, так это зависит от характера человека. Такое мнение ошибочно. Общению учиться не только можно, но и нужно. И в этом деле самый лучший помощник.

Здесь важно понимать, что именно вы ждёте от тренинга общения, что хотите получить в результате. К примеру, « », который мы можем вам рекомендовать, поможет вам стать по-настоящему хорошим собеседником, научиться устанавливать контакт, слушать, понимать и чувствовать тех, с кем вы общаетесь. На тренинге вы сможете узнать простые, уникальные техники, которые позволят перевести общение на качественно новый уровень и открыть те его грани, о которых вы еще не знали. Курс «Базового тренинга» открывает сильные стороны человека, и даёт действенные инструменты для создания комфортных отношений с людьми и с самим собой. И это далеко не полный перечень того, что вы можете получить на тренинге общения.

Но, для начала, давайте разберемся, для чего вообще нужно уметь общаться. Для начала, мы все живем в социуме, где без общения просто не обойтись - хоть в повседневной, хоть в деловой сфере. И здесь самым главным навыком становиться умение грамотно, понятно и доступно выражать свои мысли. Вы можете без умолку сыпать умными словами и витиеватыми эпитетами, но если при этом смысл сказанного вами неясен, то грош цена вашему красноречию. В то же время, вы можете быть абсолютным молчуном, из которого слово, как говорится, клещами не вытащить. Но, если те редкие изречения, которые можно от вас услышать, действительно разумны, глубоки и уместны, то неразговорчивость приобретает совсем иные оттенки.

Тренинг общения помогает найти «золотую середину» между многословием и замкнутостью. Учит говорить тогда, когда это нужно вам, а не когда вас к этому подталкивают или вынуждают. Помогает понять, для чего вы начинаете каждый конкретный разговор. На тренинге общения отрабатываются самые базовые навыки общения, такие как: понятное и последовательное выражение своих мыслей, умение подбирать слова с учетом ситуации и слушающей вас аудитории, формирование размеренного ровного темпа речи и многие другие. Оказывается, таким простым и обычным с первого взгляда умением, как умение разговаривать, надо заниматься, тренировать его. Научиться общению в одиночку может быть и возможно, но чрезвычайно сложно. Да и зачем, если существуют специальные тренинги общения, которые призваны помочь всем, занимающимся своим личностным развитием людям.

На занятиях тренинга общения вы будете отрабатывать специально разработанные упражнения в группе, которая при необходимости даст вам грамотную обратную связь по качеству выполнения этих упражнений. Попутно вы сможете преодолеть робость и смущение в общении с незнакомыми людьми, что для комфортного и раскованного разговора совсем немаловажно.

Тренинг общения как бы аккумулирует в одном месте и в одно время всё то, чего вы будете добиваться и чему будете обучаться долгие годы, если возьметесь за это дело в одиночку и самостоятельно. Таким образом, идя на тренинг общения, вы экономите силы, избегаете распространенных ошибок (на тренинге их несомненно давно учли) и сберегаете самый ценный человеческий ресурс - время.

Помимо повседневной жизни искусство общения имеет огромное значение в профессиональной сфере. Большинство профессий так или иначе связаны с необходимостью не просто хорошо, а практически в совершенстве владеть искусством общения с людьми. Это и менеджеры, и руководители различных компаний, и продавцы, и административные работники. И в этом случае общение становится уже неотъемлемой составляющей успешного карьерного роста и вашего развития в профессиональной сфере. На тренинге общения вы научитесь подбирать стиль, тон и манеру общения под конкретную рабочую ситуацию, с учетом должности вашего собеседника и целей, которых вы хотите добиться. И, что совсем немаловажно, вас научать получать удовольствие от самого процесса общения, несмотря на то, что, казалось бы, вам это «просто надо по работе».

Общение в личной жизни… Кому-то надо объяснять? Вы хотите, чтобы вас любили? Вы хотите иметь много друзей? Вы хотите хороших отношений с родственниками? Учитесь общаться. Бесконфликтно, легко, доброжелательно. Учитесь доносить до ваших близких ваши желания так, чтобы они не только понимали их, но и делали всё возможное для их осуществления. Вы хотите дойти до высшей степени понимания друг друга? Когда без слов, с полувзгляда, с полувздоха? Это возможно, только для этого нужно очень хорошо поработать. Для начала на тренинге общения.

Есть нестареющая фраза из одного очень хорошего фильма: «Счастье - это когда тебя понимают…» Все хотят быть счастливыми, а бывает, что для этого всего лишь нужно научиться общаться с окружающими вас людьми так, чтобы они вас понимали. И тренинг общения призван вам в этом помочь.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра общей и педагогической психологии

Тренинг коммуникативных навыков (общения) Для старшеклассников и студентов

Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

Цель: Развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

    Обучится эффективным способам общения

    Развитие умения невербального средства общения

    Развить умение подходить к людям

    Развитие навыков убеждения

План тренинга:

    Вступительная беседа (5 минут)

    Знакомство (20 минут)

    Основная часть (40 – 50 минут)

    Рефлексия (10 – 15 минут)

Вступительная беседа: «Здравствуйте! Меня зовут Вероника. Сегодня я проведу для Вас тренинг, который будет посвящен общению. Общение – это обмен сведеньями с помощью языка или жестов. Общение это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами»

Знакомство: «Давайте познакомимся с вами, для этого мы представимся друг другу. Но сделаем мы это таким образом, по кругу каждый по очереди называет свое имя. Затем он сообщает о своем имени что-нибудь. Например "" Меня зовут Вероника, и моё имя обозначает «Несущая победу»"". Так же вы можете сказать, кто выбрал для вас это имя или кто ещё в вашей семье носил его и т.д.»

Основная часть:

Упражнение первое : Целью данного упражнения является отработка навыков убеждения, умение находить подход к людям.

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер должен подчеркнуть это в группе. По сюжету мультфильма, Леопольд хотел подружиться с мышами, а те устраивали только пакости. В нашем случает пакостей со стороны «мышей» не будет. В данном упражнении коты будут должны убедить мышей в своей дружелюбности. Фокус заключается в том, что только один «кот» является дружелюбным Леопольдом, остальные же хищники. «Мышь» должна будет выслушать каждого кота и определить, кто же из них всех тот самый дружелюбный Леопольд. (Котам даётся 5 минут на подготовку речи)

Упражнение второе: Цель этого упражнения подчеркнуть важность интонации в общении.

«Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник. Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их. Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол»

Список эмоций:

  • Удивление.

    Сожаление.

    Разочарование.

    Подозрительность.

  • Холодное равнодушие.

    Спокойствие.

    Заинтересованность.

    Уверенность.

    Желание помочь.

    Усталость.

    Волнение.

    Энтузиазм.

Упражнение третье: Цель этого упражнения, развитие умения невербального общения.

Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

Упражнение четвертое: Его цель, обучить эффективным способам общения.

Нужно выбрать водящего (самого справедливого из группы, пусть его выберут сами участники методом голосования). Водящий должен сесть в центр. Ему дают шоколадку (или какую либо другую вещь).

«Я даю ему шоколадку. Ваша задача по очереди попросить шоколадку у водящего, так что бы он захотел отдать ее именно вам. После каждого круга водящий говорит, кому он не отдал бы шоколадку (выбирает 2 участников), они выбывают. Так пока не останется победитель. У каждого для просьбы есть 30 секунд»

Упражнение пятое: Его цель это закончить тренинг и поднять настроение.

«Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием»

Рефлексия: Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – ДА! или СПАСИБО!

Смысл упражнения Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Тренинг коммуникативных навыков (общение)

Актуальность тренинга:

Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии. Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

Цель тренинга : развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

отработать навыки убеждения

отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции

развить умение находить подход к людям

подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

развитие умения невербального средства общения.

обучить эффективным способам общения.

Требования к участникам:

Тренинг рассчитан на студентов.

Количество 10-16 человек.

Здравствуйте! Меня зовут... Сегодня я проведу для Вас тренинг, который будет посвящен общению.

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами.

Общение – это обмен сведеньями с помощью языка или жестов. Общение – это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.

Давайте познакомимся с вами, для этого мы представимся друг другу.

Упражнение «Это мое имя» (20 минут)

Цель : Знакомство участников тренинга друг с другом.

По кругу каждый по очереди называет свое имя. Затем он сообщает о своем имени что-нибудь.

Например он может попытаться ответить на такие вопросы:

Знаю ли я, кто его для меня выбрал?

Знаю ли я, что означает мое имя?

Кто еще в семье носил это имя?

Рефлексия (5 минут)

Легко ли вам было рассказывать о своем имени?

Ели нет, почему?

Нас окружает много интересного, причем весь мир вокруг нас движется и торопится. Движется вся жизнь: отдых, работа, родные, друзья, то есть все наше окружение не стоит на месте. Но не забывайте, что все движется вокруг вас, вы вполне можете руководить всеми событиями, происходящими вокруг вас. Самое основное – это правильное общение и легкое общение с окружающими людьми и всем миром, искусство общения очень важно. Причем научиться правильному, непринужденному и легкому общению, чтобы все вас поняли и запомнили надолго, неважно, кто это будет, друзья или враги, нужно найти подход ко всем, нужно со всеми легко общаться.

Известный психолог Дейл Карнеги советует избегать споров, как гремучих змей. Он считает, что 90% из участников спора убеждается в своей правоте еще тверже, чем прежде. Спор практически нельзя выиграть. Так как если вы из спора выходите победителем, то теряете друга, партнера по сделке. Это естественно, поскольку человек чувствует себя неуютно, проиграв в споре.

За место спора собеседника можно убедить, найти аргументы в пользу своей позиции.

Упражнение «Семь богатырей» (30 минут)

Цель: отработать навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции, презентационные навыки.

Одна участница будет играть роль царевны. Кто хочет? Остальные поделитесь на команды по 3-4 участника.

Давайте, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомним и разыграем сказку А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.

Вам дается 5 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.

Рефлексия (10 минут)

После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.

Какие эмоции вы испытывали, выполняя это упражнение?

«Завтрак с героем» (30 минут)

Цель: потренировать умение убеждать собеседника.

Необходимый материал: бумага, карандаши.

Представьте себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.

Запишите имя своего героя на листе бумаги. Теперь поделитесь на пары, в паре надо решить с кем из двоих героев вы будите встречаться. На дискуссию у вас 2 минуты.

Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. На дискуссию у вас так же 2 минуты.

Теперь четвертки объединяются между собой и в течении 2 минут выбирают одного героя.

А теперь все объединяются, и решаете с кем вы будите завтракать.

Рефлексия: (10 минут)

Почему остался именно этот герой?

Легко было уступать и почему вы уступали?

В беседе играет роль настроение. Какие способы поднятия настроение есть, сейчас мы узнаем и за одно подвигаемся.

Упражнение «Леопольд» (25 минут)

Цель: отработать навыки убеждения, умение находить подход к людям.

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.

Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости.

В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.

Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.

Рефлексия: (5 минут)

Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?

Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?

В общении не малую роль играет интонация. Одну и туже фразу, слово можно сказать по-разному.

Упражнение «Передать одним словом» (20 минут)

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

Оборудования: карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций.

Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их. Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол».

Список эмоций.

Удивление.

Сожаление.

Разочарование.

Подозрительность.

Холодное равнодушие.

Спокойствие.

Заинтересованность.

Уверенность.

Желание помочь.

Усталость.

Волнение.

Энтузиазм.

Рефлексия: (5 минут)

Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Помимо общения словами, есть не вербальное общение.

Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.

Упражнение «Моя проблема в общении» (20 минут)

Цель: узнать, какие проблемы существуют в общении.

Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.

Рефлексия: (5 минут)

Что вы чувствовали, выполняя упражнение?

Главную роль в общении играет речь. В процессе «говорения» важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что ведение беседы – настоящее искусство. Удивительно, что люди, зная о своем неумении публично выступать и всячески стремясь научиться этому, практически не задумываются, удается ли им успешно общаться с окружающими людьми – друзьями, коллегами, родственниками и т.д. Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства.

Важнейшая невербальная составляющая процесса общения – умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все – глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату.

Упражнения «умение слушать» (25 минут)

Цель: осознание участниками того, что в их поведении помогает партнеру открыто и детально говорить о своих проблемах и состоянии и что может ухудшать его состояние. Ознакомление с приемами слушания.

Участники группы сидят в кругу.

Инструкция: Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение... Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней до макушки. Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг: какие вас окружают цвета, звуки, запахи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу. Сделайте это...

А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.

Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого создадим группы по 3-4 человека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе.

(После того как группы сформировались.)

Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно 3-4 минуты.

Рефлексия: (5 минут)

В какие моменты вы переставали слушать?

Наш тренинг подходит к концу.

Упражнение «Рукопожатие» (1 минута)

Цель: Закончить тренинг, поднять настроение.

«Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием»

Рефлексия в конце тренинга: (15 минут)

«Итак, подведём итоги...», «Давайте ещё раз определим, что мы обсуждали...»