Екатерина Чекунова (Ковалева)
Конспект НОД по художественному творчеству в подготовительной группе на тему: «Грибное лукошко».

Цели :Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке .

Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы и композиции. Закрепить представление об особенностях внешнего вида грибов (боровик, подосиновик, подберезовик, лисички, опята, мухомор) .

Воспитывать интерес к природе.

Оборудование :Пластилин, стеки, зубочистки,салфетки бумажные. Картинки с изображением грибов . Разные варианты корзинок, лукошко , кузовок.

Предварительная работа :Рассматривание иллюстраций «По грибы » ,беседа «Съедобные и несъедобныегрибы » , раскрашивание грибов , чтение стихов о грибах , отгадывание загадок,рисование грибов по представлению или с опорой на изображение.

Ход НОД

Воспитатель : ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес, а для чего мы туда пойдем вы узнаете после прослушивания стихотворения К . Бальмонта :

Вот мы дружною семьею –

За грибами в лес .

Я да он, да ты со мной

Старый лес воскрес.

Был он тихий -темный бор,

Пасмурно глядел.

А как наш раздался хор,

Весь он загудел.

Ну, товарищи, вперед

Врассыпную вдруг,

Тот, кто первый гриб найдет ,

Он мой лучший друг.

Только, братцы,примечай,

Вот вам уговор :

Чтобы этот гриб , пускай.

Был не мухомор.

Воспитатель : ребята, зачем мы отправляемся в лес?

Какие грибы вы знаете ?

Назовите съедобные грибы ?

Какие грибы собирать нельзя ?

Ребята, а во что мы с вами будем собирать грибы ?

Обратите внимание у меня припасено множество различных корзинок, туесок, лукошко . Посмотрите на них и скажите чем они отличаются, а чем похожи? Дети должны заметить отличия : одни предметы сплетены из веточек или прутиков, другие из бересты; одни имеют круглую форму днища, другие квадратную или прямоугольную. Но независимо от этих особенностей общей формы или способа плетения, все корзиночки и лукошки вместительны и имеют ручку за которую удобно нести.

Воспитатель :Сегодня мы с вами сами сделаем лукошко из пластилина . Как нам удобнее это сделать? (дети приходят к выводу, что лучше всего это сделать из отдельных валиков (колбасок) – круглых или сплющенных в ленту). Что бы вам было легче сплести лукошко я приготовила вам подсказку карту – схему.

Ребята, а вот и грибная поляна ! Воспитатель показывает мольберт с изображение грибов . Обратите вниминия, что нижняя часть шляпки у грибов разные : трубчатая у боровика, подберезовика, подосиновика, масленка, и пластинчатая у опят, волнушек, груздя. Нижняя часть шляпок трубчатых грибов похожа на подушку с мелкими дырочками – их можно сделать зубочисткой. Нижняя часть шляпок пластинчатых грибов похожа на гармошку – полоски идут как спицы зонтика, их можно процарапать стекой.

Физкультминутка :

Утром дети в лес пошли

(Ходьба на месте с высоким подниманием ног)

И в лесу грибы нашли .

(Размеренное приседание)

Наклонялись, собирали.

(Наклоны вперед)

По дороге растеряли.

(Разведение рук в староны) .

(Ходьба на месте) .

Больше всех грибов нашла .

Раз -грибок , два –гриок, три – грибок .

(Наклоны вперед.)

Вот и полон кузовок!

(Вытягивают руки вперед)

Дети лепят сначала грибные лукошки , а затем грибы . Составляют композицию, дополняя их выразительными деталями – листочками, улитками.

Воспитатель : молодцы, ребята, много грибов собрали в лесу .

После занятия оформляется выставка работ детей.

Конспект интегрированного занятия по ОБЖ, рисованию «В гостях у гриба старичка Боровичка»
Для детей подготовительной группы
Швайковская Анна Сергеевна воспитатель второй квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад Комбинированного видв№13» «Катюша»
Московская область, г. Сергиев Посад
Цель: закрепить знания детей съедобных и не съедобных грибов. Научить детей различать их по внешнему виду, уметь собирать грибы.
Задачи:
1. Закрепить представление детей об особенностях внешнего вида грибов (боровик, подосиновик, подберезовик, лисички, опята, волнушки, мухомор, бледная поганка).
2. Развивать чувство композиции, закрепить умение пользоваться акварельными красками и кистью.
3. Воспитывать интерес к природе учить беречь её.
4. Обогащать словарный запас детей.
Материалы и оборудование:
Плакат «Грибная полянка», изображение березовой рощи, муляжи и рисунки грибов, акварель, кисть, корзиночки, деревья.
Методы и приемы:
Загадки
Вопросы к детям
Чтение стихотворения В. Сибирцева " За грибами"
Сюрпризный момент – приход Боровика
Загадки от Боровика
Игра
Напоминание основных правил грибника
Пальчиковая гимнастика
Рисование грибов
Аудио запись музыка леса
Предварительная работа:
Беседа о грибах, загадки о грибах, рисование грибов, разучивание правил грибника.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в гости к замечательному старичку Боровичку. А вот где он живёт вы должны угадать сами. Ребята, послушайте загадку:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малиной,
А Васю - хворостиной.
(Лес)

Дети: Лес!

В.- ребята, а кто ни будь из вас ходил в лес? (ответы детей).

В.- А что вам понравилось в лесу? Почему?

Д.- В лесу очень интересно. Свежий воздух, поют птицы очень красиво, много деревьев, пахнет грибами.

В.- Ребята, а как надо себя вести в лесу?

Д.- Тихо, не шуметь! Не рвать растения, нельзя жечь костёр. Нужно беречь природу!

В.- Молодцы, правильно

А ещё : Ничего в лесу не ломать (Живое).

Не мусорить.

Не пинать грибы, которые переросли или которые не берёшь.

Не ковырять лесную подстилку в поисках грибов.

Не доставлять неудобств лесным жителям.

В.- Скажите пожалуйста, кто живет в лесу?

Д.- В лесу живут дикие животные: медведи, волки, зайцы, лисы, белка, птицы, бобры.

В.- Ребята, а зачем люди ходят в лес?

Д.- Люди ходят в лес, что бы собирать грибы, ягоды и лекарственные травы.

В.- Ребята, послушайте стихотворение В. Сибирцева

Собираюсь на пороге
В воскресенье поутру.
В сапоги вдеваю ноги,
И рюкзак с собой беру.
Все тропинки,
Все дорожки
Обойду в густом лесу,
Все грибы в своём лукошке
Я из леса унесу!
Не растут грибы на грядке,
А в траве играют в прятки.
Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
Я уже иду искать!
В.- Ребята, давайте возьмём корзинки и пойдём гулять по лесу! Посмотрите какая красота нас окружает. Послушайте как поют птицы (аудио запись пения птиц, шум леса). Какой чистый воздух. Если нам повезёт, то мы с вами можем насобирать грибочков. Но что бы собрать грибы, нужно потрудится, под каждый кустик наклониться. Ой, посмотрите кто это там…

Физкультминутка.

Толстячок-боровичок
Вышел на дорожку,(ходьба на месте)
Толстячок-боровичок –
Мне подставил ножку.(по очереди выставляем левую и правую ногу)
Толстячок-боровичок –
Сказочное диво,(ходьба на месте)
Сдвинул шляпку на бочок,(наклоны головы, вправо, влево)
Смотрит горделиво.
Я грибка-озорника(ходьба на месте)
В чаще не покину,
Я найду ему дружка,
А пока –
Ныряй пока,(прыжки на месте)
Озорник, в корзину.

Входит старичок Боровичок с корзинкой грибов.

В.-Ребята, посмотрите, кто это к нам пришёл в гости?

Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растет сосновом.
Рады бабушка и дед:
– Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот белый…(боровик)

Д.-Белый или боровик!

Боровик: Я – белый гриб, я – царь грибов,
Бесценный дар грибных лесов.
Росту в дубраве и в бору.
Прославлен широко в миру.
И если ты меня найдёшь,
Узнаешь сам, как я хорош!

Боровик: Здравствуйте, ребята!

Д.- Здравствуй, старичок Боровичок!

Боровик: Видел я ребята, как в лесу вы грибы собирали.

Я тоже пришёл не с пустыми руками, а с полным лукошком.

Сейчас я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать их и узнаете какие я грибы прячу в лукошке:

1.Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай!

Это… (сыроежка)

2. Рыжие лисички

Ростом невелички. (Лисички)

3. Я родился в день дождливый

Под осиной молодой,

Круглый, гладкий, красивый,

С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)

4. Посмотрите-ка, ребята:

Тут - лисички, там - опята,

Ну, а это на полянке,

Ядовитые....(поганки)

5.Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка,

Ядовитый….(мухомор)

В.- Постой ка Боровик. Ребята, разве можно собирать ядовитые грибы и есть их?

В: - Вышли дети спозаранку
По грибы в далекий бор
И наткнулись на поганку
Да на красный мухомор.
Знай, стоит среди полянки,
А вокруг – одни поганки.
Говорит сестрица братцу,
Раскрасневшись от ходьбы:
“К ним не надо прикасаться, -
Это скверные грибы!
Ни на завтрак, ни на ужин
Мухомор совсем не нужен”.

В: А знаете почему? Есть среди них и очень ядовитые, которые и в руки брать не разрешается. Попадет яд на руки, а потом, если ты, по забывчивости, возьмешь этими руками хлеб, то и отравиться можешь.

В.- Давай-ка, Боровик, мы поможем тебе отделить съедобные от не съедобных(ядовитых) грибов.

Боровик: помогите мне ребятки, старый я Боровичок, сдвинул шляпу на бочок, видно плохо вижу я, обознался я друзья. Полное собрал лукошко, помогите мне немножко!

В - Конечно поможем! Ребята. А давай, поиграем в интересную игру: «Съедобные и не съедобные грибы» (разобрать грибы на 2 корзинки)

Б..- Вот спасибо вам друзья за помощь!

В.- Помните, ребята никогда не собирайте незнакомые грибы. Они могут оказаться ядовитыми. Самые опасные грибы – мухомор и бледная поганка(показ изображения ядовитых грибов)

Б.- Ребята, а вы ходили в лес за грибами?

Б.- А с кем вы ходили?

Д.- С папой, мамой..

Б: Молодцы! Ребята, никогда не ходите одни в лес, вы можете заблудиться!

Вы видели, как собирают грибы взрослые?

Д.- Да! Они срезают их ножом.

В.- Да, ребята, гриб, срезают ножом, и не в коем случае не вырывают из земли вместе с корнем. Почему? Как вы думаете?

Д.- Чтобы не повредить грибницу.

В.- Ребята, слушайте внимательно и смотрите. Вот такими мы видим грибы в лесу (показ картины). А вот такими, на самом деле, вы видите под травой, в земле паутинку или сеточку. Это грибница. Если вы аккуратно срежете гриб, то на следующий год на этом месте вырастет еще гриб, и даже не один. А если вы вырвете гриб с корнем, то грибница повредится, и грибы здесь больше никогда не вырастут.

В.- Ребята, давайте вспомним основные правила грибника.(воспитатель дополняет ответы детей)

Собирайте в лесу только те грибы, о которых вы точно знаете, что они съедобны.

Не собирайте грибы, даже заведомо съедобные, в городских парках, скверах, дворах, а также вдоль автомобильных и железных дорог, промышленных предприятий. Грибы накапливают ядовитые вещества и становятся непригодными в пищу.
Грибы, которые вы не знаете или которые вызывают сомнения, не следует употреблять в пищу и пробовать на вкус, тем более в сыром виде.
Никогда не собирайте и не ешьте грибы перезрелые, червивые и испорченные.
Не ешьте грибы в сыром виде.
Собранные грибы необходимо сразу же перебрать, удалить старые, червивые и поврежденные и поломанные.
Даже собрав известные вам грибы после тщательной сортировки, чистки и мытья лучше их отварить, отвар слить и лишь, потом использовать для приготовления.
При первых признаках отравления срочно обращайтесь за медицинской помощью
Гриб осторожно срежь ножом или осторожно, придерживая ножку гриба, отломи шляпку.
Не бери старые грибы, оставь их насекомым.

В.- Ну что, ребята вы запомнили правила хорошего грибника? Научились отличать съедобные от несъедобных? А сейчас давайте сделаем подарок старичку Боровичку, мы его нарисуем и его друзей – грибы, но только съедобные!. Но сначала разомнём свои волшебные пальчики:

Пальчиковая игра «За грибами»

Мы идём дорожками (сжимать, разжимать пальчики на обеих руках в кулачки)

Мы идём тропинками(сжимать, разжимать пальчики на обеих руках в кулачки)

Мы идём с лукошками

Мы идём с корзинками(указательным и средним пальцами обеих рук шагать по столу)

Прямо за опушкою

Вдруг нашли волнушку мы

И пенёк с опёнками под рябиной тонкою

Крепкий подберёзовик вырос под берёзою

Красный подосиновик вырос под осинкою (на каждую строчку загибать пальцы обеих рук)

Дети садятся за столы.

Дети сначала рисуют лесную поляну, затем сами грибы. Обратить особое внимание на расположение рисунка (композиция). Напомнить, как правильно держать кисть и пользоваться красками. (индивидуальная помощь воспитателя) .

В конце занятия разложить все рисунки детей на одном столе(анализ детских работ)

В.- Молодцы! Нарисовали замечательные съедобные грибы на лесной опушке.

Б.- Спасибо вам, ребята. Я отнесу ваши рисунки своим друзьям – грибам, порадую их.

До свидания, ребята!

Д.- До свидания, старичок Боровичок!

В: Осень тронула опушки,

Листья птицами летят.

Выступают канапушки

У молоденьких опят

Где то прячутся лисички

Припорошены листвой...

И уходят электрички

До рассвета

В край лесной.

Дорого каждою берёзкой,

Нас манит к себе вдали

Туманною полоской

Отделился от земли...

Д.- Да! Было интересно. Приходил гриб Боровик, мы ему помогли перебрать грибы, разделить съедобные от не съедобных.

В.- А что нового сегодня вы узнали? О чем вы расскажите своим близким, друзьям?

Д.- Что грибы бывают съедобные и несъедобные, что у них есть грибница, собирать их нужно осторожно, чтобы не повредить.

В.- Ребята, будьте внимательны и осторожны. И помните правила хорошего грибника «НЕ всякому грибу место в лукошке»

Конспект занятия в подготовительной группе «Грибы».

Цель: расширение и уточнений представлений о грибах, обогащение словарного запаса, развитие связной речи детей (учить давать полные ответы на вопросы, подготавливать к пересказу текста), развивать внимание, память, логическое мышление; развитие грамматического строя речи: закрепление правильного употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов и форм мн. ч. существительных.

Оборудование: набор предметных картинок, цветные карандаши, альбомы, мяч, условные изображения съедобных и несъедобных грибов, пальчиковая кукла «Незнайка»

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Сядет тот, кто назовет предмет коричневого (желтого, красного и т.д.) цвета.

2. Сообщение темы занятия.

Ребята, отгадайте загадки! Не забывайте, что спрашивать буду того, кто не кричит с места, а поднимает руку.

Под осинкой

Стоит мальчик-с-пальчик,

На нем сер кафтанчик,

Шапка красненькая. (Подосиновик)

А вот кто-то важный

На беленькой ножке,

Он в шапочке красной,

На шапке горошки. (Мухомор)

Что за ребятки в пеньках

Столпились тесной кучкой

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой? (Опята)

Кто шляпу на ногу надевает? (Гриб)

Эти славные сестрички

Не едят цыплят.

Эти дружные сестрички

Рядышком стоят.

Словно желтенькие кнопки

В мох воткнулись возле тропки. (Лисички)

Крепкий маленький грибок,

Маслянистый, как блинок. (Масленок)

Очень бледная на вид,

Яд опаснейший хранит. (Бледная поганка)

Молодцы, ребята! Вы уже, наверное, догадались, что сегодня на занятии мы с вами будем изучать… что? (грибы).

3. Закрепление и уточнение ранее усвоенного материала.

Правильно. Давайте вспомним, на какие две большие группы делятся все грибы? (Съедобные и несъедобные).

Молодцы! Поиграем в игру «Съедобные и несъедобные грибы». У каждого на столе лежат карточки. Если я назову съедобный гриб, то вы поднимаете карточку с вилкой и ложкой, если несъедобный – то карточку, где нарисованные ложка и вилка зачеркнуты. Я называю грибы: сыроежка, опенок, бледная поганка, лисички, подосиновик, мухомор, белый гриб, подберезовик, масленок. (Дети поднимают нужные символы).

Теперь давайте вспомним, какие мы знаем части гриба. Кто подойдет и покажет на рисунке? (Вызвать одного ребенка.) У гриба есть… (У гриба есть шляпка и ножка.)

Правильно, а как называются корни у грибов? (Грибница)

Как называют людей, которые собирают грибы? (Грибники)

Развитие грамматического строя речи – закрепление правильного употребления форм мн. ч. существительных.

Давайте поиграем в игру «Один-много». Я ходила в лес за грибами, но собрала мало грибов, всего по одному грибу. А вы у меня хорошие грибники, вы собрали много грибов (Игра проводится с мячом).

У меня одна сыроежка, а у … много … (сыроежек).

Аналогично: один опенок – много опят, одна лисичка – много лисичек, один подосиновик – много подосиновиков, один белый гриб – много белых грибов, один подберезовик – много подберезовиков, один масленок – много маслят.

Давайте вспомним, как называются грибы, которые растут под березой? (Подберезовики)?

Какой еще гриб получился свое имя от дерева, около которого он растет? (Подосиновик)

Грибы рыжего цвета… (лисички)

На пеньках растут… (опята).

Грибы с масляными шляпками… (маслята).

Грибы, которые морят мух… (мухоморы).

Нехорошие «поганые» грибы называются… (поганки).

Развитие грамматического строя речи – закрепление правильного употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов

Сегодня, ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Незнайка очень любит собирать грибы. Как мы называем людей, которые собирают грибы? (Грибники). Правильно, и Незнайка у нас тоже грибник. Он очень любит грибочки и хочет назвать их ласково, но у него ничего не выходит, потому что он не ходит на занятия в детский сад и не знает, как нужно назвать грибы ласково. Ребята, поможем Незнайке назвать грибы ласково?

Подберезовик – подберезовичек,

Подосиновик – подосиновичек,

Масленок – масленочек,

Опенок – опеночек,

Мухомор – мухоморчик,

Поганка – поганочка,

Сыроежка – сыроежечка,

Белый гриб – белый грибочек.

3. Физминутка.

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки

Белочки скакали,

Рыжики срывали

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

Медведь проходил,

Мухомор раздавил. Дети идут в хороводе.

Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.

Бегут, собирают воображаемые грибы.

Скачут стоя, «срывают» грибы.

Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.

4. Давайте вспомним, какие блюда можно приготовить из грибов? (Из грибов можно приготовить суп, нажарить их с картошкой, засолить на зиму)

Описание гриба по плану.

А теперь поиграем в игру «Забывчивый покупатель». Покупатель пришел в магазин, но забыл название гриба, который он хочет купить. Он должен рассказать, какой это гриб. Мы выберем сейчас одного покупателя, а все остальные ребята будут продавцы и постараются догадаться, что же хочет купить покупатель.

Грибы: опята, лисички, мухомор, белый гриб.

4. Итог урока.

Пойдет отдыхать тот, кто назовет мне грибы, которые он запомнил.