Перспективный план игр по экологическому воспитанию в 1-ой младшей группе.

Сентябрь «ИГРАЕМ С ПЕСКОМ»

Закрепление знаний о

свойствах сухого песка;

знакомство с качествами

предметов – размером, формой.

    Формировать умение обследовать материал.

    Развивать зрительно – слуховые связи, моторику рук, координацию движений.

    Центр «Вода-песок»

    Мелкие игрушки (шарики, кубики).

«Постройка домика для зайчика»

Закрепить представления о сухом и влажном песке. (сухой – сыпется, влажный – лепится).

    Формировать представление о размере (большой – маленький)

    Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

    Воспитывать заботливое отношение к животным.

    Мелкие игрушки зайчики по количеству детей.

    Центр «Вода-песок»

«Лисичка в гостях у ребят»

Закрепить умение определять свойства сухого (сыплется) и влажного (держит форму) песка.

    Формировать умение набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом.

    Развивать общую и мелкую моторику.

    Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.

    Игрушка – лисичка.

    Крупные бусины по количеству детей.

    Сита.

    Лейка с водой.

    Центр «Вода-песок»

«День рождение куклы Кати»

Упражнять в выкладывании форм из влажного песка.

    Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызвать желание помочь им.

    Кукла.

    Формочки.

    Совки.

    Центр «Вода-песок

Октябрь «ЗДРАСТВУЙ ОСЕНЬ»

1. Продолжать формировать понятия

«большой», «маленький».

2. Развивать умение соотносить слова и

движения.

3. Упражнять в проговаривании слов, фраз за воспитателем.

4. Воспитывать любовь к родной природе.

1. Кленовые листья.

«С какого дерева листок»

Развивать умение узнавать деревья по форме листа (клён, берёза).

    Формировать умение соотносить форму листа с названием дерева.

    Ввести в активный словарь слова – клён, берёза.

    Воспитывать бережное отношение к миру растений.

    Деревья на участке

а) клён

б) берёза

«Чудесный мешочек»

Упражнять в умении различать по внешнему виду овощи (фрукты), называть их.

    Узнавать овощи (фрукты) в натуре и на картинках и называть их.

    Понимать и использовать в речи обобщённые слова «овощи», «фрукты».

    Развивать активный словарь.

    Муляжи овощей (фруктов)

    Картинки овощей (фруктов)

«Угадай на вкус»

Закрепить умение различать овощи (фрукты) по внешнему виду, на ощупь, на вкус.

(2-3 вида)

    Закрепить умение узнавать овощи (фрукты) на вкус без опоры на зрительное восприятие.

    Развивать общую моторику, тактильные ощущения.

    Развивать активный словарь.

    «Чудесный мешочек»

    Овощи (фрукты)

    Тарелка с кусочками овощей.

    Шпажки.

Ноябрь «ВОДИЧКА - ВОДИЧКА»

1.Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.

2 Развивать логическое мышление, память, внимание.

3.Воспитывать бережное отношение к воде.

1. комнатное растение с сухим комом земли.

2. лейка с водой

д/и «Кому нужна вода»

Закрепить знания детей о назначении воды в жизни человека, животных, птиц.

    Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.

    Развивать логическое мышление, память, внимание.

    Воспитывать бережное отношение к воде.

    Карточки

«Кто живёт в воде?»

«Кто пьёт воду?»

«Что поливают водой?»

Игра – опыт «Тонет – плавает»

Познакомить со свойствами дерева и камней. Дерево лёгкое, оно плавает в воде. Камень тяжёлый – тонет.

    Формировать умение действовать с природными материалами.

    Центр «Вода – песок»

    Деревянные игрушки.

    Камушки.

    Резиновый утёнок.

П/и «Ходят капельки по кругу»

Дать элементарные знания о круговороте воды в природе.

    Упражнять в ходьбе, беге взявшись за руки, двигаясь по кругу в хороводе.

    Развивать фантазию, воображение.

    Воспитывать желание играть со сверстниками.

    Маска – тучка.

    Музыка, напоминающая дождь.

Декабрь «У КОРМУШКИ»

Узнавать птиц на картинках и называть их.

Ввести в активный словарь слова обозначающие названия птиц.

    Картинки с изображением птиц:

а) воробей

б) голубь

в) ворона

«Что делают птички»

Продолжать знакомить с птицами и их повадками.

    Развивать связанную речь.

    Упражнять в имитации движений птиц.

    Воспитывать интерес к миру птиц.

    Сюжетные картинки на которых изображены разные действия птиц.

«У кормушки»

Упражнять в умении отличать птиц по внешнему виду.

    Упражнять в названии знакомых птиц и умении отличать их друг от друга.

    Активизировать словарь по теме.

    Воспитывать заботливое отношение к птицам.

1. Картинки с изображением птиц или игрушки:

а) воробей

б) голубь

в) ворона

п/и «Птички»

Продолжить знакомство с птицами и их повадками.

    Формировать умении действовать по команде взрослого.

    Упражнять в произношении звуков (имитации птичьих голосов)

    Воспитывать интерес к миру птиц.

    Эмблемы с изображением знакомых птиц.

    Усложнение: маска кошки.

Январь «СНЕГ, СНЕЖОК»

Формировать навык практического экспериментирования с разными материалами.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать положительное отношение к персонажу.

    Игрушка – Дед Мороз

    Снежный ком.

    Подносы.

    Формочки.

    Совочки.

«Снеговик в гостях у ребят»

Закрепить знания о свойствах снега: он лепится, в тёплых руках тает и превращается в воду.

    Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Воспитывать положительное отношение к персонажу.

    Снеговик из снега.

    Формочки.

    Совочки.

    Подносы.

    Снег в тазу.

«Леденцы для Деда Мороза»

Дать представление о свойстве воды превращаться в лёд.

    Упражнять в названии основных цветов.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.

    Прозрачные стаканчики (3шт.)

    Гуашь (красная, жёлтая).

    Вкладыши из под шоколадных конфет.

    Игрушка Дед Мороз.

«Волшебная сосулька»

Закрепление знаний о свойстве льда.

    Продолжить формировать навык практического экспериментирования с разными материалами.

    Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе.

    Игрушка Дед Мороз.

    Сосульки.

    Подносы.

    Салфетки.

Февраль «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

    Развивать умение узнавать на картинках домашних животных и называть их.

    Развивать мелкую моторику.

    Воспитывать усидчивость, внимание.

    н/п игра «Зоологическое лото»

«Кто как кричит?»

Узнавать знакомых животных по звукоподражаниям.

    Упражнять в произношении звукоподражаний.

    Игрушки животные: собака, кошка, корова, курица и др.

    Ширма.

«Чей малыш?»

Закрепление знаний о животных и их детёнышах.

    Продолжить формировать обобщённое понятие «детёныши»

    Ввести в активный словарь слова обозначающие названия детёнышей.

    Воспитывать интерес к миру животных.

    Игрушки животные и их детёныши:

Собака – щенок

Кошка – котёнок

Корова – телёнок и др.

«Что перепутал художник?»

Закрепление знаний о домашних животных о месте их обитания.

    Закрепить умение узнавать и называть животных.

    Расширять знания о месте их обитания.

    Воспитывать интерес к миру животных.

    Панно «Деревня – лес»

    Домашние и дикие животные (картинки).

Март «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Вызвать активное сочувствие к больному зайчику, желание помочь. Радоваться и получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается.

    Упражнять в прыжках из обруча в обруч.

    Упражнять в подпевании.

    Воспитывать любовь к животным.

    Игрушка заяц.

    Обручи (4шт.)

    Маска зайца.

«Помоги белке»

Побуждать к активному содействию животным. Объяснить, как плохо бывает, когда люди думают только о себе.

    Обогащать представления о животном – белке.

    Упражнять в умении действовать по сигналу.

    Воспитывать умение правильно вести себя в природе.

    Игрушка белка.

    Грибы, шишки.

    Корзинки.

«Кто где живёт?»

Совершенствовать знания о животных и местах их обитания.

    Активизировать в речи слова обозначающие места обитания животных (нора, берлога…)

    Развивать мелкую моторику рук.

    Воспитывать интерес к миру животных.

н/п игра «Кто где живёт?»

«Зоопарк»

Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.

    Закрепить знания о диких животных.

    Развивать диалогическую речь.

    Воспитывать интерес к миру животных.

    Игрушки - дикие животные.

    Строительный материал.

Апрель «РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР»

Развивать связанную речь.

Комнатные растения: фиалка, фикус.

п/и «1,2,3 к дереву беги»

Упражнять в умении различать деревья по внешнему виду.

    Ввести в активный словарь слова (берёза, клён, ель).

    Упражнять в беге не наталкиваясь друг на друга.

    Воспитывать любовь к родной природе.

    Деревья на участке д/с.

а) берёза

б) ель

в) клён.

«Какого растения не стало»

Упражнять детей в различении растений по внешнему виду.

    Закрепить знания о комнатных растениях.

    Развивать зрительную память.

    Воспитывать интерес к миру растений.

Комнатные растения 2 -3шт.

«Чудесный мешочек»

Упражнять в узнавании овощей (фруктов) по характерным признакам.

    Развивать умение узнавать овощи (фрукты) на ощупь.

    Упражнять в отгадывании загадок.

    Развивать тактильные ощущения.

    «Чудесный мешочек»

    Овощи: морковь, лук, огурец.

Май «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ»

Совершенствовать ходьбу по ограниченной поверхности.

Развивать связанную речь.

Воспитывать любовь к природе, желание беречь её.

  1. Мел.

«Цветы»

Вызвать желание беречь цветы, украшающие наш город.

    Активизировать словарь по теме.

    Развивать слуховое внимание.

    Воспитывать уважение к труду людей, посадивших цветы.

Игру проводить у клумбы.

«Стрекозы, бабочки, кузнечики»

Прививать желание не причинять вреда насекомым.

    Закрепить умение слушать не большой рассказ взрослого.

    Упражнять в прыжках, беге не наталкиваясь друг на друга.

    Воспитывать желание радоваться красоте всего живущего на земле.

Наблюдения за насекомыми.

«Когда это бывает?»

Закрепление знаний о временах года, их характерных признаках.

    Развивать связанную речь.

    Развивать внимание, находчивость, выдержку.

    Воспитывать дружеские отношения.

н/ п игра «Времена года»

Залия Галлямова
План мероприятий на год экологии в первой младшей группе

План мероприятий на год экологии- 2017год в первой младшей группе №7 «Пчелка» .

1. Наблюдение «Зимнее утро» .Разучивание русской народной потешки «Вот и солнышко встает…» .

Задачи : Обратить внимание детей на изменения,происходящие в природе с наступлением утра, учить называть наблюдаемые явления. Предложить повторять за педагогом слова потешки, четко и внятно произнося слова. Учить детей выполнять упоминаемые в потешке действия, выполнять движения по образцу.

2. Игра-занятие «Зимушка-зима»

Задачи : Расширять представление дет о характерных признаках зимы, обратить внимание на красоту зимней природы. Учить выражать свои впечатления в речи, называть различные явления природы.

3. Игра-драмматизация по сказке «Лиса и журавль» .

Задачи : Предложить детям рассмотреть иллюстрации,помочь педагогу подобрать атрибуты для игры драматизации. Учить детей,отвечая на вопросы воспитателя, проговаривать реплики персонажей.

Работа с родителями :

Консультация : «Научите детей любить природу» .

1. Наблюдение за птицами у кормушки.

Задачи : Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синица, голубь) . Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим.

2. Подвижная игра «Птичка и птенчики»

3. «Лучший огород на подоконнике» .

Задачи : Дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок) Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышков. Дать понятие о том, чем лук полезен. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним.

4. Рассматривание иллюстрации Е. Чарушина к книге С. Маршака «Детки в клетке» .

Задачи : Предложить детям рассмотреть иллюстрации, учить сопоставлять текст и рисунки к нему. Расширять представление о диких животных (Внешний вид, особенности передвижения, питания. среда обитания) .

Работа с родителями : Предложить сделать кормушки для птиц.

1. Наблюдение первые признаки весны

Задачи :Познокомить детей с характерными признаками ранней весны,учить называть соответствующие явления природы (тает снег,сосульки,сильнее греет солнце) .Обогащать словарный запас. Развивать наблюдательность.

2. Физкультурный досуг «Весенний цветов здоровья»

3. Выставка рисунков «Цветы для мамы»

4. Выставка рисунков «Весенняя история»

Работа с родителями : Фотовыставка «Весеннее пробуждение»

1. Весенний праздник «Первоцветы »

2. Физкультурно-экологический досуг «День здоровья в лесу»

3. Выставка конкурс детского творчества «Птичка невеличка» (коллективная работа) .

4. Спортивный праздник «Мы друзья природы» .

Работа с родителями :Участие в выставках детского творчества.

1. Игра –занятие в уголке природы : рассматривание комнатных растений; наблюдение «Уход за растениями» .

Задачи : Напомнить детям названия комнатных растений,учить называть основные части растения, цвет листьев и цветков. Познокомить детей с трудовыми операциями по уходу за растениями, учить наливать воду в маленькие игрушечные лейки.

2. Выставка детского творчества «Цветочный город» (аппликации, рисунки, лепка) .

3. Наблюдение :первые листочки . Чтение стихотворения В. Орлова «Шепчет солнышко» .

Задачи : Обратить внимание детей на появление листьев на деревьях, напомнить названия деревьев, учить различать их, правильно называть части растений. Познокомить детей со стихотворением.

Работа с родителями : Участие в субботнике «Каждую соринку- в корзинку» .

1. Беседа с детьми на тему «Мусор и люди» .

2. Праздник «Скорая экологическая помощь » .

3. Игра –занятие «Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик»

Задачи : уточнить знания детей о весенней траве (зеленая, нежная, шелковистая) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья, об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля) ; дать знания о связях в природе : бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

4. Хороводная игра «Жучок паучок»

Задачи : Учить детей выполнять игровые действия, выразительно передавать движения персонажа игры хоровода. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Работа с родителями : Папка-передвижка «Люби и охраняй окружающую природу» .

1. Экологическое развлечение «На помощи жителям лесным, друзья природы поспешим!» .

2. Наблюдение за бабочкой.

Задачи : Предложить детям рассмотреть бабочку, полюбоваться ее красотой, посмотреть, как плавно она движется. Учить детей передавать движения крыльев бабочки.

3. Игры с песком.

Задачи : Учить детей выполнять поделки и постройки из песка, обыгрывать их. Развивать сенсорные возможности детей, поддерживать интерес к экспериментированию. Учить по окончании игры очищать от песка и собирать игрушки.

4. Подвижная игра «Солнышко и дождик» .

Работа с родителями : Консультация для родителей на тему «Сокровища леса» .

1. Всемирный день кошек. Рассматривание сюжетных картинок,фотографий по теме «Наши питомцы» .

Задачи : Предложить детям показать фотографии своих питомцев, рассказать о них, поощрять желание рассматривать сюжетные картинки, рассказывать об увиденном. Развивать связную речь.

2. Дидактическая игра «Кто спрятался на картинке?»

Задачи : Учить детей внимательно рассматривать рисунок,узнавать известных ребятам лесных зверей по неполному изображению,называть животных. Активизировать в речи названия частей тела животных.

Работа с родителями : Консультация для родителей «Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка» .

СЕНТЯБРЬ.

1. Наблюдение «Приходит осень»

Задачи : Систематизировать представления детей об изменениях, происходящих в природе в осенний период, обратить внимание на изменения окраски листвы растений осенью. Формировать познавательный интерес.

2. Чтение стихотворений об осени : В. Мирович «Листопад, листопад» .

Задачи : Формировать умение воспринимать поэтический текст, интерес к поэзии. Учить передавать в речи впечатления от услышанного.

3. Выставка рисунков «Волшебница осень» .

4. Физкультурный досуг «Лесные приключения» .

Работа с родителями : Участие в конкурсе рисунков «Волшебница осень» .

1. Рассматривание деревьев и кустарников на участке. Чтение : И. Воробьева «Береза» , И. Токмакова «Ели» .

Задачи : Учить детей различать деревья и кустарники, выявлять изменения, которые произошли с растениями осенью. Познакомить с двумя группами деревьев : лиственные и хвойные. Способствовать развитию эстетического восприятия и художественного вкуса.

2. Подвижная игра «Ветер и облака» .

Задачи : Учить детей согласованно двигаться в заданном направлении, реагировать на словесные сигналы воспитателя. Развивать способность к переключению внимания.

3. Игровое упражнение «Собери каштаны»

Задачи : Предложить детям собрать в ведерочки и корзиночки каштаны на участке для будущих поделок из природного материала. Учить трудиться дружно, помогать друг-другу.

4. Конкурс поделок «Полет цветов» .

Работа с родителями : Участие в конкурсе «Полет цветов» .

1. Рассматривание альбома «Осень» .

Задачи : Систематизировать,обощить и дополнить представления детей о характерных признаках поздней осени. Активизировать в речи и уточнить понятия, связанные с осенними явлениями природы.

2. Дидактическая игра «Сбор урожая» .

Задачи : Уисть детей использовать в игре свои знания об овощах,фруктах и ягодах,помочь составить рассказ о том,где они растут, как за ними ухаживать,чтобы получить хороший, богатый урожай. Учить употреблять в речи обобщающие слова.

3. Чтение и разучивание потешек о солнышке, о дождике.

Задачи : Развивать интерес к художественному слову, память,связную речь. Формировать интерес к художественным произведениям и красоте художественного слова.

Работа с родителями : Консультация «Экологическое воспитание младших дошкольников » .

1. Наблюдение : зимний пейзаж. Чтение : З. Александрова «Снежок» .

Задачи : Обратить внимание детей на красоту зимней природы, учить передавать впечатления в речи. Расширить представления детей о характерных признаках зимы. Формировать интерес к художественному слову.

2. Рассматривание снежинки. Разгадывание загадок о снеге и снежинках.

Задачи : Предложить детям рассмотреть снежинки на одежде, обсудить, на что они похожи, почему не тают на одежде, но тают на ладошке?.

3. Подвижная игра «Зайка беленький»

Задачи : Стимулировать творческую и двигательную активность детей,помочь им запомнить правила игры,освоить игровые действия.

Работа с родителями. Папка передвижка «Учимся наблюдать за изменениями в природе» .

Наталья Русинова
Перспективный план по экологическому воспитанию на год для первой младшей группы

Январь

С детьми:

Целевая прогулка «Снежный ком»

Цель: закрепление знаний свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок; в теплых руках снег тает и превращается в воду.

Игры-опыты с водой

Цель: показать, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока; что при низкой температуре может превратиться в лед.

С родителями:

Анкетирование родителей на тему «Экологическое образование в семье»

Цель: показать значимость экологического воспитания в ясельном возрасте, раскрыть цель и задачи. Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования. Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.

Февраль

С детьми:

Занятие «Пернатые друзья»

Цель: познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синичка, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к "братьям нашим меньшим"

С родителями:

Экологическая газета на тему «Помогите птицам»

Цель: способствовать коммуникации родителей через обсуждение указанной темы. Уточнить и расширить представление родителей и детей о птицах родного края.

Март

С детьми:

Занятие №1. «Мы посадим лук»

С родителями:

Консультация на тему «Не причиняя вреда природе»

Апрель

С детьми:

Экологический проект по теме «Зелёный лучок»

Цель: дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок) Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышков. Дать понятие о том, чем лук полезен. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним.

Занятие №2. «Зелёные пёрышки»

С родителями:

Акция «День Плюшкина». Сбор макулатуры, пластиковых бутылок, картона.

Цель: познакомить родителей с простейшей природоохранной деятельностью. Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.

Май

С детьми:

Занятие по теме «Котенька-коток и его друзья»

Цель: дать первоначальное представления о домашних животных (корова, коза, лошадь); их внешнем виде, повадках, чем питаются; прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

Анкетирование на тему: «Экология-мы-дети»»

Цель: повысить эколого-педагогическую культуру родителей и их роль в воспитании социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир.

Июнь

С детьми:

Целевая прогулка «Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик»

Цель: уточнить знания детей о весенней траве (зеленая, нежная, шелковистая) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья, об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля); дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

С родителями:

Папка-передвижка «Люби и охраняй окружающую природу»

Июль

С детьми:

Занятие «Солнышко лучистое»

Цель: формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце, воспитывать умение радоваться солнышку.

Консультация для родителей на тему «Сокровища леса»

Цель: повысить эколого-педагогическую культуру родителей, активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.

Август

С детьми:

Экологическая игра «Зоопарк»

Цель: продолжать знакомить детей с дикими животными, используя различные иллюстрации; дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь – на Севере, верблюд – в пустыне).

С родителями:

Фотоколлаж на тему «Отдыхаем, не вредя!»

(семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче)

Цель: повысить коммукативность родителей на основе свободного обмена семейным опытом. Познакомиться с традициями семейного воспитания.

Сентябрь

С детьми:

Занятие «Овощи, фрукты»

Цель: учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.

С родителями:

Совместная уборка листвы с участка группы

Цель: воспитывать у родителей желание участвовать в совместной трудовой экологической деятельности.

Октябрь

С детьми:

Прогулка по участку детского сада «Листопад»

Цель: знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету.

С родителями:

Совместный сбор листьев и изготовление гербария.

Цель: активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования. Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.

Ноябрь

С детьми:

Занятие «Природа наш родной дом»

Цель: учить на деле и в доступной форме помогать природе, учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе.

С родителями:

Конкурс «Самая красивая кормушка»

Цель: познакомить родителей с простейшей природоохранной деятельностью, активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.

Декабрь

С детьми:

Занятие «Поможем птицам зимой»

Цель: познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, сороками, синицы, снегири, вороны, голуби; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.

С родителями:

Конкурс самоделок «Волшебные снежинки!»

Цель: активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования. Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.

Перспективный план по экологическому воспитанию для младшей группы.

Основные задачи экологического воспитания детей младшей группы :


  • формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;

  • расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе о существующих в ней взаимосвязях;

  • развитие познавательных интересов и наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;

  • воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы через художественную литературу.

СЕНТЯБРЬ




Тема

Задачи

Художественное слово

1

Прогулка по участку детского сада. Листопад.

Знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету.

Порхая в танце странном

Под птичий гам и свист,

Щенку свалился на нос

Осенний яркий лист.

Щенок чихнул, залаял

И посмотрел наверх.

Там листья целой стаей

Вниз падали, как снег.

Огромные снежинки

Горели янтарём,

Раскрасили тропинки,

Шептались с октябрём.

Щенок, играя с чудом,

Был удивлен и рад.

Вокруг ходили люди,

Вздыхали: "Листопад". (Т.Нестерова)


2

Осмотр цветника детского сада.

Познакомить детей с цветами, растущими в цветнике, показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы. Рассказать детям для чего нужены корень и стебель для цветка.

Ты должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.


3

Овощи.

Познакомить детей с овощами (морковь, капуста, огурец, помидор, кабачок, редис, репа, баклажан). Учить различать овощи по вкусу, виду, форме. Рассказать о значении овощей в жизни животных и человека.

Загадки и стихи о овощах.

Е.Томилиной и др.


4

Фрукты.

Познакомить детей с фруктами и ягодами (яблоки, груши, виноград, черешня, абрикосы). Учить различать фрукты по вкусу, виду, форме.

Рассказать о значении фруктов в жизни животных и человека.


Загадки и стихи о фруктах.

Е.Томилиной и др.

ОКТЯБРЬ




Тема

Задачи

Художественное слово

1

Комнатные растения.

Познакомить детей с комнатными растениями. Формировать у детей понимание, что у комнатных растений есть корень, стебель, листья, цветок, что они – живые существа. Рассказать о значении почвы и воды для растений. Воспитывать желание ухаживать за растениями.

В нашей группе на окне,

Во зеленой во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Вот розан, герань, толстянка,

Колких кактусов семья.

Их польем мы спозаранку.

Я и все мои друзья.


2

Аквариум.

Познакомить детей с мини-водоемом – аквариумом. Дать представление, что аквариум – это дом для рыбок и водных растений. Рыбы – дети. Рыбы – живые существа (они плавают, дышат, едят, растут, размножаются). У рыбок есть плавники. Без воды рыбы не смогут жить.

Это мой аквариум,

маленькие джунгли.

Это рыбки плавают,

алые, как угли!

Черные как сажа!

Даже серебристые!

Золотые даже! (В.Орлов)


3

Хомячок - хороший друг.

Познакомить детей с хомячком. Формировать представления о том, что все живые существа нуждаются в определенном уходе, условиях жизни, которые создает человек и делает их похожими на естественные природные условия, к которым хомячок приспособлен своим строением и поведением.

Хомячки бывают пушистые,

Хомячки бывают ушастые.

Хомячки очень шустро-быстрые

И такие щекасто-глазастые.

Хомячки умываются тщательно.

Хомячки это так замечательно!


4

Покажем Мишке наш участок.

Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами, насекомыми; дать понятие, что для роста растений необходимы почва, вода, тепло, свет, воздух. Воспитывать желание заботиться о растениях и птицах.

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят (Т.Нищева)

НОЯБРЬ




Тема

Задачи

Художественное слово

1

Водичка, водичка...

Познакомить детей с водой, дать понятие, для чего она нужна человеку. Познакомить со свойствами воды (не имеет запаха, прозрачная, течет, растекается, льется; бывает холодная, теплая, горячая). Рассказать о взаимосвязи воды и живых организмов. Воду надо беречь!

Водичка-водичка,

Умой Кирюшкино личико,

Кирюшка кушал кашку,

Испачкал он мордашку.

Чтобы мальчик был

Самым чистеньким всегда,

Помоги, водичка,

Умыть Кирюшкино личико.


2

Домашние животные (собака).

Шерри - славная собачка.


Познакомить детей с внешним видом собаки, с особенностями поведения; показать, что жизнь собаки связана с человеком: он создает ей условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным, желание ухаживать за ними.

Собака, вас лаская взглядом,

Исполнит, что ни прикажи:

«Сидеть!», «Лежать!»,

«Гуляй!», «Служи!»

И вечно будет с вами рядом.


3

Комнатные растения («огонек», «Ванька – мокрый»)

Познакомить детей с комнатными растениями. Дать понятие, что у растения есть корень, листья, стебель, цветы. Растения как живые существа нуждаются в уходе за ними, в воде, свете, тепле, почвенном питании, в создании необходимых условий. Воспитывать желание помочь в уходе за растениями.

Стоит мокрый Ванёк,

А в кудрях – огонёк.

(Бальзамин)


4

Дикие животные. Что растет в лесу, кто живет в лесу?

Дать первоначальные сведения о лесе (что растет в лесу и кто живет в лесу?); учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по произведениям писателей, природоведов, сказкам, играм. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Прокатился шум лесной -

Под кустом притих косой.

Уши длинные прижал,

Долго эхо провожал.

Далеко ещё зима,

Но не для потехи

Тащит белка в закрома

Ягоды, орехи...

Знает маленький зверёк:

Запасаться надо в срок.

ДЕКАБРЬ




Тема

Задачи

Художественное слово

1

Как живут лесные звери зимой?

Познакомить детей с внешним видом, с некоторыми особенностями образа жизни зимой зайца, лисы, волка, медведя (что едят, как добывают корм, как спасаются от врагов); с моделью маскировки; воспитывать доброжелательное отношение к лесным зверям.

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

2

Попугай - веселый друг.

Познакомить детей с тем, что попугаи – живые существа. За попугаями ухаживает человек: чистит и моет клетку, выпускает их полетать, кормит их. Дать знания о внешнем виде птиц, функциях некоторых частей их тела. Воспитывать желание ухаживать за птицами.

Попугайчик-верный друг!

Это знают все вокруг!

Он в обиду Вас не даст,

Он не бросит, не предаст.


3

У меня живет котенок...

Продолжать знакомство с домашними животными.Учить делиться полученными впечатлениями. Формировать умение правильно обращаться с животными. Развивать желание наблюдать за котенком. Воспитывать доброе отношение к домашним питомцам.

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине.

Кот кататься не привык -

Опрокинул грузовик.


4

Ели и сосны в лесу.

Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья. Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства.

Деревья ещё перед зимой

Расстались со своей листвой.

А вот она всё зеленеет -

Менять наряд свой не умеет.

(Ель, сосна, пихта.)

Даже елки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз торчат иголочки,

Значит, это елочки.

А когда на ветку ели

Мы получше поглядели,

Оказалось, что она

Не такая, как сосна. (А.Барто)

ЯНВАРЬ




Тема

Задачи

Художественное слово

1

В январе, в январе много снега во дворе...

Уточнить знания о зимних явлениях природы (снег идет, намело сугробы, мороз на улице, лед на реке). Снег очень нужен природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе.

Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело? (Снегом)

Выпал снег чистейшей пробы,

Из него везде … (Сугробы.)


2

Поможем птицам зимой.

Познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, сороками, синицы, снегири, вороны, голуби; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут!

(Снегирь.)

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает.

(Воробей.)


3

Морская свинка живет у нас.

Познакомить детей с морской свинкой, ее внешним видом, характерными особенностями (грызун – наземные животные, приспособлены к жизни в норе); с тем, чем питается морская свинка (травой, овощами).

У меня морская свинка

На полу в тазу живет

То морковку, то травинку

Целый день она жуёт.

Свинка желтая такая,

Глазки-бусинки блестят

Без неё в саду скучаю,

Брать с собою не велят.

Посмотреть хотела зубы,

Открывала свинке рот

Больше делать так не буду -

У меня на пальце йод.

Я совсем не обижаюсь,

Но ответьте мне друзья,

Почему она "морская"?

Ведь купать её нельзя!

ФЕВРАЛЬ




Тема

Задачи

Художественное слово

1

Мы посадим лук.

Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным.

У меня есть друг,

Он – от семи недуг!

Это - вкусный и полезный,

Желто - золотистый лук!


2

В гостях у бабушки.

Познакомить детей с тем, что курица – домашняя птица, куры дают человеку также мясо и пух. Человек выращивает кур, ухаживает за ними. Без человека домашняя птица жить не может. Рассказать о цыплятах (маленькие, беспомощные,громко пищат). Воспитывать у детей желание ухаживать за цыплятами.

Ищут зёрнышки подружки

С хохолками на макушке.

От крыльца недалеко

Раздаётся: КО-КО-КО!


3

Экскурсия по участку детского сада.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе (зима, снег, сугробы, лед) и наблюдение за воробьями. Дать понятие, что зимой птицам тяжело, холодно и голодно. Воспитывать у детей желание помогать птицам (подкармливать).

Ах, мороз, ах, лиходей!

Бедных птичек пожалей!

В сером платье Воробей.

Видно, что не богатей,

Сроду нищий и ничей.

Липнет к людям как репей.

Не теряйся, Воробей!

Бросят хлеб, хватай скорей.

Не грусти, будь веселей,

Скоро лето, Воробей!


4

Поможем Незнайке.

Расширять представления детей о комнатных растениях. Познакомить с бальзамином. Закреплять умение поливать растение из лейки. Воспитывать желание ухаживать за растениями, радоваться их хорошему виду.

Трещит за окошком морозный денек.

Стоит на окошке цветок-огонек.

Малиновым цветом цветут лепестки.

Как будто и вправду горят огоньки.


МАРТ



Тема

Задачи

Художественное слово

1

Корова и коза.

Познакомить детей с домашними животными (коровой, козой), с их внешним видом, особенностями поведения, сравнить козу и корову (чем отличаются, чем похожи); дать представление о том, что у домашних животных зимой появляются детеныши.За домашними животными ухаживает человек.

Голодная мычит,

Сытая жуёт,

Всем ребятам

Молоко даёт. (Е.Томилина)

Бабушка козу доила -

Молочком внучат поила.

Колокольчиком звеня,

Убежала от меня.

Тает луг в вечерней тьме,

Где искать её... МЕ-МЕ!


2

К деревьям в гости.

Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки - домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года.

Шепчет солнышко

Листочку:

Не робей, голубчик!

И берет его из почки

За зеленый чубчик.

(Г.Новицкая)


3

Дикие животные (белка).

Познакомить детей с белкой: с особенностями ее внешнего вида, повадками, чем питается (семечками ели или сосны, орехами, желудями, ягодами, грибами). Запасая пищу на зиму, белка делает много кладовых. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных.

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом.

(Е.Томилина)


4

Неживая природа (знакомство с песком).

Познакомить детей с песком, со свойствами мокрого и сухого песка. Сухой песок сыпуч, из мокрого можно делать постройки. Вспомнить с детьми, какие постройки делали. Рассказать о значении песка для человека и животных. Воспитывать интерес к неживой природе.

Лежал песок,

Скучал песок

Сто тысяч лет, наверно.

Он был ужасно одинок,

И это было скверно.

АПРЕЛЬ




Тема

Задачи

Художественное слово

1

Наблюдение за рыбками.

Уточнить и закрепить представления о внешнем виде и повадках рыб (тело покрыто чешуей; плавники имеются на спинке, брюшке, на боках и на хвосте; глазами рыбки смотрят, куда плыть, где корм; живут в аквариуме, в него налита вода, без воды жить не могут, в воде ныряют, плавают; рыбки живые - о них надо заботиться, кормить ее. Воспитывать бережное отношение к обитателям аквариума.

Спиралью водоросли вьются,

Виляя плавно плавником

Меж них скалярии снуются,

Улитка тяжко тащит дом.


2

В гости к весеннему солнышку.

Знакомить детей с временами года используя мнемотаблицы . Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года «весна». Развивать речевую активность. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы в любое время года.

Будит ласково весна

Всю природу ото сна.

Засветило солнце ярче,

Заглянуло в каждый дом.

Даже дышится иначе –

Аромат весны кругом!


3

Аспидистра или дружная семейка.

Продолжать знакомить детей с комнатными растениями; познакомить с аспидистрой – особенностями ее строения (листья отходят от корня, длинные, блестящие, темно – зеленые); дать знания об уходе за этим растением (рыхлить землю, поливать, протирать листья, устраивать душ). Воспитывать желание ухаживать за растениями в группе.

В нашей группе на окне,

Во зеленой во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Аспидистра и герань,

бальзамин, фиалка,

традесканция и плющ,

фуксия, толстянка.


4

День Земли (22 апреля)

Дать детям первые знания о планете Земля. Рассказать, что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала. Рассказать о том, что даже маленькие дети могут помочь Земле (не бросать фантики от конфет, не ломать ветки у деревьев, не пугать птиц и т. д.) Прививать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле.

Вот апрель почти закончен,

День земли уж на носу.

Мой стишок пусть будет точен -

Я земле его несу.

В этот праздник на планете

Расцветает красота,

И желаем все мы дети:

Пусть же будет так всегда!


МАЙ



Тема

Задачи

Художественное слово

1

Рассказ воспитателя о жизни лесных зверей весной.

Уточнить и расширить представления детей о внешнем виде взрослых животных и их детенышах (заяц, медведь, белка, лиса, волк), некоторых особенностях их образа жизни весной и летом; познакомить с двумя-тремя правилами поведения в лесу; формировать бережное отношение к лесным обитателям, выполнять правила поведения в лесу.

Из чащи леса вышел волк -

Охотник знаменитый.

И шум в лесу мгновенно смолк -

Пусть зверь пройдет сердитый.

(Наталья Томилина) и другие ее стихотворения о лесных обитателях


2

Огород на подоконнике.

Наблюдения за ростом и развитием фасоли, гороха, ухода за ними. Формировать представления детей о значимости ухода для растений. Прививать элементарные трудовые навыки по уходу за ними. Желание ухаживать за растениями.

Говорит ему фасоль:

Ты, горох, у нас - король.

Мы, бобовые, гордимся,

Что для разных каш годимся,

Что плоды у нас в стручках,

Как в волшебных сундучках.

Но полезные белки

Мы не прячем под замки.

Те, кто с детства дружат с нами,

Те растут богатырями. (Е.Томилина)


3

Наблюдение за дождем и радугой.

Учить устанавливать простейшие связи: идет дождь - на земле лужи. Дождь нужен всему живому и растениям и животным. Без воды растения погибнут. Воспитывать умение радоваться дождю, любоваться радугой.

Загремел веселый гром…

Дождь идет в лесу густом.

Там сегодня банный день,

Мойтесь все,

кому не лень.

(З.Александрова)


4

Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик

Уточнить знания детей о весенней траве (зеленая, нежная, шелковистая) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья), об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля); дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Одуванчик придорожный

Был, как солнце золотым,

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым.

Зелёная травка

У дома растет,

Зелёный кузнечик

На травке живет. (Е.Серова)

ИЮНЬ




Тема

Задачи

Художественное слово

1

Зоопарк (экологическая игра)

Продолжать знакомить детей с дикими животными, используя различные иллюстрации; дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь – на Севере, верблюд – в пустыне).

Путешественник отважный,

Он идёт пустыней важно.

Не боится он жары,

Два горба, как две горы. (Е.Томилина)

Белый мишка на рыбалку

Не спеша идёт, вразвалку.

Чует старыйрыболов,

Что богатый ждёт улов.


2

Шиповник и роза.

Познакомить детей с кустарником шиповником и розой (сравнить, выявить, чем похожи и чем отличаются друг от друга). Рассказать о целебных свойствах шиповника. Полюбоваться красотой цветков шиповника и розой. Воспитывать умение видеть прекрасное.

Роза и шиповник поселились рядом,

Через подоконник обменялись взглядом.

И сосед несмело протянул ей ветку,

Робко, еле - еле помахал соседке...

Роза улыбнулась, важность нахлобучив, Гордо отвернулась, выпустив колючки!


3

Ох, уж эти комары и мухи!

Рассказать детям о комарах. О их значении в живой природе (они являются пищей для многих животных). Мухи тоже имеют свое предназначение в природе. Воспитывать у детей сознание, что каждое насекомое приносит пользу.

Всю ночь зудел, зудел Комар:

Я спать не мог, какой кошмар!

Про этого зануду

Стихов писать не буду!

Назойливая Муха

Кружа жужжит над ухом.

Кружа жужжит над ухом

Назойливая Муха.


4

Травы зеленые (подорожник).

Дать некоторые понятия о травах нашей страны (какие бывают, для чего нужны). Познакомить детей с подорожником. Рассмотреть его, выделить основные части. Рассказать о целебных свойствах подорожника. Воспитывать у детей экологичекое сознание.

Что за листик - подорожник?

Странная трава!

Что лечиться ею можно-

Знает детвора!

Ну и, кстати, подорожник

Очень много где растёт.

На полянке, в огороде,

У дороги там и тут -

Потому-то его люди

Подорожником зовут!

(Ю.Воронова)


ИЮЛЬ



Тема

Задачи

Художественное слово

1

Гроза - это не страшно.

Объяснить детям суть этого явления природы, обратить их внимание на яркие сполохи молнии, прислушаться вместе с ними к громовым раскатам. До того, как начнется гроза, можно увидеть ее приближение. Обратить внимание ребенка, как внезапно и очень быстро темнеет небо, как ветер сгоняет тучи, несет пыль, листья, скручивая их столбом, поднимая от земли.

Туча тучу повстречала,

Туча туче прокричала:

"Прочь с дороги, уходи!

Прочь с дороги, дай пройти!"

Отвечала туча туче:

"Ты меня не трогай лучше,

Если тронешь, проучу

И тебя поколочу!"

Туча тучу лбом, лбом!

А по небу гром, гром!

Бились тучи целый час,

Слезы сыпались из глаз. (В. Орлов)


2

Знакомство с растениями родного края.

Познакомить детей с первыми цветами (Иван-чай), с особенностями внешнего вида и строения.

Ничего я не знаю нежней иван-чая!

Своего восхищенья ни с кем не делю.

Он стоит, потихоньку головкой качая,

Отдавая поклоны пчеле и шмелю.


3

Наблюдение за бабочками и пчелами.

Познакомить детей с насекомыми (бабочками, пчелами), их внешним видом, образом жизни. Учить отличать бабочку от пчелы. Рассказать о пользе пчел, о красоте бабочек. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Вот Бабочка-красавица,

Но мне она не нравится.

Где Бабочка опустится,

Капуста там скапустится.

Только вишня расцвела-

Прилетела в сад пчела.

Я давно за ней слежу,

Ищет мёд она: ЖУ-Жу!


4

Удачнинские ромашки.

Познакомить детей с ромашками, с особенностями их внешнего вида и строения. Рассказать о значении света (солнце), влаги (дождь) для цветов. Цветы - живые (растут). Вызвать радость от красоты цветов.

- Эй, ромашки,

Дайте мне ответ:

Вы откуда,

Если не секрет?

Не секрет, -

Ответили ромашки, -

Нас носило солнышко

В кармашке! (Е.Серова)

АВГУСТ




Тема

Задачи

Художественное слово

1

Ягоды наши северные.

Познакомить детей с ягодами (голубика, брусника). Рассказать о том, как и где они растут. Какую пользу приносят людям и животным. Рассказать о правилах поведения в тайге: не шуметь, не сбивать ногами растения, не бросать мусор. Воспитывать начала экологической культуры.

Я - красная,душистая.Все знают:

брусника в огороде не растет.

Все лето витамины собирая,

дарю потом их людям целый год.

Листья с глянцем,

Ягодка с румянцем,

А сами листочки

Не больше кочки. (Брусника)


2

Жуки и муравьи.

Знакомить детей с насекомыми. Учить детей различать жука и муравья, умению наблюдать за насекомыми не принося им вреда.

Воспитывать доброжелательное отношение ко всякой букашке.


Ж-Ж-Ж - запел рогатый жук;

Вот как громко я жужжу!

Весёлый жук.

Он весел и счастлив

От пят до макушки -

Ему удалось

Убежать от лягушки.


3

Маслята - желтые ребята.

Маховики тоже наши грибы.


Продолжать знакомить детей с природой родного края. Учить узнавать грибы, отличать съедобные грибы от ядовитых. Рассказать о том, то в природе не бывает ничего лишнего, даже ядовитые грибы. Воспитывать любовь к родной природе, желание сохранять ее.

Моховик растет во мху седом,

Подосиновик - в осиннике густом,

Под березой - подберезовик на горке.

Где растет лисичка?

В лисьей норке?

С есть на обед маслёнок манит

нас прям в лесу за хвойным настом:

Его ещё никто не жарит,

а он уже помазан маслом!


3

Птицы на нашем участке.

Познакомить детей с птицами, прилетающими на участок (воробьи, трясогузки), с их внешним видом и повадками. Рассказать чем питаются летом. Воспитывать у детей экологическую культуру.

Когда кончается лето,

И птицы стремятся на юг.

Лишь воробей на это

Не тратит своих минут.

Перспективное планирование
по экологическому воспитанию

(младшая группа)

Наумова Олеся Михайловна

Сентябрь.

Занятие 1. " Прогулка по участку детского сада."

Цель- знакомство с временем года-осенью, с сезонными изминениями в природе, с деревьями и кустарноками, растущими на участке детского сада.

Занятие 2. " Овощи."

Цель- познакомить детей с овощами (морковь, капуста, огурец, помидор, кабачок, редис. репка, баклажан, картофель).

Занятие 3. "Фрукты."

Цель- познакомить детей с фруктами и ягодами (яблоки, груши, сливы, виноград, вишня,клубника).

Занятие 4. "Осмотр цветника детского сада."

Цель- познакомить детей с цветами, растущими в цветнике (петуния, чернобривцы, циннии), показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы.

Октябрь.

Занятие 1. "Комнатные растения".

Цель- познакомить детей с экологическим уголком, с комнатными растениями. Формировать у детей понимание, что у растений есть корень, стебель, листья, что они живые существа.

Занятие 2. "Аквариум".

Цель- познакомить детей с мини-водоёмом- аквариумом. Дать представление, что аквариум это дом для рыбок и водных растений. Рыбки-живые существа(они плавают, едят, растут, размножаются). Рассматривание рыбки.

Занятие 3. "Хомячок".

Цель- познакомить детей с животным миром экологического уголка- хомячком. Формировать представление о том, что все они живые существа и нуждаются в определённом уходе, условиях жизни, которые создаёт человек и делает их похожими на естественные природные условия, к которым хомячок приспособлен своим строением и поведением.

Занятие 4. "Попугай".

Цель- познакомить детей с попугаем. Дать понять, что за попугаем нужно ухаживать, чистить клетку, кормить и поить его, выпускать полетать. Дать знания о внешнем виде птиц, функциях некоторых частей их тела.

Занятие 5.

Цель- продолжать знакомить детей с сезонными изминениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой.

Ноябрь.

Занятие 1. "Вода".

Цель- познакомить детей со свойствами воды (не имеет запаха, прозрачная, течёт, растекается, льётся, бывает холодная, тёплая, горячая.) Дать понять для чего нужна вода человеку.

Занятие 2. "Домашние животные". (кошка, собака)

Цель- познакомить детей с внешним видом кошки и собаки, с особенностями их поведения, показать,что их жизнь связаны с человеком, он создаёт им все условия(кормит, ухаживает). Воспитывать бережное отношение и любовь к животным.

Занятие 3. "Дикие животные".

Цель- дать первоначальные сведения о лесе (кто живёт в лесу?). Учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по сказкам. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение к ним.

Занятие 4. Экскурсия по участку детского сада.

Цель- продолжать знакомить детей с сезонными изминениями в природе. Дать понятие о листопаде.

Декабрь.

Занятие 1. "Жизнь лесных зверей зимой".

Цель- познакомить детей с внешним видом, с некоторыми особенностями жизни зимой зайца, лисы, медведя (что едят, как добывают корм. как спасаются от врагов). Воспитывать доброжелательное отношение к лесным зверям.

Занятие 2. "Зимующие птицы".

Цель- познакомить детей с зимующими птицами: воробьи, сороки, снегири, вороны, голуби, с особенностями их поведения. Дать понятие о том, какую пользу приносят птицы (поедают вредных насекомых) .

Занятие 3. "Рост и развитие растений. Посадка лука".

Цель- познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Дать понятие о том, что лук полезен (много витаминов) .

Занятие 4 . Праздник ёлки на участке детского сада. Участие в акции -"Ёлочка- зелёная иголочка".

Январь.

Занятие 1. "Мы в лес идём".

Цель- формировать у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Продолжать знакомить с моделью маскировки.

Занятие 2. "Не живая природа. Знакомство с песком".

Цель- познакомить детей с песком, со свойствами мокрого и сухого песка.

Занятие 3. "Домашние животные и птицы".

Цель- познакомить детей с тем, что курица в селеньях -домашняя птица, она несёт яйца, куры дают человеку так же мясо и пух. Человек выращивает кур, ухаживает за ними. Без человека домашняя птица жить не может.

Занятие 4 . Экскурсия по участку детского сада.

Цель- продолжать знакомить детей с сезонными изминениями в природе (зима, снег, сугробы, лёд). Наблюдение за птицами в это время года.

Февраль.

Занятие 1. "Домашние животные". (коровы, козы)

Цель- познакомить детей с домашними животными: коровой и козой, с их внешним видом, особенностями поведения, сравнить козу и корову, выявить сходства и отличия. Дать представления, что удомашних животных зимой появляются детёныши.

Занятие 2. "Комнатные растения".

Цель- продолжать знакомить детей с комнатными растениями. Дать знания об уходе за ними(рыхлить, поливать, протирать листья, устраивать душ) .

Занятие 3. "Что растёт и кто живёт в лесу".

Цель- продолжать знакомить детей с лесом. Учить узнавать растения и животных по картинке. Вызвать интерес к лесным обитателям.

Занятие 4. "Целевая прогулка по участку детского сада".

Цель- продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Февраль- последний месяц зимы.

Март.

Занятие 1. "В гости к деревьям".

Цель- продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада (тополь), дать понятие о структуре дерева (есть корни, ствол, ветки, листья и плоды). Ствол покрыт корой, весной на ветках распускаются почки.

Занятие 2. "Дикие животные". (белка)

Цель- познакомить детей с белкой, с особенностями её внешнего вида, повадок, чем питается. Рассматривание белки на картинке.

Занятие 3. "Первые садовые весенние цветы (тюльпаны, нарциссы)".

Цель- познакомить детей с первыми весенними садовыми цветами, с особенностями их строения. Продолжать воспитывать бережное отношение к природе

Занятие 4. Экскурсия по участку детского сада.

Цель- познакомить детей с временем года-весна.

Апрель.

Занятие 1 . "Рассказ воспитателя о жизни лесных зверей весной.".

Цель- уточнить и расширить представления детей о внешнем виде взрослых животных и их детёнышей, некоторых особенностях их образа жизни весной, познакомить с двумя-тремя правилами поведения в лесу, формировать бережное отношение к лесным обитателям, выполнять правила поведения в лесу.

Занятие 2. "Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик".

Цель- уточнить знания детей о весенней траве (зелёная, нежная, шелковистая) и одуванчике (жёлтый, круглый, похожий на солнышко), об условиях, необходимых для роста растений (солнце, вода, тепло, земля)ю. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Занятие 3. "Беседа о живом и не живом".

Цель- сформировать обобщенное представление о живом организме как целостном образовании и его существенных свойствах: питании, дыхании, движении, развитию. Учить находить признаки живого в растениях и жывотных.

Занятие 4. Экскурсия по участку детского сада.

Цель- продолжать наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Май.

Занятие 1. "Зоопарк". (зоологическая игра)

Цель- продолжать знакомить детей с дикими животными, использую различные иллюстрации, дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь-на Севере, верблюд- в пустыне). Закркпить полученные знания.

Занятие 2. "Неживая природа". (глина)

Цель- познакомить детей с глиной, со свойствами сухой и мокрой глины, рассказать о том, что можно делать из глины.

Занятие 3. "Птицы".

Цель- продолжать знакомить детей с птицами, прилетающих на площадку, с их внешним видом и повадками.

Занятие 4. "Что меня окружает".

Цель- закрепить знания детей об окружающей природе, дать возможность самостоятельно высказывать свои мысли и демонстрировать знания о растениях, животных, птицах, насекомых.

You have no rights to post comments