Фото: Pavel Losevsky/Rusmediabank.ru

Все свободное время дети играют. И хотя нам кажется, что это просто развлечение и отдых, ребенок во время игры развивается. Игра – основная деятельность любого малыша. Поэтому именно с помощью игры легче учить ребенка. Для этого можно выбирать развивающие игры. Их основная цель – обучать малыша и развивать его.

В чем польза этого процесса?

Даже во время обычных, не развивающих игр, ребенок многому учится, причем в каждой сфере:

- познавательная сфера жизни. Малыш учится познавать мир в игре. Он узнает про разные свойства предметов, их назначение. В результате также развивается логика, мышление, память и внимание.

- образное мышление, фантазия и воображение.
В игре ребенок оживляет предметы, говорит за персонажей. В листиках, он видит деньги, в песке – тесто для булочек. В итоге у малыша развивается воображение и фантазия. Ведь воображение – главный аспект игры. Ребенку приходится принимать . Поэтому желательно приобретать малышу не только максимально реалистичные игрушки, но и такие, которые побуждают думать и фантазировать.

- физическое развитие тоже происходит во время игры. Ребенок бегает, прыгает, играет с мячом. Все это помогает развивать силу, ловкость, мышечный тонус, совершенствовать все двигательные навыки.

- речь.
Ребенку надо проговаривать свои действия, говорить за персонажа игры. Кроме того, если игра групповая, значит, малыш учится общаться со сверстниками, договариваться, соблюдать правила, распределять роли.

- нравственные качества.
Играя, ребенок учится сострадать, испытывать жалость, быть смелым и честным, дружить и любить. Хотя игра всегда с вымышленным сюжетом, выводы из таких игр самые настоящие.

- мотивационная сфера.
Ее развитие тоже происходит в процессе игры. основаны на подражании сценам из жизни, взрослому человеку. То есть, малыш примеряет на себя роль взрослого. И у него формируется мотивация стать взрослым, создать семью, получить профессию.

Если к простым играм, вы подключите развивающие, то они помогут:

Развить логику и мышление;
развить мелкую моторику;
научится ребенку самому разрабатывать более сложные задания;
осознать и придерживаться правил;
тренировать память и внимание.

С помощью таких игр можно не только развивать мышление и расширять кругозор, но и учить чему-то конкретному. Например, счету, письму или чтению. Такие игры помогают подготовиться к поступлению в школу.

Какие игры выбрать и как заниматься?

Существует множество развивающих игр, их можно разделить на группы:

для развития памяти и внимания – например, игра: какой игрушки нет – сначала нужно выложить несколько игрушек, а потом ребенок отворачивается и одна игрушка убирается. Ребенок должен узнать, какую из них убрали. Или игра: прослушай и повтори мелодию.
для развития логики и мышления – найди отличия, найди последовательность, головоломки и ребусы.
игры на помогают обогащать словарный запас ребенка. К таким играм относятся: разгадывание загадок, сочинение сказок, игра в домашнем театре.
для развития воображения и фантазии – закончи сказку, прослушай музыку и нарисуй ее.
познавательные игры – конструирование, лепка, рисование, музыка.

Любые виды развивающих игр представляют собой комплекс определенных заданий. При этом все они поданы в игровой форме. Поэтому малыш будет с удовольствием заниматься.

Все малыши очень любопытны и любознательны. Поэтому использовать развивающие игры можно с раннего возраста.

Совсем маленькому можно показывать окружающий мир, рассказывать обо всем, что его окружает. Помогут карточки, музыка, кубики. Когда ребенок немного подрастет, следует заниматься развитием мелкой моторики, использовать игры для развития памяти. Дошкольники с удовольствием займутся разгадыванием ребусов, загадок и головоломок. Кроме того, в любом возрасте важно развивать творческие способности ребенка. Малыш своими руками учится создавать что-то новое и интересное. А это очень важно и для самого ребенка, для его самооценки.

Для развития малыша нужно использовать разные игры. Это необходимо для того, чтобы кроха развивался во всех сферах жизни. Нельзя забывать или уделять время лишь одной сфере. И игры стоит выбирать те, которые нравятся ребенку, тогда обучение будет результативным.

Необходимо помнить, что польза от будет лишь в том случае, если ребенок занимается с удовольствием. Поэтому не заставляйте малыша играть в то, что вам хочется, и когда вам хочется. Подбирайте такое время и такие игры, которые привлекают ребенка. Если малыш вовлечен в игру эмоционально, тогда, действительно, идет процесс обучения и развития. Если же ребенок равнодушен и не проявляет интереса к игре, следует отложить обучение или просто выбрать другую игру.

Старше одного года



Развивающие игры – неотъемлемая часть детства. С их помощью ребенок познает окружающий мир в простой и доступной для понимания форме. В игре быстрее развивается мелкая моторика, формируются азы – понятия формы, цветов, звуков. Влияние игр на ранее развитие ребенка огромно: помимо увлекательности самого процесса, с их помощью активно развивается воображение, память, концентрация внимания, способность к анализу и логическое мышление.

С какого возраста следует знакомить малыша с развивающими играми?

Да с самого рождения! Ласковый мамин голос, отвечающий на призывный плач; всем известное «ку-ку», когда родное для малыша лицо прячется и выглядывает из-за сомкнутых ладоней; красочный мобиль, подвешенный над колыбелью – все это относится разновидностям первых детских игр. Хватательный рефлекс у малышей развит с рождения, но первые игрушки-погремушки рекомендуется вручать маленькому исследователю после первого месяца жизни, подбирая легкие модели с удобной для держания ручкой, без острых и разборных элементов. Яркий цвет и веселый перезвон стимулируют ребенка на действие – дотянуться, подержать, рассмотреть. За игрушкой малыш начинает поворачивать и держать головку, а затем – переворачиваться и ползать.

С полугода ребенку будут интересны яркие пирамидки, башни из кубиков, мячики – все эти игрушки стимулируют восприятие формы и понятие «большой-маленький». Конечно, ни один младенец не останется равнодушен к игровым предметам, извлекающим звуки – миниатюрные музыкальные инструменты, различные игрушки, которые начинают играть мелодию при нажатии кнопок - все это развивает не только слух, а и моторику маленьких пальчиков.

К году становятся актуальны движущиеся игрушки – машинки, самоходные механизмы, детские коляски – они подталкивают ребенка развивать опорно-двигательный аппарат: ползать, вставать, ходить, нагибаться, бегать. А вот после года – время развивающих игр, участие в которых должны принять и родители. Первые рисунки пальчиковыми красками, конструктор, кубики с буквами, тесто для лепки, крупные пазлы – все это заинтересует малыша-годовичка.

В возрасте 3 года ребенок уже не только получает удовольствие от самого процесса игры, а и понимает, что его навыки и умения способны меняться – так зарождается осознание потребности самосовершенствования. С этого времени рекомендуются ролевые и коллективные игры – ребенку уже требуется внимание не только родителей, а и сверстников, возможность получения новых знаний в процессе игры.

Какие бывают развивающие игры?

Игры для развития детей – это комплекс различных заданий, подобранных с учетом возраста и имеющихся навыков у малышей. В зависимости от задач, которые предстоит решить в процессе, все игры условно классифицируются на:

1) Игры на развитие речи

Простейшие развивающие занятия учат ребенка правильно воспроизводить услышанные звуки, говорить первые слова, осваивать звукобуквенный ряд, расширять словарный запас, понять принцип словообразования.

К таким играм относятся:
«Артикуляционная гимнастика» - развивающая игра для ребенка 1-2 лет. Суть – повторить за взрослым правильно звук. А чтобы ребенку было интересно, каждому мимическому положению, в котором выговаривается тот или иной звук, присваивается игровой псевдоним.

Например, «заборчик» - широко улыбнуться, не размыкая зубов; «дудочка» - вытягиваем губы в трубочку; «лошадка» - цокаем языком по небу, будто едем на коне;

«Подбор прилагательных». Задача - охарактеризовать один или несколько предметов (в зависимости от возраста). Суть игры – ведущий (один из родителей или воспитатель) показывает картинку или игрушку, а дети называют признаки, присущие данному предмету. Например, «яблоко» - круглое, красное, вкусное, сладкое, сочное и т.д;

«Узнать по описанию». По сути – это те же загадки, которые можно подобрать к любому предмету или действию, охарактеризовав его так, чтобы ребенок смог назвать отгадку.

2) Игры на развитие внимательности и памяти

Если ребенок с детства не приучен концентрироваться на проблеме, даже выдающиеся интеллектуальные способности не заменят умения сосредотачиваться и искать пути решения поставленной задачи.

Развить эти важные качества помогут игры такого типа:

«Угадай, что исчезло» - перед ребенком выкладывается несколько предметов или игрушек, которые он должен рассмотреть и запомнить. После чего малыш закрывает глаза, а мама убирает 1-2 предмета (или добавляет лишние) и просит ребенка объяснить, что именно появилось или исчезло. В 6 лет дошколенок должен с легкостью ориентироваться в ряде из 10 предметов;

«Рыбалка» - отличная детская игра, которая развивает на только внимательность, а и координацию. Для неё потребуется удочка с магнитиком и игрушечные рыбки (можно смастерить самому или купить в магазине готовый набор). Удить можно рыбок по какому-нибудь общему признаку (например, одного цвета или формы) либо любые металлические предметы (главное, чтобы они были легкими и неострыми);

«Сфотографируй картинку» - ребенку на несколько секунд дают рассмотреть карточку с каким-либо сюжетом, а затем картинку прячут и предлагают подробно описать, что именно он запомнил. Впоследствии, задание усложняется – после запоминания первой картинки, малышу дают вторую, со схожим изображением. Он должен назвать как можно больше различий между первой и второй.

3) Игры на развитие логического мышления

К ним относят не только игры, помогающие понять причину, следствие и найти возможные пути решения, а и занятия, формирующие навыки анализа и синтеза, основ геометрии, вычленение частного из общего и обобщение.

Например:
«Распредели предметы по группам». Цель игры – найти общий признак у нескольких разложенных предметов или рисунков (посуда, овощи, игрушки, обувь, одежда, одинаковый цвет или форма и т.д.);

«Составь единое целое». Для первых игр подойдет любая крупная картинка, разрезанная на 4-6 частей. Когда малыш поймет, каким образом совмещаются обрезки, чтобы сложиться в одну картинку, можно усложнить задачу, увеличивая количество кусочков. А затем – наступит время пазлов;

«Найди домик для игрушки» - подойдут готовые игры, в которых предлагается попасть игрушкой различных геометрических форм в специально прорезанное отверстие. Обычно, после верного ответа малыша вознаграждает короткая мелодия.

4) Игры на развитие воображения

Креативное мышления и даже азы изобретательства ребенок может получить, развивая зачатки воображения, которые даны каждому из нас от природы. Передать свое видение окружающего мира и материализовать фантазии можно с помощью:

Рисования (от пальчиковых красок до фломастеров);
- лепки из теста, пластилина, глины;
- составления различных аппликаций;
- уроков папье-маше, вязания, макраме;
- работы с природными материалами: гербарии из листьев, различные поделки из каштанов, желудей и т.д.

Главное, чтобы развитие ребенка было разносторонним. Не стоит идти только по пути логики или анализа, надеясь воспитать из малыша гениального математика. Его истинное призвание проявится гораздо позже, а задача занятий в игровой форме – всестороннее развитие ребенка.

В нашем интернет-магазине сейчас огромный выбор развивающих игр, разобраться в них порой довольно непросто. Безусловно, кое-кто прав в том, что любую игрушку можно назвать развивающей. Но так уж повелось, что педагоги, психологи, разработчики игр, а за ними и продавцы, стали называть развивающей такую игрушку, которая может обучать чему-либо, развивать способности. Кроме того, она должна отвечать некоторым условиям.

Вот они:

  • многофункциональность (т.е. в одной игре заключено множество разных вариантов),
  • может возбуждать интерес в течение длительного периода времени (т.к. игры построены по принципу "от простого к сложному" и трудность заданий постепенно возрастает),
  • рассчитана на зону ближайшего развития ребенка (овладеть информацией, заложенной в такой игрушке, можно лишь при активном участии взрослого),
  • должна содержать методические указания или возможные варианты игр.
Развивающие игры, продаваемые в интернет-магазине, делятся на так называемые традиционные и авторские.

Традиционные развивающие игры

  • Пирамидки (от 8-9 месяцев). Существует множество различных вариантов по форме, цвету, размеру и т.д. Игрушка нужна для формирования и развития представлений о размере (большое, маленькое, среднее, больше-меньше, такой же-не такой), форме, цвете (хорошо, если есть парные детали одного цвета). Ребенок должен выполнять сортировку игрушек по этим признакам. Само одевание колец на стержень - это великолепная тренировка для координации глаза и руки, а также развития мелкой моторики.
  • Доски Сегена (от 1,5 лет). Плоские доски с рамками-прорезями различных форм. Ребенку необходимо подобрать фигурку точно такой же формы и вставить в прорезь. Эти развивающие игры тренируют мелкую моторику, глазомер, учат соотносить форму и размер, развивают координацию движений руки.
  • Рамки-вкладыши (от 1 года). Объемные развивающие игрушки, в стенках которых сделаны прорези. Малыш должен подобрать фигурку к прорези и вставить ее в отверстие или вставить один в другой рамки-вкладыши. Примером такой игрушки служит матрешка, рамки-вкладыши Монтессори и много других подобных игрушек. Все эти игрушки-вкладыши, также как и доски Сегена, совершенствуют зрительное и тактильное восприятие формы и размера предметов, а также тренируют и развивают мелкую моторику и координацию движений.
  • Шнуровки (с 1,5-2 лет). Игрушки-шнуровки готовят руку к письму с раннего возраста. Способствуют совершенствованию координации движений обеих рук, развивают подвижность кисти, тренируют систему рука-глаз, приучают пальчики ребенка совершать точные движения: захват "щепотью" (тремя пальцами), "пинцетный" захват (двумя пальцами).
  • Конструкторы (от 1 года). Обучение ребенка конструированию различных сооружений и построек. Для старшего возраста - постройки по нарисованному плану или воплощение собственных идей. Игры развивают пространственного воображения.
  • Настольные игры.
    • От 1,5 до 2 лет. Лото с разрезными карточками и мозаика развивают способность классифицировать предметы по различным признакам: форме, цвету, размеру.
    • От 2 до 3 лет. Пазлы из двух, а затем и более частей дают первые навыки плоскостного конструирования, развивают умение выделения части из целого и наоборот. Домино развивает умение находить среди нескольких предметов два одинаковых по отличительным признакам.
    • От 3,5 до 4 лет. Игры-ходилки с кубиком и фишками. Игры-ходилки учат игре по правилам и по очереди.

Авторские развивающие игры

Эти игры разработаны ведущими педагогами, психологами и врачами и, чаще всего, носят имена своих создателей. В них удалось сочетать один из принципов обучения "от простого к сложному" с важным принципом творческой деятельности "самостоятельно по способностям", поэтому ребенку удается достичь "потолка" своих возможностей в данном возрастном периоде.

Как правило, эти игры рассчитаны на долгий период использования и растут вместе с ребенком. А в некоторые из них играют даже взрослые.

  • Развивающие игры Лены Даниловой (от 1 месяца). Это игры для сенсомоторного развития ребенка, они выполнены из разных тканей и с разными наполнителями. Поскольку малыш познает мир на ощупь, ему нужны самые разнообразные в этом плане ощущения. Игры обеспечивают развитие зрения, слуха, осязания, мелкой моторики, координации движений, знакомство с понятиями цвет, форма, размер, в дальнейшем - развитие внимания, памяти, начальных навыков счета.
  • Игры и кубики Никитина (от 1,5 лет). Пожалуй, это одни из самых популярных и пользующихся наибольшим спросом игр. Надо сказать, что Никитин ничего не изобретал сам. Он просто собрал сокровищницу самых интересных мировых игр и, будучи педагогом, адаптировал их к детскому возрасту.
  • Кубики Зайцева (от 2 лет). Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит. Кубики различаются по цвету ("золотые", "железные", "деревянные", белые с зелеными знаками препинания), объему (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель - обеспечить непроизвольное, быстрое, надежное запоминание.
  • Логические блоки Дьенеша (от 1,5 лет). Набор геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, величине и толщине. Эта развивающая игра помогает ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции "не", "и", "или". Более того, используя блоки Дьенеша, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Обучают плоскостному конструированию.
  • Счетные палочки Кюизенера (с 3 лет). С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.

    Использование "чисел в цвете" позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности в результате разнообразных упражнений. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

Как видите, развивающих игр великое множество. И нам удалось поподробнее поговорить лишь о некоторых из них. Какую из них выбрать, решать только вам. Прислушайтесь к своему ребенку, присмотритесь, какие игры он предпочитает. Как видите, по своим функциям многие игрушки перекликаются.

И несколько пожеланий взрослым о том, как играть с ребенком.

  • Заинтересуйте ребенка игрой, когда он в добром расположении духа.
  • Предлагайте ребенку поиграть, не навязывая.
  • Не ждите от ребенка каких-то результатов.
  • Не сравнивайте с другими детьми.
  • Поощряйте всегда добрым словом и похвалой.
  • Помните, что это игра создана для вашего малыша, а не наоборот.
  • И, наконец, учтите, что развивающая игра - это очень хорошо, но гораздо важнее для ребенка простая ролевая и творческая, а не дидактическая.
В последнее время наблюдается тенденция к снижению появления на рынке новых развивающих игрушек. Да это и понятно, рынок, в общем-то, переполнен. А те, которые появляются, как правило, повторяют в той или иной степени предыдущие разработки. Ничего принципиально нового пока нет.

Все родители без исключения знают, что в определенном возрасте с малышом требуется проводить специальные занятия. Они помогут его скорейшему развитию. Для этого специалистами-исследователями (детскими педагогами, психологами) были разработаны развивающие игры для малышей.

Предназначение

Целью этих игр является развитие мышления, воображения, раскрытие творческого потенциала ребеночка. Самому малышу может казаться во время забавы, что его просто хотят развлечь. Стоит помнить о том, что каждой возрастной категории соответствует своя развивающая игра. Различного рода действия, понятия весьма непохожи. Например, занятия с новорожденным малышом существенно отличаются от игр с ребенком постарше.

Младенец только делает попытки познакомиться с новым для него окружающим миром. Но большую часть времени он проводит так, как привык в животике у мамы. Поэтому на занятия с новорожденным малышом не нужно строить планы, необходимо уметь поймать удобный момент, когда он сыт, чист и пребывает в хорошем расположении духа. Детки старшего возраста, например, от 1 года до 3- лет, уже в какой-то степени осознают себя частичкой мира. Они способны различать предметы по форме, цвету, запаху, могут говорить, поэтому играм с ними следует уделять особое внимание.

Развивающие задания для малышей - игра

Какой должна быть забава, чтобы она была полезна? Ведь можно совместить приятное времяпровождение с уроком. Развивающие игры для малышей должны вызывать у ребенка интерес, желание действовать, влиться в данный творческий процесс. Только тогда родители смогут наблюдать положительные результаты в развитии своего крохи. Игра не должна превращаться в обязанность. Иначе это может вызвать отвращение, которое потом будет очень сложно преодолеть. Родителям рекомендуют ознакомиться с тем, какими бывают развивающие задания для малышей. Игра способствует развитию у ребенка внимания, памяти, логики, мелкой моторики, творческого потенциала. Она поможет формированию координации движений.

На сегодняшний день существует огромный выбор развивающих игрушек для ребят. Во-первых, такую вещь можно приобрести готовую в магазине детских товаров, где представлен широкий их ассортимент. Во-вторых, родители сами могут своими руками сделать такую забаву, опираясь на пример уже готовых экземпляров. В-третьих, это может быть так называемая игра-фантазия, изобретенная кем-либо из взрослых в процессе общения с ребенком. Например, строительство волшебного замка с башнями из обычных кубиков или песка. В ходе такой игры может быть придумана и рассказана целая история, положительно влияющая на развитие воображения малыша.

Также имеют место забавы, отобранные для себя самим ребенком. Например, малыш может вместо кубиков заинтересоваться желудями, баночками из-под косметики, пластмассовой посудой или еще чем-нибудь. Игра хороша для развития малыша тем, что в ней нет предела как проявлению вашей собственной фантазии, выдумки, так и вырабатыванию этих же качеств у ребенка.

Азбука

По мере роста и развития ребенка родители понимают, что пора переходить на следующий этап. Развивающие игры для малышей усложняются. В жизни ребенка появляется азбука. Это та самая первая книга, при помощи которой дети обучаются алфавиту и чтению. Она знакома нам всем. Иногда малыш сам начинает проявлять интерес к книгам, в частности к азбуке, беря пример с самих родителей или старших братьев и сестер. Но это случается нечасто.

В современном обществе педагогами, филологами, лингвистами изобретено великое множество различных методик по обучению чтению. Существуют даже центры, обучающие правильному развитию этого навыка. Бытует мнение, что в школе ребенка сразу же читать не научат. На помощь к нам приходят все те же развивающие игры. Азбука для малышей сегодня имеется во всевозможных вариациях. Родителям следует подобрать вариант, наиболее подходящий для их ребенка. Азбука может быть в виде обычной печатной книги с яркими картинками. Они способны заинтересовать ребенка. Также в магазине можно найти электронные азбуки. А некоторые родители используют онлайн-пособия, которые составлены в виде игр.

Неважно, по какой азбуке будет учиться читать ребенок. Главное в занятиях - чтобы малыш был способен увлечься, заинтересоваться, сосредоточить свое внимание. Не стоит перенапрягать ребенка. Иногда для успешного обучения хватает 5 - 10 минут в день.

Лучшие развивающие игры для малышей

Определить, какая игра для ребенка окажется лучшей, очень нелегко. Прямой ответ на данный вопрос дать трудно. Для каждого родителя, учитывая мнение крохи и достигнутые результаты, будут предпочтительны разные развивающие игры для малышей.

Опираясь на мнения молодых мамочек, можно составить небольшой список. Разного рода игры отвечают за развитие определенного уровня навыков ребенка.

Например, очень важно применение занятий, способствующих физическому развитию малыша. В это время ребенок учится владеть телом, координировать свои движения. Это могут быть игры с мячом, шуточные формы массажа и другие.

Забавы с применением музыкальных игрушек занимают важное место в формировании слуха малыша.

Сюжетные игры с использованием кукол, мягких персонажей формируют у ребенка навыки воображения, логики, мышления, способствуют построению ассоциативных рядов.

Игры в кубики или сборка конструктора невероятно полезны. Они развивают у малыша мелкую моторику, логику и координацию движений.

Чтобы достичь положительных результатов в развитии ребенка, стоит попробовать с ним разные игры, по возможности прибегая к их комбинациям.