Футбольный турнир детских команд. Финальный матч между командами FC FORA (Кунцево) и «Филевский парк»

Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

1 сентября — не только начало учебного года. В Москве начинают работать тысячи разных кружков и секций. Как выбрать для вашего ребенка подходящее занятие?

Первое и главное, как считают специалисты, определиться в принципе, что вашему мальчику или девочке подходит. Детский психолог Оксана Рябушкина советует прежде всего отказаться родителям от своих амбиций.

— Очень часто сталкиваюсь с ситуацией, когда секцию выбирает не ребенок, а мама или папа. И принцип очень простой — пусть займется тем, чего я в жизни не успел или не добился. Папа, например, в детстве увлекался футболом, но особых высот не достиг. И, конечно, чуть ли не насильно приводит ребенка в секцию. Один мой клиент каждое утро возил сына из Москвы на тренировки в Химки, хотя мальчик не просто не хотел заниматься в секции, но прямо-таки ненавидел выбранный для него отцом вид спорта.

По мнению Оксаны Владимировны, логичнее сначала спросить у ребенка, чем он сам хочет заниматься.

А еще — отталкиваться от индивидуального темперамента ребенка. Так, например, меланхолику не подходят занятия коллективными видами спорта, а холерику такие, где требуется высокая усидчивость — например, шахматы.

Занятие по душе

— Сначала важно понять, кто ваш ребенок: сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик, — убеждена эксперт.

Холерик — активный и решительный. Он храбро идет в темную комнату, несется к улице с оживленным движением, смело лезет на высокое дерево, часто дерется.

В общем, заводной. Для холерика важны занятия, которые направят его энергию в правильное русло.

— Я бы рекомендовала легкую атлетику и командные виды спорта — футбол, хоккей, волейбол. Эти занятия помогут таким детям научиться работать в команде и «чувствовать» другого человека. Еще один хороший вариант для холериков — плавание. Чередование вдохов и выдохов научит ребенка расслабляться и лучше управлять своими чувствами.

А вот в бокс и другие единоборства эксперт советует гиперактивных детей не отдавать: они слишком увлекаются, велика вероятность тяжелых травм.

Ребенок-сангвиник — это заводила, выдумщик, фантазер. Он подвижный и общительный. Его любят взрослые и обожают дети. На детской площадке он всегда в центре внимания.

— Проблема сангвиника — он не терпит рутины. Будьте готовы к тому, что кружки и секции он будет менять часто, — пояснила психолог.

По словам эксперта, сангвинику лучше всего подойдут театральная студия, драмкружок, танцы или пение. В спорте идеальны командные виды: футбол, баскетбол, хоккей — этому ребенку требуется постоянное общение.

Ребенок-флегматик, как правило, уравновешенный, медлительный, терпеливый, рассудительный, часто даже пассивный. Еще одна особенность — он привыкает жить по собственному распорядку дня.

— Для флегматика хороши шашки, шахматы, детская йога. Там не нужно быстро принимать решение, и есть время на обдумывание следующего хода, — пояснила Оксана Рябушкина.

Если рассматривать кружки, то для флегматичных мальчиков хороши моделирование, конструирование, выжигание, резьба по дереву или, скажем, рисование.

Девочки с удовольствием займутся вышиванием, шитьем, бисероплетением, лепкой из глины или пластилина.

Дети-меланхолики обычно очень нежные, тревожные и застенчивые. Они добрые и чувствительные, не полезут в драку, никого не обижают, а если задирают их, зачастую не могут дать сдачи.

— Их не стоит отдавать в командные виды спорта: в коллективе им неуютно, — пояснила психолог. — Единоборства тоже не для них. «Монотонные» виды спорта — вроде лыж, легкой атлетики или гребли — их быстро утомляют. Хороший вариант для этих детей — йога. А еще какие-нибудь кружки юных натуралистов — они обычно любят животных. Также детифлегматики обычно с удовольствием занимаются в художественной и музыкальной школах. Но для них важно выбирать занятия, где они не будут в центре внимания — им от этого неуютно.

Пробуем вместе

Не менее важно, как считает детский психолог, на первые занятия приходить вместе с ребенком.

Если он интроверт — то есть не очень общителен (как правило, это флегматик или меланхолик), то первые тренировки с мамой, папой или близким родственником — обязательны.

— Если вы хотите, чтобы ребенок полюбил секцию или кружок и ходил туда долго, ему должны понравиться не только занятие, но и компания, — считает психолог. — Кстати, именно поэтому я рекомендую приводить ребенка в секцию в начале сентября. Дело в том, что в начале учебного года, как правило, формируются группы новичков. Иными словами, ребенок приходит не в сложившийся коллектив, где все уже опытные, а он «салага», а в новый, где статус занимающихся одинаков. Это очень важно.

А еще, как пояснила Оксана Рябушкина, крайне важно присмотреться к тренеру, поговорить с ним еще до начала занятий.

— Я помню одного «педагога» из секции вольной борьбы, который придумал свой способ отбора в группу. Когда приходил новичок, он ставил его бороться с опытным спортсменом, и тот обычно бросал парня, как тряпичную куклу, — рассказывает психолог. — Расчет был таким: если после этого унижения ребенок придет на следующую тренировку, значит, у него есть характер. Это полная ерунда. Все дети разные. Чье-то самолюбие, я уверена, было настолько уязвлено, что он не захотел нового позора и, возможно, навсегда закрыл для себя дорогу в спорт. Вот таких тренеров нужно избегать.


Работа кружка танцев в Доме культуры района Восточный - Восточного округа столицы. Занятия - для всех желающих

ФОТО: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва» Вечерняя Москва

Психолог также советует обменяться с тренером или руководителем кружка номерами мобильных.

— В первые дни занятий нередко возникают ситуации, требующие вмешательства родителей. Ну, например, конфликт ребенка с кем-то из нового коллектива. Лучше, чтобы вы о нем знали. Потому что нередко случается, что ребенок после пары занятий вдруг наотрез отказывается ходить — мол, ему стало скучно, — рассказывает Оксана Рябушкина. — А на самом деле он из-за ерунды с кем-то поссорился, не смог помириться, и теперь хорошее дело — занятие в спортивной секции — может быстро закончиться. Поэтому важно обо всем знать и вместе с тренером решить проблему. Потом, когда ребенок вольется в коллектив, он научится сам разрешать подобные ситуации.

Поближе к дому

Где найти секцию или кружок по вкусу ребенка?

— Москва — огромный город, поэтому лучшая, на мой взгляд, секция или кружок — это те, что рядом с домом, — убежден урбанист Григорий Мельник. — В Москве и в старых, и в новых районах есть масса муниципальных клубов, где одновременно работают и секции, и кружки, и студии. Самый простой вариант, я считаю, — просто узнать адрес этого клуба, прийти туда и спросить: «А что у вас есть?» Когда моему сыну было три года, я стал водить его в муниципальный клуб в студию танцев. И он там успешно занимался два года.

— Там часто вывешивают расписания различных секций и практически всегда указывают телефоны тренеров, — пояснил Мельник. — В любой момент можно позвонить и узнать подробности.

Также почти в каждом районе столицы есть свой Дом культуры. Как правило, он имеет свой сайт, на котором можно узнать новости работы кружков и секций, а также творческих коллективов.

Но проще всего, пожалуй, зайти на Единый портал госуслуг Москвы — mos.ru — и найти раздел «Запись в кружки, спортивные секции, дома творчества».

Еще один вариант — зайти на сайт столичного Департамента культуры и перейти по ссылке «Запись ребенка в школу искусств».

Подать заявление на прием могут все желающие, главное, чтобы в группе были места. Приоритетное право, в зависимости от организации, к которой относится секция, обычно имеют дети матерей-одиночек, дети-инвалиды, второй и третий ребенок в семье.

Антон Алексеев, директор школы № 1241, пояснил:

— Как правило, принцип тут очень простой: занятия, которые проводят школьные педагоги, совершенно для родителей бесплатны. Труд педагогов оплачивается из бюджета города. А вот кружки и секции, которые ведут специалисты привлеченные, обычно платные. Причем размер этой платы берется не с потолка, а определяется Управляющим советом школы, куда входят, в частности, сами дети, их родители и педагоги.

Антон Григорьевич советует: чтобы выбрать кружок, сначала следует зайти на сайт школы. Там, как правило, есть полный список внеклассных занятий.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Константин Рязанцев, психолог, конфликтолог:

— Когда ребенок приходит в какой-то кружок или секцию, родители часто сталкиваются с ситуацией — не хочет ходить на занятия. И сразу возникает вопрос: что делать — заставлять его или нет? Казалось бы: совершенно очевидно, что он очень много времени проводит в школе и у компьютера. В результате снижается зрение и растет вес. Любой нормальный родитель хочет, чтобы ребенок больше двигался и был здоров. Но сам ребенок мыслит совершенно по-другому. Его мышление инфантильно, т. е. он не видит картину в целом. Он просто не осознает, что продолжит и дальше толстеть. Ему не хочется ходить в бассейн, хотя это и в его интересах. Вот лень, и все тут! И как быть? Заставлять, я уверен, не нужно. Это лишь вызовет стойкое неприятие. Ситуацию, когда «с души воротит». Вы при должном старании просто сделаете ребенка несчастным.

КСТАТИ

Многие известные люди начинали свою карьеру с занятий в кружках и секциях. Так, выдающийся хоккеист, обладатель Кубка Стенли Александр Овечкин, каждое утро, еще до занятий в школе, ездил на тренировку в спорткомплекс «Динамо». Известный джазмен, народный артист России Игорь Бутман начал свою карьеру в 11 лет в музыкальной школе, где учился играть на кларнете. Костя Цзю — чемпион мира по боксу среди профессионалов — в 9-летнем возрасте начал посещать ДЮСШ — детско-юношескую спортивную школу.

СПРАВКА

СТАНДАРТНЫЙ СПИСОК ДОКУМЕНТОВ ПРИ УСТРОЙСТВЕ РЕБЕНКА В КРУЖОК ИЛИ СЕКЦИЮ:

— запрос (заявление) на предоставление государственной услуги;

— медицинская справка о состоянии здоровья ребенка;

— 2 фотографии 3х4 см;

— паспорт и копия паспорта гражданина РФ (родителя);

— свидетельство и копия свидетельства о рождении ребенка;

— страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Дошкольный возраст настолько благоприятен для достижения знаний и получения навыков, что мамы и папы стремятся заполнить практически все свободное время детей секциями, кружками и курсами.

Преследуя благородную цель воспитания и образования, родители не задумываются, а полезен ли такой подход? Не навредит ли высокий темп обучения малышу? Как разобраться, куда отдать ребенка, не перегрузив его большим количеством информации?

Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим тему важности и необходимости дополнительных занятий в жизни дошкольника.

Проблема выбора кружков и секций

Выбор образовательного центра строится на базе предложений, которые представлены в населенном пункте и проблемы не возникает, если вариантов немного. Но для больших городов вопрос подбора стоит остро.

Новые школы, курсы и развивающие клубы по интересам для детей до 7-ми лет появляются постоянно. Обещая невиданные успехи при обучении по новым методикам с использованием всевозможных подходов, такие школы зазывают рекламой неопытных и жаждущих обучить мам и пап.

Взрослым порою сложно определиться, какой кружок выбрать малышу и они совершают главную ошибку -выбирают непосильное количество дополнительных занятий.

И вот этот бедный, еще не познавший мир ребенок, живет в бешеном темпе, глотая воздух в перерывах между секцией и школой иностранного языка, не имея возможности просто порезвиться со сверстниками. Он еще не пошел в школу, а живет по графику взрослого человека в состоянии постоянного стресса и загруженности.

Он еще не понимает, зачем ему это, но не может протестовать. Ведь это делается во благо и для него, чтобы обеспечить развитие, успех и т. д.

Что из этого получается в итоге?

К сожалению, родители сталкиваются с ситуацией, когда повзрослев, талантливый ребенок при первой возможности отказывается от всего. Ему надоедает жить в таком темпе еще в дошкольном периоде.

Дети, перегруженные в раннем возрасте, имеют также сложности с выбором хобби, профессии.

Как бы ни хотелось воспользоваться благоприятным для развития временем в жизни крохи, нужно подходить к этому рационально и четко оценивать возможности. Именно из-за перегруженности детей и негативного влияния на их поведение появляется большое количество противников раннего научения, которые требуют не лишать ребенка детства.

Выбирайте необходимое, опираясь на возраст и желание, четко следуйте нормам нагрузки и обсуждайте с малышом все нюансы. Среди всего многообразия вариантов попробуйте выбрать необходимые в вашем случае.

Какие бывают кружки по интересам

Чтобы разобраться в вопросе выбора дополнительных занятий, в первую очередь стоит разделить их на виды. По основному направлению деятельности они подразделяются:

  • Спортивные. Направлены на физическое здоровье и развитие возможностей организма;
  • Обучающие. Кружки и школы, в которых идет научение счету, письму, языкам;
  • Творческие. Развивают потенциал (кружки рисования, лепка, рукоделие, музыка);
  • Развивающие. Комплексные занятия, включающие в себя отдельные части других видов.

Каждый тип направлен на получение определенных навыков и закрепление новых знаний из выбранной области.

Спортивные секции

Чаще всего представлены тренировками по выбранному виду спорта, используются для детей от 3 лет и старше.

Подразделяются на 2 типа:

  • Профессиональные школы;
  • Любительские занятия.

Выбор может основываться на нескольких критериях:

  • Желание ребенка. Он заинтересован в определенной секции;
  • Необходимость. Некоторым детям по состоянию здоровья врачи советуют заниматься определенным видом спорта. Такими рекомендациями лучше не пренебрегать. Например, доказано, что посещение бассейна снижает частоту простудных заболеваний;
  • Ярко выраженные способности, которые малыш не против развивать. Обычно этот критерий приводит в профессиональные спортивные школы;
  • Пожелание родителей. Самый сложный и спорный тип выбора.

Некоторые взрослые заставляют посещать секцию, так как они считают это важным.

Выбирая занятия спортом для ребенка, надо четко понимать, каким критерием вы руководствуетесь. Успех и польза будет только в том случае, если кроха будет заинтересован. Посещение спортивной секции с осознанным желанием - неоспоримая польза.

Среди основных положительных моментов можно выделить:

  • Физическую активность. Она необходима для развития организма и ума. Это особенно актуально для городских детей, которым в большей степени свойственна гиподинамия;
  • Коммуникация. Занятия для малышей дошкольного возраста проводятся в группах, что позволяет получать необходимый опыт коммуникации и социализации. Для детей, обучающихся дома - это несомненный плюс;
  • Спортивные навыки. Дети учатся владеть телом и получают необходимые навыки координации движений;
  • Формирование настойчивости и концентрации. Чтобы выполнить задание тренера или педагога нужно собраться и проанализировать требуемые действия.

Посещение спортивных секций, направленных на профессиональное обучение, может иметь и негативные последствия. Психологи подчеркивают, что предлагать крохе высокие нагрузки в раннем возрасте целесообразно, если это призвание. В остальных случаях возможны проблемы с самоопределением в жизни.

Программа профессиональных школ настроена на победный результат, а детям, которые не обладают необходимыми природными дарованиями сложно достигнуть установленной планки.

Если выбранный путь не является их призванием, а другие варианты в погоне за мечтой были не раскрыты, то понимание того, куда двигаться дальше будет отсутствовать.

Как избежать разочарования

Послушайте мнения специалистов, которые будут оценивать вашего маленького спортсмена. Уже в дошкольном возрасте в большинстве случаев можно увидеть есть ли у ребенка врожденный талант.

Если он не проявляет незаурядных способностей, то, не прекращая тренировки, лучше предложить другие варианты. Познакомьте его с творческими видами человеческой деятельности. Дайте возможность иметь выбор, каким путем идти.

Обучающие кружки и языковые школы

Кто не хочет, чтобы ребенок рано научился писать, считать и читать? Чтобы с трехлетнего возраста начал говорить на двух или трех иностранных языках. Это желание родителей часто превращается в неразумное посещение большого количества кружков и школ для детей младшего возраста.

Как не ошибиться при подборе таких школ?

Очень просто. Нужно оценить познания ребенка и его возможности. Рассказав и показав выгоды, понять, хочет ли он их посещать или нет.

Все дети разные, и нельзя подводить их к единому знаменателю, поголовно обучая определенным навыкам в одном возрасте. Например, один малыш с легкостью начнет читать в 4 года, а другой - только в 6 лет. Это не говорит об умственных способностях. Просто каждый имеет свою скорость формирования базовых знаний.

Задача родителя дошкольника − развивать кроху в соответствии с его физическими и психологическими особенностями.

Если чадо желает постигать предложенные ему кружки или школу, то будет положительный эффект на развитии. А при стойком отрицании выбранного родителями курса можно получить негативные последствия.

Если малыш с радостью посещает развивающий кружок, то при условии качественных занятий есть следующие плюсы:

  • Обучение необходимым навыкам. В зависимости от выбранного направления ребенок получает материал и усваивает его. Если родители сомневаются в своих педагогических способностях, то для них это хороший вариант научить;
  • Системные знания. Научение в образовательных центрах ведется по определенной программе, которая предлагает запоминать крохе информацию в правильной последовательности;
  • Коммуникация. Как и в спортивных секциях обучение в кружках и школах ведется в группах, что дает возможность общаться со сверстниками.

Хорошо, если полученные знания будут закрепляться в обычной жизни. Важно, чтобы родители понимали, как помочь усвоить предложенный объем новой информации.

  • Если вы обучаете ребенка иностранным языкам, то дайте возможность практиковать;
  • Научив читать, предоставьте интересную литературу.

Малыши запоминают только то, что используют в жизни. Если полученные навыки будут использоваться лишь на занятиях, то они могут быстро исчезнуть, а нагрузка не будет иметь нужного эффекта.

Творческие кружки

Разнообразие вариантов обучения для выражения внутреннего мира поражает. Оно ведется по разным методикам и направлениям, раскрывая потенциал и выстраивая понимание искусства и творчества.

В зависимости от характера и желания это могут быть кружки:

  • Пения и танцев;
  • Музыки;
  • Рисования, аппликации, лепки;
  • Рукоделия и моделирования;
  • Театрального искусства и ораторского мастерства.

Подход к выбору направления деятельности лучше выстраивать на ознакомлении и сравнении. Прежде чем посещать постоянно один вид, лучше дать понимание обо всех возможных вариантах. Пусть маленький творец посетит различные мастер-классы, познакомится с несколькими видами выражения собственного «Я» и определится с тем, который походит.

Дети дошкольного возраста часто меняют предпочтения, поэтому даже, если кроха сделает выбор в сторону определенного направления, будьте готовыми, что через некоторое время он от него откажется. Не стоит этому противиться. Дайте возможность искать себя и найти подходящее.

Если малыш посещает творческие занятия по собственному желанию, то получает следующие плюсы:

  • Раскрытие творческого потенциала;
  • Общение со сверстниками;
  • Формирование эстетического вкуса;
  • Психологическая стабильность.

Большинство видов творчества подразумевает под собой развитие и необходимых для учебы в школе навыков и умений.

Развивающие кружки

В большинстве этот вид образования ребенка рассчитан на детей от 1 года до 4 лет и подразумевает обучение вместе с мамой.

Малышу предлагается изучать окружающий мир, собственные физические способности. Обучение состоит из разнообразных типов деятельности и направлены на текущий интерес.

  • Общее развитие. В силу получения дополнительного опыта дети развиваются быстрее;
  • Приучение к работе с другими людьми. Научение в присутствии мамы позволяет минимизировать стресс от смены обстановки и кроха привыкает принимать знания от новых людей;
  • Раннее раскрытие заложенных способностей. Разнообразные направления деятельности помогают раскрывать потенциал.

Наличие у каждого вида занятий явных плюсов часто подталкивает родителей на необдуманные шаги и загрузку малышей большим количеством кружков. Но все ли просто в этом вопросе?

Роль кружков по интересам в развитии детей

Дополнительные занятия в жизни крохи имеют разную степень важности. Это зависит от того, посещает он детский сад или обучается дома мамой.

Ребенок не посещает детский сад:

  • Кружки предоставляют возможность получать необходимые навыки социализации в обществе, учиться работать в группе со сверстниками и слушать взрослых;
  • Образовательные и развивающие занятия приходят на помощь родителям в сферах, где они сомневаются в своих педагогических способностях и навыках. Например, если родители не уверены, что смогут качественно научить ребенка иностранному языку, прибегают к помощи языковых школ;
  • Принцип подбора для дополнительного образования детей, обучающихся дома, строится на поиске недостающих элементов и развитии дополнительных навыков.

Для детей, посещающих ДОУ, поиск идет по-другому:

  • Имея опыт общения со сверстниками, получая необходимый объем знаний от воспитателя, чаще выбираются кружки и секции для раскрытия определенных навыков, к которым склонен ребенок.

Посещение спортивных секций для обоих типов обучения подбирается на основе желания малыша и необходимости. Иногда это стремление укрепить здоровье или скорректировать характер.

Например, если ребенок склонен к проявлению агрессии по отношению к другим детям, хорошо отдать его в секцию борьбы или рукопашного боя, которые корректируют эти проявления.

Немаловажную роль играют и амбиции родителей, их отношение к общим стандартам обучения.

Подбор нужно выстраивать исходя из личности чада, его особенностей восприятия и психологических характеристик. Прежде чем выбирать большое количество разных направлений деятельности, лучше ознакомиться с рекомендациями по правильной организации дополнительных занятий.

Основное назначение кружков и секций для детей — организация детского досуга и развитие каких-либо способностей и навыков у ребенка. Выбирая, куда же отдать своего ребенка заниматься, нужно принять во внимание несколько моментов.

Во-первых, следует определить конечную цель занятий в данном кружке – вы хотите максимально развить у своего ребенка некоторые способности или просто организовать его досуг и дать возможность эмоциональной разгрузки? Какой бы ни была Ваша цель – выбор тематики кружка очень важен. Непременно посоветуйтесь по этому вопросу со своим ребенком, выслушайте его пожелания и учтите интересы. Возможно, он уже выбрал какой-то кружок для посещения. Или ему интересна какая-то конкретная тематика кружка – значит следует подобрать подходящий.Возможно, он хотел бы ходить туда же, куда ходит его лучший друг.

Частенько, дети сами не могут определиться в своих желаниях. Помогите ребенку советом, но не будьте при этом излишне категоричны. «Или ты пойдешь в этот кружок или никуда!»- это не способ решения вопроса.
Если Ваш ребенок очень настойчив в своем желании посещать какой-то конкретный кружок – уступите ему, дайте шанс убедиться в правильности (или ошибочности) своего выбора. И если ребенок разочаруется – не надо его ругать и упрекать, просто вместе обсудите – почему так вышло и, что именно ему не понравилось.
При выборе спортивной секции ОБЯЗАТЕЛЬНО учитывайте состояние здоровья Вашего ребенка, нет ли у него каких-либо заболеваний, при которых занятия тем или иным видом спорта противопоказаны. Ведь спортивная секция предполагает дополнительные физические нагрузки, которые могут быть вредными и, даже, опасными для Вашего ребенка.

Немаловажна при выборе кружка – стоимость занятий. Выбирайте такой кружок, занятия в котором не станут для Вас непосильной финансовой ношей. Ведь на самом деле, как показывает практика, баснословно дорого – не всегда очень хорошо и высокая цена не всегда соответствует высокому качеству занятий.
При выборе кружка или секции важно учитывать их удаленность от Вашего дома. Ведь если он будет находиться на другом конце города, то каждое посещение грозит обернуться для Вас настоящей проблемой. Учитывайте возраст Вашего ребенка и уровень его самостоятельности. Сможет ли он сам добираться до места занятий или это будет возможно только в Вашем присутствии?

Расписание занятий в кружке – тоже немаловажный фактор. Рекомендую это согласовать с расписанием уроков ребенка. Выбирайте дни, когда уроков меньше, либо они не такие сложные, чтобы ребенок не был излишне уставшим, иначе посещение кружка может стать для него непосильной дополнительной нагрузкой, а не удовольствием. Хорошо, если занятия в кружке возможны в выходной день, только не выбирайте такое расписание, когда занятия будут только по выходным дням, то есть два выходных будут заняты посещением кружка. Оставьте хотя бы один из выходных полностью свободным для своего ребенка. Ведь ему обязательно нужен отдых. Пускай он побездельничает, пообщается с друзьями, да и Вам нелишним будет побыть с ним вместе дома, погулять в парке, сходить в кино!

Итак, Вы определились с кружком. Очень советую – сходите туда, разведайте ситуацию на месте лично. Посмотрите на обстановку, поговорите с преподавателем, с детьми, которые там занимаются и с их родителями. Многие кружки и секции предлагают одно ознакомительное занятие бесплатно. Обязательно посетите его вместе с ребенком! Если ребенок останется доволен и Вы сами получили только положительные эмоции от своей «разведывательной» деятельности – вперед! Возможно, Вы нашли именно то, что искали и то, что нужно Вашему ребенку!
Но прошу Вас! Заранее избавьтесь от радужных иллюзий и больших планов в отношении посещений этого кружка. Ведь Ваш ребенок еще маленький и его интересы и желания так нестабильны! Вполне возможно, что через какое-то время от начнет проситься в другой кружок, а сюда станет ходить только «из-под палки» — не ругайте его. Ведь только в поиске и пробах рождаются настоящие способности и умение.
Помогите своему ребенку найти себя в нашем таком огромном мире и он не раз скажет Вам спасибо за заботу и понимание!
/по материалам сайта

Сентябрь - это не только начало учебного года. Совсем скоро начнутся и занятия в различных кружках и клубах. Редко какой родитель не мечтает приобщить детей к творчеству, спорту, изучению языков…
Но как понять, какие кружки и секции подойдут именно вашему ребенк у?

  • На что нужно обратить внимание, выбирая дополнительные занятия?
  • И что делать, если ребенок увлекается всем подряд, но быстро остывает?
  • А если вообще не хочет ничем заниматься?
  1. Ребенку нужно давать такие задания, с которыми он может справиться, чтобы сохранялся интерес и желание двигаться дальше. Дети разные, и даже дети одного возраста могут иметь разный уровень умений. Это нормально, и, выбирая кружок, нужно сопоставить его соответствие вашему ребенку по возрасту и развитию.
  2. Дополнительные занятия - это и нагрузка, нужно реально смотреть на режим дня, в котором должно быть место и для учебы, и для отдыха , и для кружка. Загружая ребенка развитием, можно незаметно и здоровье подорвать перегрузом. Нормы нагрузки в настоящее время очень расплывчатые, каждый родитель полагается на свою разумность.
  3. Кружки должны соответствовать интересу ребенка, который родитель должен уметь отличать от своего. Порой родители грешат, реализуя свои детские мечты через детей, у которых мечты совсем другие.

Дополнительные занятия и кружки - очень важная составляющая жизни ребенка. Это возможность для него развиваться, заниматься любимым делом, развивать свои способности, расширять знаний и опыт.

На мой взгляд, особенно кружки нужны тому ребенку, который без особого увлечения учится в школе, когда он учится по принципу "надо", а не по принципу "хочу" (при этом не важно, на сколько хорошо он учится).

Отсюда несколько правил выбора дополнительного занятия для ребенка.

1. Опирайтесь на желание и интерес ребенка. Спросите его, куда бы он хотел ходить, чем бы хотел заниматься. Понятно, что первый выбор ребенка может быть довольно случаен - хочу ходить туда, куда ходит мой друг/подружка, или это красиво смотрится по телевизору. Дайте ребенку возможность попробовать на собственном опыте, "его" это или нет.

Безусловно, иногда выбор кружка определяют родители. Например, отдают ребенка в языковой кружок, потому что "в современном мире не обойтись без знания иностранного языка", или отдают в спортивную секцию, т.к. "ребенку важно двигаться, а не сидеть за компьютером". Это совсем не плохо. Важно, чтобы ребенок был согласен с выбором родителей.

Иногда на консультациях я слышу душераздирающие истории о том, на какие ухищрения идет ребенок, чтобы не посещать кружок - прогуливает, говорит родителям, что занятие отменили, жалуется, что у него что-то болит, просто плачет и отказывается идти. Уверена, что при таком поведении ребенка целесообразнее поменять занятие.

2. Предоставляйте возможность пробовать разные кружки, разные увлечения ребенка. Иногда родители уверены, что если ребенок сам выбрал кружок (просил, уговаривал настаивал), то и ходить он должен туда "до конца" (не очень, правда, понятно, что будет критерием это "конца"). Но мы с вами уже выяснили, что выбор ребенка (особенно младшего школьного возраста) может быть довольно случайным, поэтому ему действительно может разонравиться ранее выбранное занятие.

Мне кажется, что родителей пугает частая смена выбора ребенка, т.к. им кажется, что тем самым их ребенок демонстрирует легкомысленность, отсутствие целеустремленности, он боится трудностей. Это не совсем так. Я уже писала, что дополнительные занятия - это возможность развивать способности, возможность заниматься любимым делом, а настойчивость и целеустремленность лучше развивать в тех видах деятельности, в которых ребенок видит смысл и хочет получить какой-то результат.

Представьте, что вас заставят постоянно копать яму, а потом ее засыпать, а потом снова копать. Надолго ли вас хватит? И будет ли ваш отказ выполнять эти бессмысленные действия означать, что у вас нет целеустремленности?

3. Не ставьте возможность заниматься любимым делом в зависимость от успешности учебы в школе: "Если еще раз получишь двойку, то не будешь ходить на футбол!". В этом случае вы лишаете ребенка иногда единственной радости жизни. И несмотря на то, что школьное образование - обязательно, не каждый ребенок обязан быть отличником. Ведь все мы разные, у нас у всех разные интересы и разные способности. И если вашему ребенку не дается математика, а дается футбол, позвольте ему реализоваться именно в футболе! В этом случае именно дополнительные занятия могут стать основой для дальнейшего профессионального выбора вашего ребенка.

Вспоминаю одну консультацию.
Мама рассказывает, что ее сыну всегда трудно давалась учеба, она много сил вкладывала, чтобы его "тянуть" - многочасовое выполнение домашних занятий, репетиторы. Теперь он учится в 8-м классе и категорически отказывается учится! Я спрашиваю: "А чем увлекается ваш сын? Чем он любит заниматься? Ведь скоро он закончит 9 классов, и ему надо будет определяться с выбором профессии ". На что мне мама отвечает: "Нам некогда было ходить в кружки, все время у нас занимала учеба в школе".

И в этот момент мне стало очень жаль этого мальчика: он 8! лет целыми днями занимался нелюбимым делом, более того, его усилия не приносили никаких результатов (учился он неважно)! В свои 15 лет он не знал, что такое успех, радость достижения, увлеченность! И я предложила маме оставшиеся 1,5 года потратить не на "вытягивание" сына в школе, а на поиски его интересов, на развитие его способностей. Скорее всего, это будет что-то, связанное с получением конкретных результатов (ремонт автомобилей, приготовление еды, строительство, работа с деревом).

4. Если ваш ребенок говорит, что ему ничего не интересно, то, по моему опыту, это может быть связано с тремя причинами:

  • Родителям не нравятся интересы ребенка. Например, ребенок любит музыку и хотел бы играть в музыкальной группе, но родители говорят: "Лучше бы делом занялся, чем бренькать на гитаре/бить на барабанах/петь". Здесь задача родителей поддержать интерес ребенка и помочь вывести его на новый, более продуктивный уровень. Например, если ваш ребенок увлекается компьютерными играми, возможно, его может заинтересовать программирование (новых игр) или робототехника.
  • Ребенок "ничего не хочет", если родители все решают за ребенка, не дают возможность выбора, а просто принуждают его к посещению тех или иных занятий. Т.е. его никогда и не спрашивали, а чего он хочет!
  • Отказ чем-либо заниматься может быть связан с опасением негативной оценки. Ребенок размышляет примерно так: "Я сейчас выберу занятие, у меня не будет получаться, и родители будут критиковать меня, мол, сам же выбрал!" или "А что, если не получится? Лучше и начинать!".

Поэтому, если вам кажется, что вашему ребенку "ничего не интересно", понаблюдайте за ним: что он делает с бОльшим усердием, на что у него "загораются глаза", о чем он вас чаще всего просит. Это и есть сфера интересов ребенка. Теперь ваша задача предлагать ребенку более систематичный подход к его увлечению. Ведь даже если ваш ребенок любит просто гонять по улице с друзьями, возможно, он неплохой коммуникатор, значит важно развивать его навыки общения, и он сможет вырасти успешным руководителем.

- На что нужно обратить внимание, выбирая дополнительные занятия для ребенка?

Есть самый распространенный и самый "древний" метод изучения - НАБЛЮДЕНИЕ. Необходимо понаблюдать, что интересно именно Вашему ребенку, к чему он тянется.

Так, если девочка просит бабушку показать ей, как вязать крючком или спицами, то это и надо сделать. Вязание развивает мелкую моторику рук, прививает чувство красоты, позволяет сформировать интересы и к другим видам рукоделия.

Если мальчик тянется к папе в гараж, чтобы ремонтировать машину, надо разрешать ему это. Да, возможно, испачкается ребенок, но он будет знать, как, например, поменять лампочки в фарах...

- Что делать, если ребенок увлекается всем подряд, но быстро остывает?

Надо поддерживать разные интересы, "подогревать" их, но только не переусердствовать.

Например, играть на скрипке ребенку нравится, но вот амбициозные родители, желающие сделать из своего ребенка гениального исполнителя, заставляют его играть часами в ущерб другим занятиям. Вот это уже рискованно. Любому ребенку важно перемежать занятия, разнообразить хобби. Мы вот раньше успевали и в музыкальную школу ходить, и носить то, что сами связали и сами для себя сшили... И редиску в огороде было в кайф посадить, и почитать, а иногда на лавочке с детьми поиграть в "Монах в красных штанах" или на улице поиграть в лапту...

Моя мама никогда не говорила "некогда, отойди, не мешай". Она всегда готова была отложить какие-то свои дела, чтобы научить дочерей чему-то. Я, например, платье на выпускной вечер сама себе сшила, сама вышивку сделала на воланах, поступила на фортепианное отделение музыкального училища и ноты носила в связанной своими руками сумке, пока дипломат не появился (тогда они были в страшном дефиците)...

- А если ребенок вообще не хочет ничем заниматься?

Надо научиться общаться с ним конструктивно, быть ему примером!

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители - пример тому.

Вообще ничего не хотят (и учиться тоже) дети безразличных родителей, не интересующихся внутренним миром своего ребенка. Если родитель сам "горит", у него много интересов, ребенок ходит с ним в кино, обсуждает героев мультиков, вместе учит стихи, вместе пекут печенье, бегают по утрам, плавают по воскресеньям и т.п. (то есть поддерживает ребенка во всех его начинаниях!), то агрессивного, скучного или депрессивного Унылыша из него ну никак не получится!

Скука - это удел ленивых, равнодушных и мало чего умеющих людей, потому что скуку и апатию испытывают те, у кого внутренние ресурсы слабоваты, да еще и внешние возможности отсутствуют.

Тем, у кого "золотые руки", скучно в жизни не бывает. Творческое мышление создает такие яркие образы, которые эти люди готовы и ОЧЕНЬ ХОТЯТ воплотить в жизнь. Это и обеспечивает потом ощущение счастья жить, быть собой, состояться как Личность, повысить экспертность в выбранной профессии ! К тому же хобби и творчество - это колоссальный ресурс для снятия стресса , которым наполнена жизнь современного человека.

Следовательно, сфера хобби - это корабль, который в течение жизни помогает выплыть из трудных жизненных ситуаций.

Коллеги, принявшие участие в этом круглом столе, хорошо и подробно написали, на что можно ориентироваться в поведении ребёнка при выборе дополнительных занятий. Подводные камни и распространенные трудности тоже хорошо осветили. Чтобы не повторяться, об этих темах писать не буду. Остановлюсь коротко на теме, о которой сейчас не упомянули.

Думаю, родители, выбирающие дополнительные занятия для ребёнка (или соглашающиеся с ребёнком в этом вопросе), осознают, что это одно из проявлений контроля и ответственности родителей за текущую и будущую жизнь ребёнка. В связи с этим считаю важным для родителей обратить внимание на 2 фактора:

  1. Информация о дополнительном занятии. То есть ваша задача как родителей - хорошо разузнать особенности и нюансы того вида деятельности, на который пал предварительный выбор. Например, физические требования для того или иного вида спорта, какова будет временная нагрузка через год-два и так далее. Об неинформированность частенько разбиваются надежды детей и родителей через какое-то время, принося боль, горечь и тем, и другим.
  2. Как бы тщательно и идеально вы ни занимались выбором доп.занятия, далеко не факт, что ребенок вас не разочарует. Иногда доп.занятия становятся в дальнейшем профессией и определяют дальнейшую жизнь ребёнка, а иногда вспоминаются, как страшный сон . Как это будет в вашем случае, никто не сможет предугадать. Ограничения наших, родительских, возможностей при формировании будущего наших детей важно учитывать и принимать. Иначе вы рискуете окунуться в яму сожалений и раздражения своей несостоятельностью как родителя, а ребёнка погрузить в чувство вины.