Гамрекелидзе Анжела Леонтьевна МБОУ СОШ №6 Краснодарский край, г Туапсе, учитель Музыки и ОРКСЭ.

модуль «Основы православной культуры».

Тема урока : Православный календарь. Пасха.

Цель урока :- сформировать понимание что такое – Пасха.

Развить интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи

Воспитать уважительное отношение к русской культуре.

Задачи урока : -познакомить учащихся с историей празднования Светлого Христова Воскресенья

Познакомить с пасхальными традициями, обычаями, играми.

Тип урока : комбинированный

Оборудование : компьютер, проектор, цветные карандаши, фломастеры.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о православном празднике. А о каком вы должны мне сказать.

Сердца свободны от страстей…

Так чудодейственно влияют

Слова святые на людей!..

Христос воскрес!..

О миг священный!..

О чудо, выше всех чудес,

Какие были во вселенной!..

Христос воскрес!

Христос воскрес!

Итак, кто даст ответ на вопрос « Как этот праздник называется?»

(ответы детей)

Верно – это Пасха. (слайд 2)

2.Подготовка к новой теме.

А что вы знаете о Пасхе? (возможные ответы детей)

3. Работа над новой темой.

Вы все верно сказали. Жизнь Христа не закончилось Его смертью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

Слово «Пасха» еврейское.Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать « прехождение от смерти к жизни». Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова. На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье Мария, Саломия, Мария Магдалина и Иоанн – ученик Христа пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел. Женщины очень испугались. Ангел же сказал: «Не бойтесь, я знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить всех об увиденном.

На Руси праздник Пасхи празднуется с Х века. (слайд 3)

Что означают слова – воскресение, Пасха, Иисус? (возможные ответы детей)

Воскресение - день возобновления жизни;

Пасха - « переход», « избавление», «освобождение»;

Иисус - «Бог спасает», «Спаситель»

А начали праздновать Пасху по установлению первого Вселенского собора с 325 года. В этот день отмечают воскресение Иисуса Христа, который своей смертью искупил людские грехи и воскреснув, избавил людей от власти смерти.

Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило - это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. (слайд 4)

А что же предшествует празднику Пасхи? (возможные ответы детей)

За семь недель до праздника православные христиане вступают в пору Великого поста.

А что такое пост? (ответы детей)

(слайд 5)

Пост- это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.

За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботы прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.

Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье .(слайд 6)

Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Свершается Крестный ход вокруг церкви. (слайд 7)

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь,- это шествие церкви на встречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы, которые первыми узнали о Воскресении Христа.

Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом. Звучат молитвы, зажигаются свечи. Православные христиане разговляются.

Кто знает, что значит разговляться?(возможные ответы детей) (слайд 8)

Разговляться – вкушать скоромную пищу, освященные в храмах куличи, пасха, яйца (слайд 9)

После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.

А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости,а так же, в большей степени, занимаются благотворительностью.

У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо .

Кулич –« праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях.

Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом, оставляя пред ним часть хлеба они верили, что сам Господь невидимо присутствует среди них.

(слайд 10)

Пасха - символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агница. (слайд 11)

Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово. (слайд 12)

Ежегодно накануне Пасхи на каменной плите Гроба Господня возгорается Благодатный огонь, символизирующий Свет Божий. Частицы этого огня паломники потом доставляют в особых лампадах в разные страны и города . (слайд 13)

В зарубежных странах есть свои символы Пасхального празднования .

Пасхальный кролик – символ плодородия и процветания. (слайд 14)

Ягненок – символизирует Агнца Божьего, то есть Христа, им украшают праздничный стол. (слайд 15)

Пасхальные свечи – символ божественного света, сияющего в мире. (слайд 16)

Пасхальные букеты – символ всепобеждающей жизни на Земле .(Слайд 17)

Отгадайте загадку: Красное катается – всему миру чудо оповещает.

Правильно – пасхальное яйцо. (слайд 18)

Кто знает почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет? (возможные ответы детей)

Красный цвет – цвет крови, пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. По древнему преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: «Христос воскресе!» На что Тиберий ответил: «Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным». И тут же яйцо покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: «Воистину воскресе». Так Господь через чудо вразумил неверующего императора.

(слайд 19)

На Пасху яйца красят в разные цвета и дарят со словами «Христос Воскресе!»

В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!»- и расцеловаться в знак всепрощения и любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами. Это действие называется – христосоваться. Ничего подобного в других странах нет.

С давних времен к нам пришло 2 вида пасхальных яиц. Это – «писанки» и «крашенки».

«Крашенки» - это яйца, которые окрашивались при помощи природных красителей (луковой шелухой, листьями березы, дуба, крапивы, еловых шишек) (слайд 20)

« Писанки» - яйца, которые красились любыми красителями, с выведением символических знаков, узоров,орнаментов .(слайд 21)

Всю пасхальную неделю верующие пребывают в торжестве и радости, ходят в гости,а так же помогают больным, немощным и обездоленным.

(слайд 22)

Любимые игры –игры с пасхальными яйцами: катание яиц, битье яиц, крутись яйцо и другие) (слайд 23)

Были и другие забавы - подвижные игры (эстафета с яйцом). Неотъемлемой частью праздничных забав было катание на качелях. (слайд 24)

На Пасху разрешается всем желающим звонить в колокола. Сейчас устраивают Пасхальные фестивали колокольного звона. (слайд 25)

Детвора и молодежь водили хороводы, распевали праздничные песенки, устраивали веселые гуляния.

(слайд 26)

В настоящее время почти все дети принимают участие в своих семьях к подготовке к празднику. Помогают печь куличи, замешивать пасху, красить яйца, рисуют пасхальные поздравительные открытки.

(слайд 27-28)

Народ слагал о Пасхе пословицы и поговорки.

4. Творческая работа учащихся.

Вот давайте и вы с вами попробуем раскрасить пасхальные яйца.

(раздаточный материал для самостоятельной работы) (слайд 29)

В конце урока организовывается выставка работ учащихся.

Пришла весна – пора чудес

Журчит родник – Христос Воскрес! (слайд 30)

Светлее в мире нет Словес-

Воистину Христос Воскрес.

5.Подведение итога урока.

О чем узнали на уроке?

Что было нового для вас?

На какие вопросы получили ответ?

Какие новые слова и термины узнали? (пост, разговляться, христосоваться)

Что для вас осталось непонятным?

6. Домашнее задание.

Изготовить и оформить дома праздничную пасхальную открытку.


Здравствуйте, уважаемые читатели! Буквально несколько недель осталось до главного православного праздника — Светлого Христова Воскресения! Впереди много дел: тщательная уборка квартиры, крашение яиц, приготовление вкусных блюд и традиционных куличей, а пока еще есть время, можно продумать декор дома к Пасхе!

Для начала следует задуматься, что же является символом Пасхи? В России — крашеные яйца и пасхальные куличи; в Германии — пасхальный кролик, разноцветные яйца; в Англии, Америке — пасхальные венки, кролики, цветные и шоколадные яйца.

Как мы видим, традиции разных стран объединяет единый символ — крашеное яйцо, соответственно на его основе можно продумывать декор к Пасхе.

Кроме того необходимо задуматься о цветовой гамме пасхального декора, несмотря на то, что традиционным пасхальным цветом считается именно красный тон (Мария Магдалина преподнесла императору яйцо, которое у него на глазах окрасилось в красный цвет), но все же наиболее выигрышно смотрится светлая пастельная гамма, символизирующая весеннее пробуждение. Поэтому все декоративные элементы, лучше подбирать в нежно-розовых, светло-голубых, бледно-зеленых и ненавязчивых желтых оттенках.

Идеи декора к пасхе

Декор яиц

В данном случае, приветствуется фантазия, вариантов декора существует огромное количество: ажурные вязаные чехольчики, обмотка цветными нитями, использование специальных наклеек, ручная декоративная роспись, использование сладкого марципана, оклеивание стразами, украшение семенами, декор простой бечевкой или яркими лентами.

Отдельно, хотелось бы отметить простой, но эффектный способ декора яиц обычной салфеткой с цветочным принтом. Салфеточный узор нужно аккуратно вырезать, покрыть часть яйца клеем ПВА, можно использовать разведенный водой — крахмал, и на это место, бережно приложить (приклеить) вырезанный фрагмент. После высыхания, готовое изделие смотрится просто великолепно!

Миниатюрные вазочки

Разбиваем сверху куриное яичко (необязательно аккуратно), удаляем желток и белок, ополаскиваем внутренние стенки скорлупы мыльной водой, отправляемся на клумбу, срываем небольшие цветочки (можно использовать и самодельные цветы), наливаем в скорлупу водички, ставим в наши импровизированные вазочки только что сорванные цветы, и любуемся результатом!

Пасхальные гнезда

А почему бы не украсить дом импровизированными птичьими гнездами, для этого следует запастись небольшими, тонкими веточками и сплести такой необычный предмет декора.

Пасхальные деревья

Для изготовления подобных деревьев нужно удалить из яиц белок-желток, для этого подобранные яйца необходимо погрузить примерно на час, в насыщенный водно-солевой раствор (на 1 стакан простой воды, примерно 3 ст. ложки крупной соли), такой прием придаст скорлупе большую прочность. После чего, яйца нужно вынуть из солевого раствора и создать сверху и снизу проколы ножом, затем не торопясь, выдуть белок-желток в специально подготовленную емкость, промыть внутренние стенки, ополоснув простой водой, которую следует аккуратно влить в образовавшиеся отверстия. После промывки, изделие следует просушить.

На импровизированные деревья, подготовленные целые скорлупки можно закреплять при помощи клея, а также подвешивать на изящные ленты или нити. В случае с подвесками, берем толстую нить, завязываем узел, продеваем ее в отверстие скорлупы, обильно покрываем клеем или «залепляем» пластилином. Несколько альтернативных приемов можно посмотреть ниже.

Украшаем дом к Пасхе — окна

Рисуем от руки незамысловатые картинки — изображения пасхальных кроликов, зайчиков, цыплят и прочих милых зверюшек, вырезаем и приклеиваем на окна при помощи прозрачного скотча. Примеры пасхальных шаблонов можно посмотреть ниже, если есть принтер их можно просто распечатать! Кстати, различные бумажные гирлянды тоже приветствуются, их мы рассматривали в статье « «.

Пасхальный стол

Для начала, стол следует покрыть тематической скатертью, затем поставить заготовленные пасхальные деревья и миниатюрные вазочки-скорлупки. Здесь будут уместно выглядеть пиалы в форме зайчиков, посуда расставленная на плетеных салфетках-подставках, корзины с цветами, свечи в форме яиц, а в центре стола праздничный кулич.

Что касается обычных салфеток, им можно придать оригинальный вид, сложив их в виде мордашки или тельца кролика, схема ниже. Ложки и вилки можно обернуть в яркие оранжевые салфетки, повязав зеленой нитью, таким образом, получатся замечательные декоративные морковки.


Топиарий к Пасхе (видео):

Парящая чашка к Пасхе (видео):

Как оригинально покрасить яйца к Пасхе:

Вот такие идеи декора к Пасхе мы сегодня рассмотрели, я надеюсь, Вы выберете для себя что-то интересное и подходящее. Друзья, а Вы отмечаете данный праздник и украшаете ли дом к Пасхе, ответами поделитесь в комментариях?! Кстати, новую статью посвященную Пасхальному декору можно почитать . Уважаемые читатели, не забудьте подписаться на обновления сайта, впереди Вас ждет только самое интересное!

Ольга Скрипникова

Цель : Способствовать формированию у детей чувства любви, уважения к культуре русского народа.

Задачи : - формировать устойчивый интерес к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в праздниках.

Развивать эстетическое восприятие действительности.

Развивать творческие способности детей.

Воспитывать любовь и уважение народных традиций, чистоту, эстетическое отношение к жизни и сценическому искусству.

Предварительная работа :

Ознакомительная работа с историей возникновения и особенностями праздника, и, связанных с ними традициями, чтение тематической литературы («Евангельская история для детей» , «Краткий молитвослов для мирян» , прослушивание пасхальных песен и музыки .

Игры : «Бег с яйцом» , «Горка» , «Найди яйцо» .

Ход работы.

В группе звучит музыка «пасхальной песни » . На столе расположены куличи. Приготовленные яйца расставлены на столах. Группа украшена разноцветными платками.

Воспитатель предлагает детям послушать музыку. Потом подводит к столу с расписанными яйцами и куличами.

Воспитатель : - Дети, а Вы знаете, что такое Пасха ? (дети отвечают) . Этот праздник на Руси называли по-разному : Велик день, Светлый день , Христово Воскресенье. К празднику пекут куличи и готовят пасхи . А что является символом этого праздника? (дети отвечают) . Верно, это яйцо. Яйцо – это маленькое чудо, в нем таится жаждущая пробуждения жизнь.

Воскресение Христа символизирует и пробуждение природы, и чувств : все воскресает и возрождается к жизни. Традиционно в этот день происходят как бы два ритуала.

Первый целиком посвящен религиозным традициям, происходит в храмах.

Второй – всенародная радость. Люди ходят в гости, поздравляя всех с Воскресением Христовым. В этот день люди произносят : «Христос воскрес!» и обязательно слышат в ответ – «Воистину воскресе!» .

При этом люди обязательно целовали друг друга. Праздничные встречи на Пасху отличались пиром , застольем, где главным угощением были куличи, пасхи и сваренные вкрутую яйца, окрашенные в разные цвета.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как они дома разукрашивали яйца, какие угощения готовили с родителями.

Воспитатель : - Молодцы ребята. Вы отлично подготовились к празднику. Мы с Вами тоже сейчас сделаем украшение для стола, а именно, будем разукрашивать яйца (деревянные) . Яйца сплошь покрытые краской называются крашенками.

Именно такие крашенки вы видите у себя на столах. Но есть яйца, разрисованные вручную, их называют – писанками. И сейчас Вы будете превращать крашенки в писанки.

Воспитатель рассказывает, какие основные узоры применялись при раскраске яиц, показывает уже расписанные яйца.

Дети приступают к работе при непосредственной помощи воспитателя. По окончании работы, писанки ставятся на украшенный скатертью стол.

Дети рассматривают и обсуждают свою работу и работы других детей.


Воспитатель : - Ребята, а почему мы дарим друг другу яйца? (примерные ответы детей) .

Послушайте : снесет курочка яичко, оно похоже на камушек, а в нем – жизнь – живой цыпленок. Яйцо – символ новой жизни, чистоты, символ надежды. Поэтому этот подарок так прост и так дорог. Поэтому во время пасхальной недели принято ходить в гости и дарить друг другу подарки.


В эти светлые дни ни одна душа не должна чувствовать себя одинокой и забытой.

Таким образом, подводя итог данного занятия , следуя традициям, мы отправимся на пасхальный праздник под названием

"Веселится народ - праздник Пасхи у ворот "

Зал оформлен в русском народном стиле (лавки, накрытые ковриками, ухват, печь, горшки) . Дети заходят в зал под русскую народную мелодию, проходят и становятся произвольно.


1-й ребенок. Где ты, солнышко, проснись!

Где ты, скворушка, вернись!

Сыпать снег зима устала,

Посмотри, весна настала!

2-й ребенок. Идет матушка-Весна, отворяй ворота!

3-й ребенок. Первым март пришел, белый снег сошел!

4-й ребенок. А за ним апрель – отворил окно и дверь!

5-й ребенок. А как придет май – солнце в дом приглашай!

6-й ребенок. Апрель, апрель, на дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.

7-й ребенок. Последний снег в апреле тает,

Все рады солнцу и весне.

Весна в апреле прилетает

С веселой ласточкой ко мне.

8-й ребенок. Приди весна с радостью,

С великой милостью –

С хлебами обильными,

С дождями сильными!

С солнечными лучами!


ПЕСНЯ «Весенняя песенка»

Вед. Молодцы! Хорошо зазывали и величали весну. Каждую весну к нам приходит праздник Пасха . Этот праздник на Руси считался «праздником праздников и торжеством торжеств» .

Празднуют Пасху и верующие , и неверующие люди, ведь она – символ весны, пробуждения природы.


1-й ребенок. Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов,

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краев.

2-й ребенок

Солнце ясное встает,

Всех на улицу зовет!

Веселится народ

Праздник Пасхи у ворот !

Песня «Пасхальная песенка »

Вед. Дети, а вы знаете, что такое Пасха ? Название праздника происходит от еврейского слова «исход» , «избавление» . Начинается Пасха всегда в воскресенье. Это один из главных праздников, утверждающий воскрешение Христа. В этот день звонили колокола особенно торжественно. Этот звон зовется «пасхальный благовест » . Послушайте колокольный звон.


ЗВОН КОЛОКОЛОВ (фонограмма)

Вед. Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Праздник длится целую неделю. И зовется эта неделя по-разному – пасхальная , светлая , святая. В эти дни люди совершают добрые поступки, прощают друг другу обиды. Приветствуют друг друга словами : «Христос воскрес» , и отвечают :

Дети : Воистину воскрес!

Вед. В народе сохранились приметы о пасхальном дне . А вы знаете какие?

Дети :

1. Мороз в первый день Пасхи - к обильному урожаю.

2. Если будет дождь, то и весна будет дождливая.

3. На Пасху бросать в окно и лить нельзя – Христос под окнами ходит.

4. На Пасху умывались с золота и красного яичка, в надежде разбогатеть и стать красивым.

5. Если на Пасху девица ударит локоть, значит, её милый вспоминает.

Вед. На праздник одевались во все праздничное и светлое , а тех. Кто ходил в гости называли «волочебниками» . Давайте и мы будем сегодня волочебниками, пойдем в гости к нашей хозяюшке в избу.

Под русскую народную музыку дети идут по «улице» , заходят в избу, где их встречает Хозяюшка

Вед. Хозяюшка, встречай гостей со всех волостей, званых и незваных.

Хозяюшка. Все в горницу приглашаются :

И барышни-вертушки,

И матрешки-хохотушки!

И солдаты служивые,

И дедуси ворчливые!

А пуще всех зову детишек!

Девчонок и мальчишек!

Будем петь и играть,

Старину вспоминать!

И в честь Пасхи у ворот

Заводите хоровод!

ХОРОВОД «Пчелочка златая» рус. нар. песня.


Хозяюшка. На Пасху я приготовила такие кушанья, которые едят один раз в году : куличи, пасхи , яйца - крашенки.

Ведущая. А у вас есть крашенки (обращается к детям)

Ведущая. Яйцо – символ жизни новой, чистой и светлой , символ надежды. Когда-то в древности бытовала такая легенда : «Был вначале род человеческий заключен в яйце. Был он семенем не пророщенным, почкой нераскрывшейся. Но конец пришел к заточению. Род родил любовь – Ладу-матушку. Род разрушил темницу силой любви. Тогда любовью мир наполнился». А ещё на Пасху все трижды целовались, приговаривая «Христос воскрес! Воистину воскрес!» , обменивались яйцами, ещё их называли крашенками. Этот обычай всеобщего целования назывался – Христосование.

Хозяюшка. Есть много игр с «крашенками» , в них мы сегодня и поиграем!

Девчонки и мальчишки, озорные ребятишки!

Выходите поиграть, свою удаль показать!

Игра «Плетень»


Хозяюшка. Я на Пасху на завалинке посижу ,

Семечки щелкаю и во двор смотрю.

Все поглядываю да запоминаю.

СЦЕНКА «СЕМЕЧКИ» .


Слышится : «Апчхи! Апчхи!»

Хозяюшка. Кто это там чихает?

Выбегает домовенок Прошка.

Домовенок. Кто, кто! Это я, домовенок Прошка,

Дайте семечек немножко.

В избе живу-поживаю,

Про все на свете знаю !

Хозяюшка. Лучше мы дадим тебе яичко, только с нами поиграй.

СОРЕВНОВАНИЕ «Чье яйцо дольше прокрутится?»


Хозяюшка. Эй, девчонки-хохотушки выходите петь частушки!

ЧАСТУШКИ (с инструментами) р. н. м.

1. Будем вам частушки петь –

Хлопайте дружнее.

Мы уж постараемся

Спеть повеселее.

2. Очень любим мы смеяться,

Петь и веселиться –

Чтобы было вам смешно –

Решили нарядиться.

3. Не хотела выходить,

Стояла и стеснялась,

А гармошка заиграла,

Я не удержалась.

4. У меня на сарафане

Петухи да петухи.

Когда вырасту большой –

Берегитесь, женихи!

5. Сяду я на лавочку,

Возьму я балалаечку,

Как ударю по струне –

Мальчики (девочки) бегут ко мне!

6. Ой, подруга дорогая,

Выходи со мной плясать,

Мы заставим гармониста

Полтора часа играть.

7. Мы частушки вам пропели,

От души старались.

Вам хотели угодить,

Как мы вам?

Дети : Понравились!


Хозяюшка. А сейчас я вас познакомлю с символами изображений, которыми расписывали пасхальные яйца :

Сосна – долголетие и здоровье

Звезда – нравственная чистота, человеколюбие

Петушиный гребень – защита от нечисти

Дубовый лист – гармония

Солнце или мельница – к урожаю

Сорочьи лапки – символ сорока (40) святых.

(Показывает образцы росписи яиц)

Хозяюшка. А какая Пасха без угощений ! И куличи, и пироги, и ватрушки, и сыр, и творог. Все самое лучшее выставлялось на стол. Вот и у меня в избе поспели в печи куличи – румяные и сладкие. Угощайтесь!

Хозяюшка угощает детей куличами. Затем дети покидают зал.

Урок по Основам православной культуры

Тема урока : Пасха.
Цель урока : сформировать понимание, что такое Пасха;

развивать интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи;

воспитывать уважительное отношение к русской культуре.
Задачи урока : познакомить учащихся с историей празднования Светлого Христова Воскресенья; познакомить с пасхальными традициями, обычаями, играми.

Ход урока.


  1. Организационный момент.
Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о православном празднике. А о каком вы должны мне сказать, послушав стихотворение А. Плещеева:
Как солнце блещет ярко,
Как неба глубь светла,
Как весело и громко
Гудят колокола.
Немолчно в Божьих храмах
Поют «Христос Воскресе!»
И звуки дивной песни
Доходят до небес.
Итак, какой это православный праздник? Верно – это Пасха.

II . Подготовка к новой теме.

А что вы знаете о Пасхе?

III . Работа над новой темой.


  1. Что такое Пасха.
Вы все верно сказали. Жизнь Христа не закончилось Его смертью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

Слово «Пасха» еврейское и в переводе с древнееврейского языка означает «переход», «избавление». Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова.

Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней.
Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, создавал много чудес, исцелял и воскрешал людей. Ты же помнишь рождественскую историю? Появлению Христа многие радовались. Но были и те, которые не верили в его святость. Они старались помешать Иисусу рассказывать о Царстве Бога. Среди вождей того времени было много таких, которые ненавидели Христа и желали от Него избавиться. Иуда, один из учеников Господа, решил передать Христа этим злым людям. Он подошёл к своему Учителю и поцеловал Его. Это был знак. Иисуса немедленно взяли под стражу. А Иуда за это получил 30 серебряных монет. Таким образом, он продал своего Учителя.

Иисуса допрашивали перед синедрионом - высшим иудейским судом. Старейшины и судьи искали доказательства, чтобы осудить Иисуса. Над ним издевались, но он терпел.

В конце концов Его осудили на смертную казнь. Это было страшное событие. Иисуса распяли на кресте на горе Голгофа. Когда он умер, земля вздрогнула, начали распадаться скалы. Это произошло в пятницу. Теперь мы этот день называем Страстной Пятницей. В этот скорбный день надо молиться.

Когда прошла суббота, ночью, на третий день после своих страданий, Господь Иисус Христос ожил, воскрес из мёртвых. В воскресенье утром пришли женщины с благовониями, чтобы смазать тело Спасителя. Но вместо Него увидели Ангела. Он известил о Воскресении Господнем: «Не бойтесь. Я знаю, что вы ищете распятого Иисуса. Но не следует искать Живого среди мёртвых. Он воскрес, как и обещал вам. Идите и расскажите ученикам Иисуса, что Он воскрес из мёртвых и ждёт их».

Радость охватила людей. С тех пор мы празднуем Пасху - праздник Возрождения. Господь победил смерть и показал, что для тех, кто в Него верит и живёт согласно Его заповедям, нет ни смерти, ни ада.
2. Что предшествует празднику.

А что же предшествует празднику Пасхи?

За семь недель до праздника православные христиане вступают в пору Великого поста. Что такое пост?

Пост - это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.

За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботу прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.
3.Великая Пасхальная служба

Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье.

Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Свершается Крестный ход вокруг церкви.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь,- это шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы, которые первыми узнали о Воскресении Христа.

Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом. Звучат молитвы, зажигаются свечи. Православные христиане разговляются.
4. Подготовка к празднику и празднование Пасхи.

Готовясь к Пасхе, люди преисполняются радости и веры. С Чистого Четверга начинается любимое действо - раскрашивание и роспись яиц. В простые узоры вложено много смысла. Волнистые линии - это моря-океаны. Круг - яркое солнышко. По традиции, готовые крашенки и писанки складывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда - на нежно-зелёные листья салата, которые специально выращивали к празднику. Сочная зелень и яркие цвета пасхальных яиц создавали праздничное настроение.

А когда мама выпекает пасхальные куличи, во всём доме стоит сладкий аромат ванили, изюма - настоящего праздника!

В красивых корзинах к церкви несут разные кушанья - куличи, сыр, масло, которые символизируют благополучие, писанки и крашенки. В корзину кладут соль - символ мудрости. Торжественная процессия с певчим и священником благословляет людей.

Вернувшись домой, люди разговляются.

Кто знает, что значит разговляться? (ответы детей)

Разговляться – вкушать скоромную пищу, освященные в храмах куличи, пасха, яйца.

После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило, в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.

Богатый пасхальный стол является символом небесной радости и вечери Господней. На пасхальный завтрак собираются самые близкие родственники. Хозяин подходит к гостям с пожеланиями и словами «Христос воскресе!», а потом целует каждого. Отвечать надо так: «Воистину воскресе!» Освящённое яйцо нарезают на столько частей, сколько присутствующих лиц. На столе горит свеча как напоминание о светлости этого дня. Начинать пасхальный завтрак обязательно надо с кулича. Даже крошки этого хлеба, которые упали на пол, ни в коем случае нельзя выбрасывать.

Следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости, а так же, в большей степени, занимаются благотворительностью.


Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...

С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленее ближний лес...
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!

(А. Майков)
5.Символы Пасхи.

У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо.

Кулич – « праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях.

Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом, оставляя пред ним часть хлеба они верили, что сам Господь невидимо присутствует среди них.

Пасха - символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агница.

Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово.

Ежегодно накануне Пасхи на каменной плите Гроба Господня возгорается Благодатный огонь, символизирующий Свет Божий. Частицы этого огня паломники потом доставляют в особых лампадах в разные страны и города.

Пасхальные свечи – символ божественного света, сияющего в мире.

Пасхальные букеты – символ всепобеждающей жизни на Земле.

Кто знает, почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет?


Красный цвет – цвет крови, пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. По древнему преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: «Христос воскресе!» На что Тиберий ответил: «Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным». И тут же яйцо покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: «Воистину воскресе». Так Господь через чудо вразумил неверующего императора.

На Пасху яйца красят в разные цвета и дарят со словами «Христос Воскресе!»

В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!»- и расцеловаться в знак всепрощения и любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами. Это действие называется – христосоваться. Ничего подобного в других странах нет.

6. Игры детей.

Любимые игры – игры с пасхальными яйцами: катание яиц, битье яиц, крутись яйцо, в какой руке и другие. Неотъемлемой частью праздничных забав было катание на качелях.

На Пасху разрешается всем желающим звонить в колокола. Сейчас устраивают Пасхальные фестивали колокольного звона.

Детвора и молодежь водили хороводы, распевали праздничные песенки, устраивали веселые гуляния.

В настоящее время почти все дети принимают участие в своих семьях к подготовке к празднику. Помогают печь куличи, замешивать пасху, красить яйца, рисуют пасхальные поздравительные открытки.
IV . Творческая работа учащихся.
А сейчас и мы с вами попробуем раскрасить пасхальные яйца.

В конце урока организовывается выставка работ учащихся.


V . Подведение итога урока.
- О чем узнали на уроке?

Что было нового для вас?

На какие вопросы получили ответ?

Какие новые слова и термины узнали? - Что для вас осталось непонятным?

Класс :

Тема : Пасха и пасхальные традиции России

Тип учебного занятия : комплексное применение знаний и умений, полученных на уроке

Формирование

    чувства патриотизма и любви к своей Родине, любовь к традициям и обычаям православной культуры;

    уважения к культурным и религиозным традициям своего народа.

Метапредметные:

Умение

    принимать участие в обсуждении прослушанного материала;

    поставить новые цели и преобразовывать практические задачи в познавательные;

    прилагать усилия и преодолеть трудности и при достижении поставленных целей;

    производить взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

    организовать и спланировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками, определять цели и функции участников и способы взаимодействия.

Предметные

Умение

    воспринимать информацию на слух, используя имеющиеся знания по православной культуре;

    выполнять предлагаемые задания;

    излагать результаты выполненной групповой работы

Межпредметные связи: МХК, культурология, основы православной культуры.

Цель урока:

    развитие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся;

    привитие любви к своей стране, путем религиозного воспитания.

Задачи урока:

    образовательные:

    дать учащимся представления о христианской религии как одной из значимых религий мира;

    познакомить учеников с православной христианской культурой как важной частью исторических и культурных традиций нашей Родины;

    расширять и углублять знания учеников о христианских традициях и обычаях православных.

    практические:

    расширять кругозор учащихся по религиозной теме;

2) научить учащихся высказывать свое мнение по теме;

    развивающие:

    развить познавательный интерес учеников к православной христианской культуре;

    развить интерес учеников к изучению религиозных наук;

    развить умения получать необходимую информацию из разнообразных источников, а также систематизировать, обобщать, оценивать полученную информацию, комментировать, делать выводы;

    развить логическое мышление, внимание, воображение и память учеников.

    воспитательные:

    воспитывать нравственные качества учеников - доброта, милосердие, терпимость, толерантность к другим культурам;

    воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа, уважение к православным традициям своей страны;

Формы организации познавательной деятельности на уроке:

Фронтальная;

Индивидуальная;

Парная;

Групповая.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный;

Частично-поисковый;

Метод коллективного взаимодействия;

Метод контроля и оценки.

Оборудование : Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап учебного занятия, время

Создает эмоциональный настрой на урок, вводит учащихся в речевую ситуацию.

Посмотрите, ребята, пожалуйста, на экран, и скажите, о каком празднике мы с вами будем сегодня говорить? (слайд 1)

Учитель читает стихотворение:

Воскресение Христово

Княжна Е. Горчакова

В день Пасхи, радостно играя,

Высоко жаворонок взлетел,

И в небе синем, исчезая,

Песнь воскресения запел.

И песнь ту громко повторяли

И степь, и холм, и темный лес.

"Проснись, земля, – они вещали, –

Проснись: Твой Царь, твой Бог воскрес!

Проснитесь, горы, долы, реки,

Хвалите Господа с Небес.

Побеждена им смерть вовеки –

Проснись и ты, зеленый лес.

Подснежник, ландыш серебристый,

Фиалка – зацветите вновь

И воссылайте гимн душистый

Тому, Чья заповедь – любовь".

Да, сегодня ребята мы с вами будем говорить о христианских традициях, об одном из самых великих и значимых праздников для всех христиан – о светлом воскресении Господнем – Пасхе.

Учитель выявляет уже имеющиеся знания учащихся по теме урока, используя межпредметные связи и прием brain - storming , учащиеся высказываются по теме, а учитель записывает варианты ответов учащихся на доске.

Ребята, а что вы уже знаете об этом празднике? Заполните диаграмму:

Пасха

Учитель выслушивает учащихся, и затем конкретизирует цели и задачи урока.

Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорим о Великом празднике, и узнаем, как православные люди празднуют этот день.

Учитель предлагает ученикам продолжить предложения:

1. Пасха – это праздник...(весны, радости и света)

2. Православные отмечают этот праздник под…(звон колоколов)

3. Во всех православных храмах проходят…(праздничные службы)

4. Перед праздником люди…(пекут куличи и красят яйца)

5. Люди покупают свечи и идут в церковь на …(Крестный ход)

6. Священники одеты в праздничную одежду и … (освещают яйца и куличи)

-Послушайте, ребята отрывок из произведения И.С.Шмелева «Лето Господне» и будьте готовы ответить на вопросы:

«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни... по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю.

Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками, мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.

Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?..

Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».

Вопросы:

- Какие чувства испытывал мальчик в дни Великого поста?

Какими красками вы бы описали его настроение?

Как вы поняли, почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь?

Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение?

История Христа не закончилась Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – он воскрес.

А, какое слово, похожее по звучанию вы знаете?

Что значит слово « воскресение»?

Христа называют Спасителем человечества, потому что он пошел на крест ради спасения людей.

2) Православная Пасха.

Великому празднику предшествует 40 - дневный пост. В такие дни люди одевались очень скромно, старались избегать развлечений, ели только постную пищу, а дети старались не шуметь.

3) Традиции празднования.

Ребята, а что вам известно о традициях празднования Пасхи?

Рассказ учителя. (обобщение)

Пасхальными традициями - это покраска яиц и приготовление куличей, радостные песни и поздравления игры.

А, давайте послушаем и споем песню, которую традиционно принято петь в этот великий день.

Верующие целуют друг друга трижды. Дети, или младшие по возрасту говорят « Христос воскресе!», а старшие отвечают « Воистину воскресе!»

Традиционно пасхальный стол возглавляет пасхальный кулич. Хозяйки готовят творожную пасху и красят яйца.

Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус приходил к своим последователям после своего Воскресения и ел с ними пищу. Если кулич приготовить правильно, то он не будет черстветь в течении 40 дней. Кулич – это символ присутствие Бога в мире и в жизни человека. Красота и аромат выражает заботу Господа о всех христианах.

Пасхальное яйцо – это крашеные яйца. Согласно легендам их появление связано с Марией Магдалиной, которая пришла во дворец, и рассказала императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена существовала традиция посещать императора, и приносить что-нибудь в дар. Она дала ему яйцо, так как была бедной. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу стало красным. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения. Яйцо – это символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

А, давайте, ребята мы с вами сделаем пасхальные яйца.

Ну, а сейчас, пора отдохнуть, и поиграть в пасхальные игры.

1. Игра « катание яиц».

Устанавить деревянный или картонный каток и вокруг него освободить ровное место, на котором разложить крашеные яйца, игрушки, сувениры с пасхальной тематикой. Учащиеся подходят по очереди к катку, и катают заранее подготовленные яйца. Как только яйцо касается какого-либо предмета, это и становится подарком-выигрышем.

2. Пасхальное гнездышко

Две команды, соревнуются, нося яички на деревянных ложках в «гнездышко». Побеждают те, кто быстрее выполнит задание.