Для обработки событий, происходящих асинхронно по отношению к выполнению программы, лучше всего подходит механизм прерываний .

Прерывание можно рассматривать как некоторое особое событие в системе, требующее моментальной реакции. Например, хорошо спроектированные системы повышенной надежности используют прерывание по аварии в питающей сети для выполнения процедур записи содержимого регистров и оперативной памяти на магнитный носитель, с тем чтобы после восстановления питания можно было продолжить работу с того же места.

Кажется очевидным, что возможны самые разнообразные прерывания по самым различным причинам. Поэтому прерывание рассматривается не просто как таковое, с ним связывают число, называемое номером типа прерывания или просто номером прерывания. С каждым номером прерывания связывается то или иное событие. Система умеет распознавать, какое прерывание, с каким номером произошло и запускает соответствующую этому номеру процедуру.

Программы могут сами вызывать прерывания с заданным номером. Для этого они используют команду INT. Это так называемые программные прерывания. Программные прерывания не являются асинхронными, так как вызываются из программы (а она-то знает, когда она вызывает прерывание!).

Программные прерывания удобно использовать для организации доступа к отдельным, общим для всех программ модулям. Например, программные модули операционной системы доступны прикладным программам именно через прерывания, и нет необходимости при вызове этих модулей знать их текущий адрес в памяти. Прикладные программы могут сами устанавливать свои обработчики прерываний для их последующего использования другими программами. Для этого встраиваемые обработчики прерываний должны быть резидентными в памяти.

Аппаратные прерывания вызываются физическими устройствами и приходят асинхронно. Эти прерывания информируют систему о событиях, связанных с работой устройств, например о том, что наконец-то завершилась печать символа на принтере и неплохо было бы выдать следующий символ, или о том, что требуемый сектор диска уже прочитан его содержимое доступно программе. Использование прерываний при работе с медленными внешними устройствами позволяют совместить ввод/вывод с обработкой данных в центральном процессоре и в результате повышает общую производительность системы. Некоторые прерывания (первые пять в порядке номеров) зарезервированы для использования самим центральным процессором на случай каких-либо особых событий вроде попытки деления на ноль, переполнения и т.п.

Иногда желательно сделать систему нечувствительной ко всем или отдельным прерываниям. Для этого используют так называемое маскирование прерываний . Но некоторые прерывания замаскировать нельзя, это немаскируемые прерывания.

Заметим еще, что обработчики прерываний могут сами вызывать программные прерывания, например, для получения доступа к сервису BIOS или DOS (сервис BIOS также доступен через механизм программных прерываний).

Составление собственных программ обработки прерываний и замена стандартных обработчиков DOS и BIOS является ответственной и сложной работой. Необходимо учитывать все тонкости работы аппаратуры и взаимодействия программного и аппаратного обеспечения. При отладке возможно разрушение операционной системы с непредсказуемыми последствиями, поэтому надо очень внимательно следить за тем, что делает Ваша программа.

Для того чтобы связать адрес обработчика прерывания с номером прерывания, используется таблица векторов прерываний , занимающая первый килобайт оперативной памяти - адреса от 0000:0000 до 0000:03FF. Таблица состоит из 256 элементов - FAR-адресов обработчиков прерываний. Эти элементы называются векторами прерываний . В первом слове элемента таблицы записано смещение, а во втором - адрес сегмента обработчика прерывания.

Прерыванию с номером 0 соответствует адрес 0000:0000, прерыванию с номером 1 - 0000:0004 и т.д.

Инициализация таблицы происходит частично BIOS после тестирования аппаратуры и перед началом загрузки операционной системой, частично при загрузке DOS. DOS может переключить на себя некоторые прерывания BIOS.

Рассмотрим содержимое таблицы векторов прерываний. Приведем назначение некоторых наиболее важных векторов:

Описание

Ошибка деления. Вызывается автоматически после выполнения команд DIV или IDIV, если в результате деления происходит переполнение (например, при делении на 0). DOS обычно при обработке этого прерывания выводит сообщение об ошибке и останавливает выполнение программы. Для процессора 8086 при этом адрес возврата указывает на следующую после команды деления команду, а в процессоре 80286 - на первый байт команды, вызвавшей прерывание.

Прерывание пошагового режима. Вырабатывается после выполнения каждой машинной команды, если в слове флагов установлен бит пошаговой трассировки TF. Используется для отладки программ. Это прерывание не вырабатывается после выполнения команды MOV в сегментные регистры или после загрузки сегментных регистров командой POP.

Аппаратное немаскируемое прерывание. Это прерывание может использоваться по-разному в разных машинах. Обычно вырабатывается при ошибке четности в оперативной памяти и при запросе прерывания от сопроцессора.

Прерывание для трассировки. Это прерывание генерируется при выполнении однобайтовой машинной команды с кодом CCh и обычно используется отладчиками для установки точки прерывания.

Переполнение. Генерируется машинной командой INTO, если установлен флаг OF. Если флаг не установлен, то команда INTO выполняется как NOP. Это прерывание используется для обработки ошибок при выполнении арифметических операций.

Печать копии экрана. Генерируется при нажатии на клавиатуре клавиши PrtScr. Обычно используется для печати образа экрана. Для процессора 80286 генерируется при выполнении машинной команды BOUND, если проверяемое значение вышло за пределы заданного диапазона.

Неопределенный код операции или длина команды больше 10 байт (для процессора 80286).

Особый случай отсутствия математического сопроцессора (процессор 80286).

IRQ0 - прерывание интервального таймера, возникает 18,2 раза в секунду.

IRQ1 - прерывание от клавиатуры. Генерируется при нажатии и при отжатии клавиши. Используется для чтения данных от клавиатуры.

IRQ2 - используется для каскадирования аппаратных прерываний в машинах класса AT.

IRQ3 - прерывание асинхронного порта COM2.

IRQ4 - прерывание асинхронного порта COM1.

IRQ5 - прерывание от контроллера жесткого диска для XT.

IRQ6 - прерывание генерируется контроллером флоппи-диска после завершения операции.

IRQ7 - прерывание принтера. Генерируется принтером, когда он готов к выполнению очередной операции. Многие адаптеры принтера не используют это прерывание.

Обслуживание видеоадаптера.

Определение конфигурации устройств в системе.

Определение размера оперативной памяти в системе.

Обслуживание дисковой системы.

Последовательный ввод/вывод.

Расширенный сервис для AT-компьютеров.

Обслуживание клавиатуры.

Обслуживание принтера.

Запуск BASIC в ПЗУ, если он есть.

Обслуживание часов.

Обработчик прерывания Ctrl-Break.

Прерывание возникает 18.2 раза в секунду, вызывается программно обработчиком прерывания таймера.

Адрес видеотаблицы для контроллера видеоадаптера 6845.

Указатель на таблицу параметров дискеты.

Указатель на графическую таблицу для символов с кодами ASCII 128-255.

Используется DOS или зарезервировано для DOS.

Прерывания, зарезервированные для пользователя.

Не используются.

IRQ8 - прерывание от часов реального времени.

IRQ9 - прерывание от контроллера EGA.

IRQ10 - зарезервировано.

IRQ11 - зарезервировано.

IRQ12 - зарезервировано.

IRQ13 - прерывание от математического сопроцессора.

IRQ14 - прерывание от контроллера жесткого диска.

IRQ15 - зарезервировано.

Не используются.

Зарезервированы для BASIC.

Используются интерпретатором BASIC.

Лекция№12

Система прерываний 32-разрядных микропроцессоров i 80 x 86.

Работа системы прерываний в реальном режиме

Вопросы

1. Понятие прерывания

2. Классификация прерываний

3. Система прерываний.

· Аппаратные средства

· Программные средства системы прерываний

· Таблица векторов прерываний

4. Обработка прерывания в реальном режиме

Прерывание означает временное прекращение основного процесса вычислений для выполнения некоторых запланированных или незапланированных действий, вызываемых работой аппаратуры или программы.

Т.е. это процесс, временно переключающий микропроцессор на выполнение другой программы с последующим возвратом к прерванной программе.

Нажимая клавишу на клавиатуре, мы инициируем немедленный вызов программы, которая распознает клавишу, заносит ее код в буфер клавиатуры, из которого он считывается другой программой. Т.е. на некоторое время микропроцессор прерывает выполнение текущей программы и переключается на программу обработки прерывания, так наз. обработчик прерывания . После того, как обработчик прерывания завершит свою работу, прерванная программа продолжит выполнение с точки, где было приостановлено ее выполнение.

Адрес программы-обработчика прерывания вычисляется по таблице векторов прерываний.

Механизм прерываний поддерживается на аппаратном уровне.

Классификация прерываний

В зависимости от источника, прерывания делятся на

· аппаратные - возникают как реакция микропроцессора на физический сигнал от некоторого устройства (клавиатура, системные часы, клавиатура, жесткий диск и т.д.), по времени возникновения эти прерывания асинхронны, т.е. происходят в случайные моменты времени;

· программные - вызываются искусственно с помощью соответствующей команды из программы (int ), предназначены для выполнения некоторых действий операционной системы, являются синхронными;

· исключения - являются реакцией микропроцессора на нестандартную ситуацию, возникшую внутри микропроцессора во время выполнения некоторой команды программы (деление на ноль, прерывание по флагу TF (трассировка)).

Общая классификация прерываний

· внешние - вызываются внешними по отношению к микропроцессору событиями

(по существу - это группа аппаратных прерываний) Вложенных прерываний нет!

· внутренние - возникают внутри микропроцессора во время вычислительного процесса (по существу - это исключительные ситуации и программные прерывания).

Внешние прерывания возникают по сигналу какого-нибудь внешнего устройства.

Внешние прерывания подразделяются на не­маскируемые и маскируемые.

В связи с тем, что существуют два специальных внешних сигнала среди входных сигналов процес­сора, при помощи которых можно прервать выполнение текущей программы и тем самым переключить работу центрального процессора. Это сигналы NMI (no mask interrupt , немаскируемое прерывание) и INTR (interrupt request , запрос на прерывание).

Маскируемые прерывания генерируются контроллером прерываний по заявке определенных периферийных устройств. Контроллер прерываний (выполнен в виде специальной микросхемы i8259A) поддерживает восемь уровней (линий) приоритета; к каждому уровню “привязано” одно периферийное устройство. Именно маскируемые прерывания часто называют аппаратными прерываниями .

В ПК, начиная с IBM PC AT, построенных на базе микропроцессора i80286, используются два контроллера прерываний i8259A; они соединяются последователь­но каскадным образом, что увеличивает количество внешних источников прерываний до 15 (каждая по 8).

Обратим внимание . Микросхема i 8259А является программируемой.

Немаскируемые прерывания (говорят, что оно одно, т.к. подается на вывод микропроцессора NMI ) инициируют источники, требующие безотлагательного вмешательства со стороны микропроцессора.

!

В реальном и защищенном режиме работы микропроцессора обработка прерываний осуществляется принципиально разными методами.

Система прерываний. Аппаратные и программные средства системы прерываний

Система прерываний - это совокупность программных и аппаратных средств, реализующих механизм прерываний.

К аппаратным средствам системы прерываний относятся:

· выводы микропроцессора - на них формируются сигналы, извещающие микропроцессор либо о том, что некоторое внешнее устройство «проситуделить ему внимание» (INTR) , либо о том, что требуется безотлагательная обработка некоторого события или катастрофическая ошибка (NMI)

· INTR - вывод для входного сигнала запроса на прерывание ,

· NMI - вывод для входного сигнала немаскируемого прерывания

· INTA - вывод для выходного сигнала подтверждения получения сигнала прерывания микропроцессором (этот сигнал поступает на одноименный вход микросхемы конроллера 8259А;

· программируемый контроллер прерываний 8259А (предназначен для фиксирования сигналов прерываний от восьми различных внешних устройств; он выполнен в виде микросхемы; обычно используют две последовательно соединенные микросхемы, поэтому кол-во возможных источников внешних прерываний до 15 плюс одно немаскируемое прер.; именно он формирует номер вектора прерывания и выдает его шину данных);

· внешние устройства (таймер, клавиатура, магнитные диски и т.п.)

К программным средствам системы прерываний Реального режима относятся:

· таблица векторов прерываний .

Занимает первый килобайт ОП (адреса 00000 h-003FFh) .

Она содержит адреса (векторы - «векторы», т.к. два значения для указания адреса) обработчиков прерываний и состоит из 256 (0..255) элементов по 4 байта каждый:

2 байта - новое значение для регистра IP

2 байта - новое значение для регистра CS .

Расположение таблицы векторов прерываний в процессорах i80286 и старше определяется значением регистра IDTR .

Таблица векторов прерываний инициализируется при запуске системы, но в принципе может быть изменена и перемещена.

Каждый вектор имеет свой номер и называется номером прерывания.

· два флага в регистре флагов flags/eflags :

· IF (Interrupt Flag) - флаг прерывания. Предназначен для маскирования (запрещения) аппаратных прерываний. Если IF=1 , микропроцессор обрабатывает внешние прерывания, если = 0, то игнорирует;

· TF(Trace Flag) - флаг трассировки. Если он=1, то микропроцессор переходит в режим покомандной работы. В этом режиме в микропроцессоре генерируется внутреннее прерывание с номером 1;

· машинные команды микропроцессора: int, into (прерывание по переполнению) , iret, cli, sti

Обработка прерывания в реальном режиме

производится в три этапа:

1) прекращение выполнения текущей программы;

Должно произойти так, чтобы потом вернуться и продолжить работу. Для этого необходимо сохранить содержимое регистров, так как они являются ресурсами, разделяемыми между программами.

Обязательными для сохранения являются регистры cs, ip, flags (пара CS:IP содержит адрес команды, с которой необходимо начать выполнение после возврата, flags - состояние флагов после выполнения последней команды прерванной программы).

!!! Эти регистры сохраняются микропроцессором автоматически. Сохранение остальных регистров - должно обеспечиваться программистом!!!

Наиболее удобным местом хранения регистров является стек.

После сохранения регистров в стеке микропроцессор сбрасывает бит флага IF (т.е.=0)(!!! В стеке при этом записан регистр flags с еще установленным IF !!!)Этим предотвращается возможность возникновения вложенных внешних прерываний и порча регистров исходной программы вследствие неконтролируемых действий со стороны программы - обработчика вложенного прерывания. После того как необходимые действия по сохранению контекста завершены, обработчик аппаратного прерывания может разрешить вложенные прерывания командой sti .

2) переход к выполнению и выполнение программы обработки прерывания;

Здесь определяется источник прерывания и вызывается соответствующий обработчик прерывания.

В реальном режиме микропроцессора допускается 256 источников - по кол-ву элементов таблицы векторов прерываний.

Структура элемента:

· 2 байта - значение смещения начала программы-обработчика прерывания от начала кодового сегмента

· 2 байта - значение базового адреса сегмента, в котором находится программа-обработчик.

Как определить адрес, по которому находится вектор прерывания с номером N ?

смещение эл-та таблицы векторов прерываний= N * 4

Полный размер таблицы?4*256=1024

Итак на втором этапе микропроцессор

1. По номеру источника прерывания определяет смещение в таблице векторов прерываний

2. Помещает первые два байта в регистр IP

3. Помещает вторые два байта в регистр CS

4. Передыет управление по адресу CS:IP

(Она тоже может быть прервана поступлением запроса от более приоритетного источника. Все источники прерывания имеют приоритеты.)

3) возврат управления прерванной программе.

Необходимо привести стек в состояние, в котором он был сразу после передачи управления данной процедуре. Для этого программист должен указать необходимые действия по восстановлению регистров и очистке стека. !! Этот участок необходимо защитить от возможного искажения содержимого регистров (в результате появления аппаратного прерывания) с помощью команды cli .

Последние команды в в обработчике прерывания - sti, iret

sti - разрешить аппаратные прерывания (устанавливает флаг IF=1 , не имеет операндов) .

iret - извлечь последовательно три слова из стека и поместить их соответственно в регистры ip, cs, flags.

Вектор прерывания

Вектором прерывания называют электрический сигнал, посылаемый на шины процессора. По вектору прерывания можно определить всю необходимую информацию для перехода к прерывающей программе, в том числе ее начальный адрес. Каждому уровню прерывания соответствует свой вектор прерывания. Векторы прерывания обычно находятся в специально выделенных фиксированных ячейках памяти.

Таблица векторов прерываний

Процедура организации перехода к прерывающей программе выделяет из всех выставленных запросов тот, который имеет наибольший приоритет, выполняет передачу текущего состояния прерываемой программы из регистров процессора в стек, загружает в регистры процессора вектор прерывания и передает управление прерывающей программе.

Организация вложенных прерываний

Возможна ситуация, когда в момент обработки первого прерывания приходит запрос на еще одно прерывание.

При наличии нескольких источников запросов прерываний должен быть установлен определенный порядок в обслуживании поступающих запросов.

В системе установлены приоритетные соотношения между запросами прерываний.

Приоритетные соотношения определяют, какой из нескольких поступивших запросов подлежит обработке в первую очередь, и устанавливают, имеет или не имеет право данный запрос прерывать ту или иную программу.

Например, запрос на прерывание от таймера всегда приоритетнее запроса от любого внешнего устройства, а программы пользователя имеют самый низкий приоритет и могут быть прерваны чем угодно.

Существует понятие глубины прерывания - это максимальное число программ, которые могут прерывать друг друга. Если после перехода к прерывающей программе и вплоть до ее окончания прием других запросов запрещается, то говорят, что система имеет глубину прерывания, равную 1. Глубина равна n, если допускается последовательное прерывание до n программ. Системы с большим значением глубины прерывания обеспечивают более быструю реакцию на срочные запросы.

Различают использование абсолютных и относительных приоритетов.

Схема с абсолютными приоритетами:

Поступивший запрос с более высоким приоритетом, чем обрабатывающийся сейчас, прерывает выполняемую программу.

Схема с относительными приоритетами:

Поступивший запрос является первым кандидатом на обслуживание после завершения выполнения текущей программы. Даже если его приоритет выше, все равно выполняющаяся программа должна завершиться.

Если наиболее приоритетный из выставленных запросов прерывания не превосходит по уровню приоритета выполняемую процессором программу, то запрос прерывания игнорируется или его обслуживание откладывается до завершения выполнения текущей программы.

Бывает такая ситуация, когда надо на один периферийный девайс повесить много разных задач, а он всего один и что то надо с этим делать.

Простой пример — таймер и его прерывание по переполнению.
Мы можем задавать выдержку и по прерыванию делать какие-нибудь операции. Но если в один момент времени мы хотим чтобы таймер по прерванию сделал одну операцию, а потом другую, третью. Да сколько угодно, в зависимости от состояния. А вектор один.

Или, например, USART. Нам запросто может потребоваться, чтобы в зависимости от режима на прерывание по приходу байта выполнялся разный код. В одном режиме — выдача приветствия, в другом посыл матом в баню. В третьем удар в голову. А вектор один.

Конечно, можно добавить в обработчик прерывания switch-case конструкцию и по выбору режима перейти на нужный участок кода, но это довольно громоздко, а самое главное — время перехода будет разное, в зависимости от того в каком порядке будет идти опрос-сравнение switch-case структуры.

То есть в свитче вида:

1 2 3 4 5 6 7 switch (x) { 1 : Действие 1 2 : Действие 2 3 : Действие 3 4 : Действие 4 }

switch(x) { 1: Действие 1 2: Действие 2 3: Действие 3 4: Действие 4 }

Будет последовательное сравнение х вначале с 1, потом с 2, потом с 3 и так до перебора всех вариантов. А в таком случае реакция на Действие 1 будет быстрей чем реакция на Действие 4. Особо важно это при расчете точных временных интервалов на таймере.

Но есть простое решение этой проблемы — индексный переход. Достаточно перед тем как мы начнем ожидать прерывание предварительно загрузить в переменные (а можно и сразу в индексный регистр Z) направление куда нам надо перенаправить наш вектор и воткнуть в обработчик прерывания индексный переход. И вуаля! Переход будет туда куда нужно, без всякого сравнения вариантов.

В памяти создаем переменные под плавающий вектор:

Timer0_Vect_L: .byte 1 ; Два байта адреса, старший и младший Timer0_Vect_H: .byte 1

Подготовка к ожиданию прерывания проста, мы берем и загружаем в нашу переменную нужным адресом

CLI ; Критическая часть. Прерывания OFF LDI R16,low(Timer_01) ; Берем адрес и сохраняем STS Timer0_Vect_L,R16 ; его в ячейку памяти. LDI R16,High(Timer_01) ; Аналогично, но уже со старшим вектором STS Timer0_Vect_H,R16 SEI ; Прерывания ON

Все, можно запускать таймер и ждать нашего прерывания. С другими случаями аналогично.

А обработчик получается вида:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 ;============================= ; Вход в прерывание по переполнению от Timer0 ;============================= TIMER_0: PUSH ZL ; сохраняем индексный регистр в стек PUSH ZH ; т.к. мы его используем PUSH R2 ; сохраняем R2, т.к. мы его тоже портим IN R2,SREG ; Извлекем и сохраняем флаговый регистр PUSH R2 ; Если не сделать это, то 100% получим глюки LDS ZL,Timer0_Vect_L ; загружаем адрес нового вектора LDS ZH,Timer0_Vect_H ; оба байта. CLR R2 ; Очищаем R2 OR R2,ZL ; Проверяем вектор на ноль. Иначе схватим аналог OR R2,ZH ; reset"a. Проверка идет через операцию OR BREQ Exit_Tm0 ; с накоплением результата в R2 ; так мы не портим содержимое Z и нам не придется; загружать его снова IJMP ; Уходим по новому вектору; Выход из прерывания. Exit_Tm0: POP R2 ; Достаем и восстанавливаем регистр флагов OUT SREG,R2 POP R2 ; восстанавливаем R2 POP ZH ; Восстанавливаем Z POP ZL RETI ; Дополнительный вектор 1 Timer_01: NOP ; Это наши новые вектора NOP ; тут мы можем творить что угодно NOP ; желательно недолго - в прерывании же NOP ; как никак. Если используем какие другие NOP ; регистры, то их тоже в стеке сохраняем RJMP Exit_Tm0 ; Это переход на выход из прерывания; специально сделал через RJMP чтобы; Дополнительный вектор 2 ; сэкономить десяток байт на коде возврата:))) Timer_02: NOP NOP NOP NOP NOP RJMP Exit_Tm0 ; Дополнительный вектор 3 Timer_03: NOP NOP NOP NOP NOP RJMP Exit_Tm0

;============================= ; Вход в прерывание по переполнению от Timer0 ;============================= TIMER_0: PUSH ZL ; сохраняем индексный регистр в стек PUSH ZH ; т.к. мы его используем PUSH R2 ; сохраняем R2, т.к. мы его тоже портим IN R2,SREG ; Извлекем и сохраняем флаговый регистр PUSH R2 ; Если не сделать это, то 100% получим глюки LDS ZL,Timer0_Vect_L ; загружаем адрес нового вектора LDS ZH,Timer0_Vect_H ; оба байта. CLR R2 ; Очищаем R2 OR R2,ZL ; Проверяем вектор на ноль. Иначе схватим аналог OR R2,ZH ; reset"a. Проверка идет через операцию OR BREQ Exit_Tm0 ; с накоплением результата в R2 ; так мы не портим содержимое Z и нам не придется; загружать его снова IJMP ; Уходим по новому вектору; Выход из прерывания. Exit_Tm0: POP R2 ; Достаем и восстанавливаем регистр флагов OUT SREG,R2 POP R2 ; восстанавливаем R2 POP ZH ; Восстанавливаем Z POP ZL RETI ; Дополнительный вектор 1 Timer_01: NOP ; Это наши новые вектора NOP ; тут мы можем творить что угодно NOP ; желательно недолго - в прерывании же NOP ; как никак. Если используем какие другие NOP ; регистры, то их тоже в стеке сохраняем RJMP Exit_Tm0 ; Это переход на выход из прерывания; специально сделал через RJMP чтобы; Дополнительный вектор 2 ; сэкономить десяток байт на коде возврата:))) Timer_02: NOP NOP NOP NOP NOP RJMP Exit_Tm0 ; Дополнительный вектор 3 Timer_03: NOP NOP NOP NOP NOP RJMP Exit_Tm0

Реализация для RTOS
Но что делать если у нас программа построена так, что весь код вращается по цепочкам задач через диспетчер RTOS? Просчитать в уме как эти цепочки выполняются относительно друг друга очень сложно. И каждая из них может попытаться завладеть таймером (конечно не самовольно, с нашей подачи, мы же программу пишем, но отследить по времени как все будет сложно).
В современных больших осях на этот случай есть механизм Mutual exclusion — mutex. Т.е. это своего рода флаг занятости. Если какой нибудь процесс общается, например, с UART то другой процесс туда байт сунуть не смеет и покорно ждет пока первый процесс освободит UART, о чем просемафорит флажок.

В моей механизмов взаимоисключений нет, но их можно реализовать. По крайней мере сделать некоторое минимальное подобие. Полноценную реализацию всего этого барахла я делать не хочу, т.к. моей целью является удержания размера ядра на уровне 500-800 байт.
Проще всего зарезервировать в памяти еще один байт — переменную занятости. И когда один процесс захватывает ресурс, то в эту переменную он записывает время когда ориентировочно он его освободит. Время идет в тиках системного таймера которое у меня 1ms.
Если какой либо другой процесс попытается обратиться к этому же аппаратному ресурсу, то он вначале посмотрит на состояние его занятости, считает время в течении которого будет занято и уйдет покурить на этот период — загрузит сам себя в очередь по таймеру. Там снова проверит и так далее. Это простейший вариант.

Проблема тут в том, что если на один вектор много желающих будет, то процессы так и будут бегать вокруг да около, словно бухая молодежь вокруг единственного сортира на площади в период праздничных гуляний. У кого нибудь да мочевой пузырь не выдержит — запорет алгоритм. А у кого тут фиг угадаешь, т.к. промоделировать это будет сложновато.

Решение проблемы — добавление еще одной очередной цепочки, на этот раз уже на доступ к ресурсу. Чтобы он не простаивал вообще. Т.е. один выскочил, тут же второй, третий и так далее пока все процессы не справят свою нужду в какой нибудь там USART.
Недостаток очевиден — еще одна очередь это дополнительная память, дополнительный код, дополнительное время. Можно, конечно, извратиться и на очередь к вектору натравить код диспетчера основной цепи. Но тут надо все внимательно отлаживать, ведь вызываться он будет по прерыванию! Да и громоздко, требуется лишь тогда, когда у нас много желающих.

Второе решение — выкинуть переменную времени занятости, оставив только флаг «Занято!». А процесс который пытается обратиться не убегает покурить, а отскакивает на пару шагов назад — на конец очереди задач и сразу же ломится обратно. Народ вокруг сортира не вокруг бегает, а толкется локтями у входа по принципу кто первый пролезет.
Недостаток другой — большая нагрузка на главный конвеер, куча запросов на постановку в очередь так недолго распухнуть на всю оперативку и повстречаться со стеком, а это черевато глобальным апокалипсисом.

Разумеется таймер тут приведен для примера, большую часть задач можно решить системным таймером RTOS, но если нужна вдруг меньшая дискретность или высокая скорость реакции на событие (а не пока главный конвеер дотащит задачу до исполнения), то механим управляемых прерываний, ИМХО, то что доктор прописал.

  • 5.Организация микропроцессорной системы (мпс): магистрально-модульный принцип организации мпс, основные классы микропроцессорных средств. Микропроцессорная система (мпс)
  • 6. Типовые структуры мпс: магистральная, магистрально-каскадная, магистрально-радиальная.
  • 7.Шинная организация микропроцессорных систем: с одной шиной, с двумя видами шин, с тремя видами шин.
  • 8. Характеристики микропроцессоров.
  • 9. Организация магистрали микропроцессорной системы. Трехшинная магистраль с раздельными шинами передачи адреса и данных.
  • 10. Циклы обращения к магистрали.
  • 11. Организация обращения к магистрали с синхронным доступом.
  • 12. Организация обращения к магистрали с асинхронным доступом.
  • 13. Совмещение адресной шины и шины данных. Двухшинная магистраль с совмещенными шинами адреса/данных.
  • 14. Механизм пакетной передачи данных по системной магистрали.
  • 15. Архитектура подсистемы памяти микропроцессорной системы. Характеристики подсистемы памяти микропроцессорной системы
  • 16. Адресная память (запоминающие устройства с произвольным доступом).
  • 17. Ассоциативная память.
  • 18. Стековая память.
  • 19. Основная память: блочная, циклическая и блочно-циклическая схемы организации основной памяти.
  • 20. Кэш-память. Принципы кэширования памяти.
  • 21. Способы отображения основной памяти на кэш-память. Архитектуры кэш-памяти.
  • 22.Алгоритмы замещения информации в заполненной кэш-памяти.
  • 23.Алгоритмы согласования содержимого кэш-памяти и основной памяти.
  • 24.Концепция виртуальной памяти.
  • 25.Страничная организация виртуальной памяти.
  • 26.Сегментная организация виртуальной памяти. Комбинированная сегментно- страничная организация виртуальной памяти.
  • 27.Архитектура подсистемы ввода/вывода микропроцессорной системы.
  • 28.Организация прерываний в микропроцессорной системе.
  • 29.Радиальная система прерываний.
  • 30. Векторная система прерываний.
  • 31.Организация прямого доступа к памяти в микропроцессорной системе.
  • 32.Аккумуляторная архитектура микропроцессоров.
  • 33.Регистровая архитектура микропроцессоров.
  • 34. Архитектура микропроцессоров с выделенным доступом к памяти.
  • 35.Стековая архитектура микропроцессоров.
  • 36.Классификация команд микропроцессоров.
  • 37.Структура (форматы) команд микропроцессоров.
  • 38. Регистровые структуры микропроцессоров
  • 39. Адресация данных в микропроцессорах: представление адресной информации, способы адресации.
  • 40.Управление памятью в микропроцессорах: линейная и сегментная адресации, преобразование логических адресов в физические, управление виртуальной памятью.
  • 41.Защита памяти в микропроцессорах: механизмы защиты, концепция привилегий.
  • 42.Поддержка операционной системы в микропроцессорах.
  • 43.Специальные прерывания (особые случаи, исключения) в микропроцессорах.
  • 44.Мультипрограммный режим работы микропроцессоров.
  • 45.Структурная организация однокристальных микроконтроллеров (на примере 8- разрядных микроконтроллеров): модульный принцип построения, типы процессорных ядер.
  • 46.Резидентная (внутренняя) память микроконтроллеров.
  • 47.Периферийные устройства микроконтроллеров: параллельные порты ввода/вывода, таймеры и процессоры событий, интерфейсы последовательного ввода/вывода.
  • 48.Основы организации интерфейсов микропроцессорных систем.
  • 49.Классификация интерфейсов.
  • 50.Организация параллельной передачи данных.
  • 51.Организация последовательной передачи данных.
  • 52.Основы проектирования микропроцессорных систем: цикл проектирования мпс, средства разработки и отладки мпс.
  • 30. Векторная система прерываний.

    Повышение эффективности системы прерываний связано с передачей функции идентификации ПУ, запросившего обслуживания, внешним по отношению к процессору средствам. В векторной системе прерываний ПУ, запросившее обслуживание, само идентифицирует себя с помощью вектора прерывания , который принимается МП. В общем случаедля передачи вектора прерывания необходима специальная шина. Однако она,как правило, физически совмещается с шиной данных системной магистрали, при этом ввод вектора прерывания осуществляется в специальном цикле магистрали, который называется циклом подтверждения прерывания . Такое совмещение требует включения в шину управления линии подтверждения прерывания INTA, по которой передается сигнал от процессора, разрешающий выдачу вектора прерывания в ответна запрос прерывания от ПУ. МП, получив вектор прерывания, сразу переключается на выполнение требуемой подпрограммы обработки прерывания. Так же как и радиальная система, векторная система прерываний предполагает наличие для каждого ПУ собственной подпрограммы обработки прерывания. При этом вектор прерывания определяет, какой подпрограмме обработки прерывания процессор должен передать управление.

    Вектор прерывания может представлять собой:

    полную команду вызова подпрограммы вместе с адресом подпрограммы обработки прерывания;

    адрес подпрограммы обработки прерывания;

    указательна адрес подпрограммы обработки прерывания. В качествеуказатель может использоваться либо адрес, по которому в памяти хранится адрес подпрограммы обработки прерывания (иногда такой указатель называют адресом вектора прерывания), либо тип прерывания.

    Существует два подхода к построению векторной системы прерываний, которые различаются используемым методом формирования вектора прерывания. Первый подход использует метод децентрализованного управления – определение запроса с наибольшим приоритетом и формирование вектора прерывания осуществляется непосредственно ПУ. Второй подход использует метод централизованногоуправления и состоит в передаче функции формирования вектора прерывания специальному устройству – контроллеру прерывания.

    При формировании вектора прерывания средствами ПУ логика работы программного поллингапереносится на аппаратные средства – определениенаиболее приоритетного запроса осуществляется с помощью аппаратного опроса готовности ПУ. Такой подход называется аппаратным поллингом . Линии запросов от всех ПУ объединяются по схеме «монтажное ИЛИ» и подключаются к общей линии запроса прерывания IRQ процессора (рис. 40).

    Рисунок 40 – Формирование вектора прерывания средствами ПУ

    Процессор при поступлении в него по линии IRQ запроса прерывания формирует управляющий сигнал подтверждения прерывания INTA, который поступает сначала в контроллер ближайшего к процессору ПУ. Если это ПУ нетребовало обслуживания, то его контроллер пропускает сигнал подтверждения прерывания на следующий контроллер, иначе дальнейшее распространение сигналапрекращается и контроллер выдает в шину данных вектор прерывания. Такая схема носит ярко выраженный шлейфовый характер. Одна линия подтверждения прерывания проходит последовательно через контроллеры ПУ и образует последовательную приоритетную структуру, называемую дейзи-цепочкой . Приоритет определяется физическим положением каждого ПУ. Ближайшее к процессору ПУ имеет наибольший приоритет.

    Дейзи-цепочка имеет двапреимущества. Во-первых, в системной магистрали нужнатолько одна линия запроса прерывания (одна линия запроса используетсяи в системе с программным опросом готовности ПУ, однако аппаратный опрос готовности ПУ производится гораздо быстрее). Во-вторых, в систему можно ввести новое ПУ с любым требуемым приоритетом, просто подключая его в нужную физическую позицию. Количество ПУ в системе ограничивается только числом векторов прерываний. Однако дейзи-цепочка медленнее параллельного способа, реализуемого в контроллере прерываний, так как сигнал подтверждения прерывания последовательно распространяется через каждое ПУ. Еще один недостаток шлейфовой структуры – трудность управления приоритетами. ПУ, стоящие в дейзи-цепочке ближе к процессору, обладают более высоким приоритетом, поэтому изменениеприоритетов требует изменения последовательности включения ПУ, что во многих случаях затруднительно. Наиболее эффективно векторная система прерываний реализуется с помощью контроллера прерываний (рис. 41)

    Рисунок 41 – Векторная система прерываний на основе контроллера прерываний

    Контроллер прерываний (КПР) может рассматриваться как расширение процессора, по этой причине его иногданазывают сопроцессором обработки прерываний. На основе КПР формируется многоуровневая приоритетная система векторных прерываний. КПР обеспечивает прием и обработку N запросов на прерывание. Приоритетная логика КПР выбирает из числа поступивших запросов на прерывание запрос с наивысшим приоритетом и сравнивает его с текущим приоритетом запроса, находящегося на обслуживании. При превышении текущего приоритета КПР генерирует сигнал запроса прерывания INT, который поступает в процессор. МП подтверждает прием запроса INTгенерацией сигнала подтверждение прерывания INTA, в ответ накоторый КПР выдает на шину данных системной магистрали соответствующий вектор прерывания. До тех пор, пока некоторый запрос находится в обслуживании, все запросы с равным или меньшим приоритетом игнорируются. В то же время запросы с более высоким приоритетом приводят к генерации сигнала INT, инициируя вложенные прерывания. Для оперативного управления работой контроллера предусматривается возможность его программирования, что позволяет динамически изменять приоритеты запросов, формируемые вектора прерываний и т.п.

    "