Аникина Марина
Классный час «День Народного Единства»

Конспект классного часа

во 2 классе на тему :

Подготовила : М. М. Аникина

учитель начальных классов I категории

МАОУ Плешковская СОШ

с. Плешково

Классный час на тему : «4 ноября- День народного единства во 2 классе .

Цель : воспитание чувства любви к Родине, гордости за неё, за народ , населяющий Россию.

Задачи :

Познакомить учащихся с историей праздника;

Подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны;

Воспитывать чувство патриотизма, опираясь на героическую историю.

Предварительная подготовка.

Классный час проводится на основе материала изученного ранее на уроках окружающего мира (Государственная символика и Народы России , группа детей готовят выразительное чтение стихотворений на тему классного часа .

Оформление :

Презентация,

Аудиозаписи Гимна РФ и песни «Я, ты, он, она. Вместе целая страна» .

Ход классного часа.

Добрый день , дорогие ребята! 4 ноября вся Россия отмечает День Народного Единства . Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. Это праздник взаимопомощи и единения . Но обо всём по порядку.

Посмотрите на карту нашей страны. Россия наша Родина, очень большая и великая страна.

Чтец 1 :Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Чтец 2 :

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Чтец 3 :

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

А давайте вспомним как выглядит флаг РФ.

Чтец 4 :

Белый цвет – берёзка.

Синий - неба цвет.

Красная полоска-

Солнечный рассвет

Какие ещё государственные символы РФ мы уже знаем?

Чтец 5 :

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

А сейчас мы с вами послушаем гимн РФ. (прослушивание аудиозаписи)

Что мы узнали о нашей стране из гимна?

Наша страна очень большая, великая, многонациональная семья.

Чтец 6 :

Живут в России разные

Народы с давних пор .

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

Чтец 7 :

Один – рыбак с рожденья ,

Другой - оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех - одна.

И если забыть о ничтожных обидах,

О разности взглядов на веру и жизнь,

Всем вместе сплотиться враги будут биты!

От мощи единства земля задрожит .

Родина и Единство . Глубокий смысл заложен в этом празднике. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена, вражды. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ . Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа .

Но бывали в истории России и такие времена, когда теряли люди веру и разум, не могли более отличить добро от зла, правду от лжи : вражда и взаимные обиды застилали людям глаза. Пользовались этим враги нашей Родины. Наступало тогда для России смутное время. Об одной из таких страниц истории - и пойдёт наш сегодняшний рассказ

В стране был страшный голод, и на престол вставал то один, то другой царь.

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы ,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

В Нижнем Новгороде жил в то время Косьма Минин обычный рабочий На площади сказал Минин народу : «…Наше Отечество погибает, но мы можем его спасти. Не пощадим жизни для избавления России».

А князь Пожарский возглавил ополчение. И пошли ополченцы к Москве – сто тысяч воинов из двадцати пяти городов России.

При войске несли чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Перед решающей битвой воины три дня молили о помощи пред ее чудотворной иконой.

И поднималась Русь с колен.

В руках с иконой перед битвой,

Благословенная молитвой.

Под звон грядущих перемен.

4 ноября 1612 года ополченцы Косьмы Минина и князя Пожарского ринулись в бой с поляками за Москву. Никакая вражеская сила не могла остановить их. Сама Богородица благословила русских воинов на священную битву.

На улицах Москвы шли бои, город горел. Польский гарнизон отчаянно сопротивлялся. Но воины Минина и Пожарского сражались, чтобы победить. И победили!

Вся Россия благодарила Косьму Минина и Дмитрия Пожарского, которые собрали людей со всех концов страны, чтобы победить Смуту. Победить врага можно было только, объединив народ России .

Деревни, села, города.

С поклоном русскому народу .

Сегодня празднует свободу.

И День единства навсегда !

В Москве на Красной площади в честь славной победы над поляками был построен храм Казанской иконы Божией Матери. Икона, находившаяся в рядах ополченцев, была перенесена в этот храм.

На Красной площади поставлен и памятник, на котором написано «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия» такие памятники есть и в других городах.

Мы не должны забывать уроков истории : сильна Россия только тогда, когда она едина ! Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник - День Народного Единства .

Россия – единая , могучая, бескрайняя, гостеприимная – протягивает руку дружбы и раскрывает объятья всем народам и соседям , всем, кто желает жить на земле мирно!

Чтец 8 :

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет .

На подвиг и на труд!

Едино государство ,

Когда един народ ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

Врага он побеждает,

Объединившись в бой ,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев.

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

Россия большое многонациональное государство, где в мире и согласии проживают разные народы . Я, ты, он, она, вместе дружная семья!»

Песня-клип «Я, ты, он, она…» (исполняем вместе)

Ведущий :

Нас всех объединяет Россия , и пусть наша любовь к Отечеству послужит общему благу! С праздником!

Классный час на тему:

"День народного единства"

Цели урока :

    Создать у учащихся представление о значимости Дня народного единства для истории нашего государства.

    Подвести учащихся к выводу о том, что день народного единства призван осуществить связь времён, увидеть историю Родины как единое целое.

    Максимально использовать материал урока для привития уважения к историческому прошлому своей Родины и ко всем, кто стремился к благу России.

    Побудить обучающихся стать добрее и более внимательными друг к другу

Оборудование :

компьютер, проектор, презентация «День народного единства», музыкальное оформление.

Ход классного часа.

Учитель :

Наша страна с 2005 официально обрела новый праздник «День народного единства» , который теперь отмечается ежегодно 4 ноября.

? Знаете ли вы, в память, о каких событиях установлен этот праздник?

Ответ:

Праздник единения России установлен в память о событиях 4 ноября 1612 г., когда в едином духовном и ратном порыве народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от интервентов, что положило начало выхода страны из кризиса Смутного времени.

В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о самом их существовании. О существовании даже не как государства, а как самостоятельной нации. У русского народа таким переломным моментом было начало XVII века, которое вошло в нашу историю под названием Смутного времени.

16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла поправки в федеральный закон «О днях воинской славы ». На основе данного закона 4 ноября считается Днем народного единства.

В пояснительной записке проекта федерального закона «О днях воинской славы» отмечалось:

«4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе» .

Чтение стихотворения : «Единство навсегда».

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!


Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

Родина и единство… Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды. Когда страна слабела, на неё набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания. Но страна снова и снова вставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Трудное время переживала Россия. Царский род прекратился, царя не было, появились самозванцы, старавшиеся силой захватить престол. Воспользовавшись внутренними смутами, в Россию вторглись иностранцы – шведы и поляки. Разбойничьи шайки грабили и губили народ. Казалось, помощи было ждать неоткуда.

Смутное время

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в конце XVI начале XVII веков.

1598 г. умер Федор Иоаннович (сын Ивана IV Грозного). Он был бездетным, и наследовать ему должен был младший брат его Дмитрий, но его уже не было в живых. В народе ходила молва, что Дмитрий был убит и что убийцу подослал Борис Годунов, надеявшийся сделаться царем после бездетного Федора. В действительности так и произошло: после смерти Федора Иоанновича в Москву собрались выборные люди из разных городов и выбрали на царство Годунова. Бояре были не довольны этим. Зная, что бояре не желают ему добра, Борис сделался подозрительным и стал преследовать многих бояр знатного рода.

В это же время в России случился сильный голод и моровое поветрие. От них погибло много людей. В народе пошли волнения, стали припоминать смерть царевича Дмитрия и распускать слух, что Дмитрий жив. И действительно, скоро появился в Польше человек, который объявил себя царевичем Дмитрием. Лжедмитрий I – беглый монах Григорий Отрепьев, получил поддержку польских панов, католического духовенства, собрал войско, двинулся в Россию, пообещав польскому королю несколько русских областей. В 1604 г. самозванец вступил в Россию.

Города один за другим сдавались ему. В некоторых местах царским воеводам удалось разбить его, но тут на беду скоропостижно скончался Борис Годунов. Народ счел смерть Годунова божьей карой за похищение престола, и другие города поспешили принять Лжедмитрия царем. Народ встретил его радостно. Вместе с царем из Польши приехали поляки и русские, вели себя буйно, причиняли жителям разные насилия. Этим воспользовались бояре, которым Лжедмитрий уже был не нужен. Бояре решили отделаться от лжецаря. Они распустили слухи, что на престоле сидит не настоящий православный царь, а самозванец и еретик. В Москве прошло восстание, Лжедмитрий был убит.

После смерти Лжедмитрия бояре выбрали царем Василия Шуйского, но спокойствия в стране не восстановилось.

Летом 1610 г. группа бояр и дворян заставила В. И. Шуйского отречься от престола и постричься в монахи. Власть перешла в руки "семибоярщины".

В 1611 году бывший русский царь Василий Шуйский пленником был привезен в Польшу к королю Сигизмунду. Василий Иванович Шуйский умер на чужбине 12 сентября 1612 года.

В это время появился еще один царь Дмитрий, вторично спасшийся. Этот самозванец Лжедмитрий II, собрав войско, двинулся на Москву. По дороге он разбил лагерь в селе Тушино, отчего и получил прозвание «Тушинский вор». В это время явился новый враг – польский король. Сигизмунд III вторгся в Россию. Поляки разбили войско царя Василия Шуйского, он был сведен с престола. После свержения Шуйского Русь осталась совсем без царя. Не желая вновь выбирать царя из бояр и стремясь примириться с поляками, семибоярщина предложила призвать на русский престол сына польского короля Сигизмунда III - королевича Владислава.

Не желая вновь выбирать царя из бояр и стремясь примириться с поляками, семибоярщина предложила призвать на русский престол сына польского короля Сигизмунда III - королевича Владислава

Бедствия русской земли дошли до крайности. Казалось, Россия погибла. Польские отряды расползлись по всей стране. Шведы захватили Великий Новгород. Интервенты рвали страну на части. Гибель России казалась неизбежной…

Польские отряды расползлись по всей стране.

Шведы захватили Великий Новгород.

Интервенты рвали страну на части.

Гибель России казалась неизбежной…

Великий святитель стал рассылать во все концы России письма, в которых призывал всех людей встать на защиту Родины, прогнать поляков и выбрать себе православного царя.

Узнав об этом, поляки заточили Патриарха Гермогена в тюрьму (башня Чудова монастыря) и заморили его медленной голодной смертью. Но письма его уже разошлись по всей России.

И в этот момент в русских людях заговорило народное чувство, и они решили стать за родную страну против чужеземцев. Из разных мест двинулись русские ополчения к Москве. Во главе их стал рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Но русское ополчение, пошедшее на освобождение Москвы, распалось. Между тем на русскую землю пришли с целью захвата шведы. Они взяли Новгород. А в Пскове объявился новый самозванец.

Первое ополчение распалось, и, казалось бы, некому защитить родную страну. В Нижнем Новгороде посадские люди во главе с Кузьмой Мининым, простым купцом, организовали сбор средств на создание нового ополчения, для спасения родины.

Кузьма Минин считался в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл». По советам Минина, люди жертвовали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества.

Осенью 1611 г. по призыву нижегородского купеческого старосты К. Минина началось формирование народного ополчения.

Почти целый год собирали силы русские люди, несли деньги, драгоценности, одежду, оружие. Бедняки срывали с груди кресты.

И наконец, в июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву.

Военным руководителем ополчения стал князь Д. М. Пожарский.

Князь Пожарский, став во главе ополчения, принял всю власть над Русской землей, но остался скромен и прост в обращении. Он никогда не стремился к исключительному влиянию на людей и события. После победы новый царь возвел его в бояре.

Весной 1612 г. ополченцы выступили в поход, по дороге рати других городов присоединялись к ополченцам. Все двинулись к Москве.

Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы. В этом крике соединились все сердца, все души, все мысли, все желания русских людей

Однако исход битвы оставался неясным. Но тут Минин отобрал 300 отличных воинов, и смело бросился с ними на неприятеля сзади – в самую гущу поляков. Такое неожиданное нападение смешало польское войско, ряды его расстроились, а русские воспользовались этим беспорядко

Два месяца осаждал Москву Пожарский.

26 октября (4 ноября) интервенты (поляки) открыли ворота Кремля и сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Они заговорили о братской любви и жертвенности. Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охвативших народ, они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за брата своего...

- сабли

Казалось, что России больше нет, в небытие уйдёт культура, и быт, и мораль, и право.

Любовь к России оказалась сильнее, чем ненависть к крепостникам. Призыв объединиться шёл из низов общества. Забыв обиды, встали в один строй люди разных общественных слоев: купечество, крестьянство, дворянство, духовенство, казачество. Именно ополчение решило судьбу русского государства.

Это была демонстрация воли к независимости, любви к Родине, умения самоорганизоваться, когда

нет центральной власти, когда на троне люди, чуждые России.

В 1613 г. Земский собор избрал нового царя - Михаила Федоровича Романова. С избранием царя кончилась смута, так как теперь была власть, которую признавали все и на которую можно было бы опереться.

? Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения?

В царствование Александра I (в XIX в). Минину и Пожарскому был поставлен памятник в Москве в 1818 г. – работа скульптора Мартоса Ивана Петровича (1754 – 1835).

Памятник Минину и Пожарскому - самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение, "на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан", а установку приурочить к 200-летию памятных событий.

Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс лучший проект памятника. Начавшаяся Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы). Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак, в 1815 году Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения.

Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.

Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.

И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год". В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.

4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери. Одна из самых чтимых икон в России. На ней изображён лик Божией Матери, немного наклонённой к левому плечу над головкой Младенца Спасителя. Правой ручкой Спаситель благословляет. В благословение войску Минина и Пожарского сопутствовала чудотворная икона.

Долго и горячо молилось всё войско перед этой иконой. Наконец, молитвы были услышаны: 4 ноября 1612 года поляки объявили, что сдаются, и нижегородское ополчение торжественно, под звон колоколов, с Казанской иконой Божией Матери и хоругвями вошло в Московский Кремль.

В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери.

Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом.

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ БЕСЕДЫ.

Учитель:

- К чему призывает нас этот праздник?

Новый праздник призван напомнить о том, что мы россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям – единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

-В чем состоит суть дня народного единства?

День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества толерантности, упрочнения российской государственности, станет праздником взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. Этот день соединения прошлого, настоящего и будущего, объединения всех людей нашей огромной страны в любви друг к другу, к своему краю, к России.

-Для чего нам нужно единство?

Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем вывести нашу Родину из кризиса.

Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство

4 ноября – это день единства всех российских народов ;

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая

когда-либо ей грозила;
4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей;
4 ноября – это день реальных дел , а не сомнительных маршей.

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие, есть первый признак дикости и безнравственности». А.С. Пушкин

Без понимания, осознания, воспитания чувства державности, патриотизма в каждом из нас наше Отечество не сможет стать действительно великой державой.

Будущее страны за вами, сегодняшние школьник

2. Викторина.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?

Речь Посполитая

2. Кто возглавил первое ополчение 1611 года? Прокопий Петрович Ляпунов

3. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года?

Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.

4. Как звали национального героя того времени? Иван Осипович Сусанин.

5. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву.

Ярославль

6. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"? Лжедмитрия II

7. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь? Казанский собор на Красной площади в Москве.

8. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси? С воцарением Михаила Романова.

9. В каком году впервые было установлено Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября? в 1649 г.

10. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября? День народного единства

Чтение стихотворения

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой

Заключительное слово учителя.

Наша история богата славными датами, среди которых победа народного ополчения во главе с гражданином Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским стала не только ратным подвигом во имя свободы, но и его будущей мощи и величия. Праздник 4 ноября проникнут идеей согласия и устремленности к единству, которая способна и в наше время сплотить россиян.

Классный час «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

Цель:

Формировать чувство гражданственности и патриотизма;

Формировать ответственность за судьбу Родины;

Дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612 г.;

Расширять кругозор учащихся;

Развивать умение делать выводы, обобщать;

Воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация,

Подготовка : предварительно следует дать отдельным ученикам тексты стихов для чтения наизусть.

Ход мероприятия.

1.Вступительное слово учителя.

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Слайд №1 Ученик №1 читает наизусть стихотворение С. Васильева « РОССИЯ»

Россия – как из песни слово.

Берёзок юная листва.

Кругом леса, поля и реки.

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

Люблю, всем сердцем понимаю

Степей таинственную грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом – Русь.

3.Учитель обсуждает вместе с учениками, о чём это стихотворение и какие чувства оно вызывает .

4. Беседа об истории праздника

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

Слайд 2 Ученик читает стихотворение «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет

На подвиг и на труд

Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

Слайд №3

Учитель: 4 ноября христиане отмечают праздник памяти Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года - День народного единства. - Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова?

Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"?

Слайд № 5

Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая.

Слайд № 6

Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

Слайд № 7

Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском.

Слайд № 8

Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Слайд № 9

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Слайд № 10

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России с надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия»

Слайд № 11

А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского Казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

Слайд № 12 Ученик читает стихотворение

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен

В руках с иконой перед битвой,

Благословленная молитвой

Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города

С поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу

И День единства навсегда!

6. Подведение итогов беседы.

Ученики отвечают на вопросы учителя

Какая беда обрушилась в те года на Русь?

Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины?

Кто возглавил русское войско?

Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения?

Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?

Каким вам представился образ Кузьмы Минина? - Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.

Слайд № 13

Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.

Слайд № 14

Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

Слайд № 15

В заключение возьмёмся за руки и все вместе прочитаем стихотворение Натальи Майданик.

Чтение хором стихотворение Натальи Майданик «ПРИЗЫВНАЯ»

В День единства будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности России

В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

Чтоб под мирным небом спать!

Учитель: Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 7»

Классный час «День народного единства»

Подготовили учащиеся 10а класса:

Астафьева Эльмира,

Косенков Антон,

Романенкова Дарья,

Туренков Борис

Классный руководитель:

Г.В. Устиненкова

Единый классный час во втором классе к празднованию дня народного единства.

Классный час на тему «День народного единства» для 2 класса

Трубина Татьяна Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9 с углубленным изучением восточных языков и культуры
г. Южно - Сахалинска
Описание: Предлагаю Вам разработку творческого классного часа к празднованию дня народного единства. Материал будет полезен учителям начальных классов, педагогам – организаторам.
Цель: знакомство учащихся с праздником – Днем народного единства
Класс: 2
Задачи:
1. Познакомить учащихся с основным содержанием праздника 4 ноября – Днем народного единства.
2. Рассказать детям о духовном значении праздника с целью формирования у них гражданственности и патриотизма.
3. Развивать мышление, речь, словарный запас школьников.

Ход занятия:

1. Вступительная беседа.
- Ребята, какой сегодня день недели? (пятница)
- О чем это говорит? (каждую пятницу первым уроком проходит единый классный час)
- Что значит единый классный час? (по всей нашей Сахалинской области в каждом городе и маленьком селе, в один и тот же день проводят классный час на одну тему)
- Верно. Сегодня, классный час будет посвящен предстоящему празднику, который пройдет на осенних каникулах. Кто-нибудь знает, о каком празднике я хочу сказать? (4 ноября - день народного единства)
- К чему призывает нас этот праздник? (праздник напомнить о том, что мы единый народ)
- Ребята, суть дня народного единства состоит в том, что этот день, проникнутый идеями согласия, сплочения общества, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу.
- Как вы думаете, для чего нам нужно единство? (чтобы все вместе стоять на защите нашей Родины)
- Ребята, что нам поможет сформулировать понятие единство? Ведь это такое сложное слово (толковый словарь)
Дежурные принесли с полки толковый словарь, нашли понятие, прочли вслух.
2. Историческая справка.
- Праздник 4 ноября многие воспринимают как новый праздник. Отмечаем его с 2005 г. Сколько лет мы его празднуем? (10)

Ребята, этот праздник не вновь придуманный, а восстановленный праздник. У него очень древняя история, которая была около 400 лет назад, начало 17 века.
Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой.
– Как вы понимаете, что такое Смута? (война, все смешалось, ничего не понять, все против всех)

В это время не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались враги (поляки), захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства.
–На защиту родины встал народ, во главе с героями, о которых я сейчас вам расскажу

Кузьма Минин (полное имя – Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий)
Минин был гражданином Нижнего Новгорода. Он был честным и добропорядочным торговцем, старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались, прежде всего, к Минину.
Нижегородцы увлеклись предложениями Минина и решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. По совету Минина давали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества; по его же совету выбрали вождем князя Дмитрия Пожарского.
К нижегородцам скоро примкнули и другие города. В начале апреля 1612 г. в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во главе, а в октябре была Москва очищена от поляков.
Пожарский Дмитрий Михайлович – князь.
Пожарский происходил из князей суздальской земли, и принадлежал к, так называемым, «захудалым» княжеским родам, т.е. не игравшим важной роли в государственных делах.
В предыдущих сражениях Пожарский был ранен и лечил ранения в своей вотчине недалеко от Нижнего Новгорода, куда и прибыли посадские люди приглашать его сделаться начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Он согласился.
Д.М. Пожарский жил долго, но не играл важной роли, как можно было бы ожидать. Он не был ни особенно близким к государству советником, ни главным военачальником. Ему не поручали особенно важных государственных дел. Служба его ограничилась второстепенными поручениями.
- Ребята, можно утверждать то, что эти люди любят свою Родину? (да)
Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи. Нас не покидает чувство гордости за свою могучую и свободолюбивую родину, за ее славный народ. 4 ноября в России отмечается День народного единства. Это праздник стойкости, силы и непобедимости нашего государства. Именно в единстве, единении народа - сила России.
- Суть данного классного часа: дать понять всем, что россияне - это единая нация, у которой есть общее историческое прошлое и корни; что без единства нельзя построить крепкое и могущественное государство; те подвиги, которые совершили Пожарский и Минин, не должны забываться в наше время.
3. Практическая работа. Инструктаж по ТБ.


- Ребята, а давайте мы сегодня наш классный час сделаем творческим. Я попросила вас приготовить ваши папки по технологии. Прошу достать картон цветной, ножницы и простой карандаш. Напомните, как нужно обращаться с ножницами? (дети называют технику безопасности при работе с ножницами)
- Работа будет простая. Выберите лист картона, любого цвета. Приложите свою ладошку и обведите простым карандашом. Аккуратно вырезаем по нарисованному контуру.


- Скажите, пожалуйста, почему наша творческая работа связана с ладошкой? (очень много ответов дали ребята; основной – ладошки и рукопожатия – это и есть символы единства)
По желанию ребята украсили свои ладошки.


- А сейчас мы скрепим ваши ладошки!
4. Итоги классного часа.
- Поднимите руки те, кто сегодня узнал новую информацию.
- Чем вам запомнился этот классный час?
А теперь, я предлагаю, все ваши работы оформить на школьный стенд.
Все творческие работы разместились на информационном стенде в школе. Каждую перемену дети искали свои ладошки, показывали другим учащимся и рассказывали суть нашей работы.

21.03.2017 12:48

Данная разработка классного часа поможет учащимся узнать об этом дне. Потому что каждый человек должен знать зачам и почему мы отмечаем этот праздник "День народного единства".

Просмотр содержимого документа
«Классный час День народного единства»

Классный час

4 ноября

День народного единства

Цель:развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства; воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам государства; формировать ответственность за судьбу Родины.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1 слайд

Сегодня мы поговорим о государственном празднике России – Дне Народного Единства

2 слайд

Начнём классный час с исполнения гимна Российской Федерации.

исполнение 1 куплета и припева гимна.

Слова гимна России

Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твоё достоянье на все времена!




От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

3 слайд

Цель: проверить знания учащихся по воспроизведению ранее полученной информации по данной теме классного часа.

(учащиеся отвечают на вопросы, учитель обобщает их ответы)

К чему призывает нас этот праздник? праздник призван напомнить о том, что мы россияне– единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

В чем состоит суть дня народного единства? День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочнения российской государственности, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу.

Для чего нам нужно единство? Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности.

4 слайд

Чтение наизусть стихотворений, посвящённых ДНЮ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА.

Наталья Майданик
ЕДИНСТВО НАВСЕГДА
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд

Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.

Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Этот праздник единения России установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года, когда воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

5 слайд Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в конце XVI начале XVII веков.

6 слайд После смерти царя Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер, средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, - неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия:

7 слайд Годунов Борис Фёдорович! Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает!

8 слайд И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.

Цари - самозванцы Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско - отвоевать "отцовский" престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Сердце подвело. Или совесть замучила?.. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь.

9 слайд В Москве воцарился Самозванец. Этот Самозванец - он остался в истории Лжедмитрием I - государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили, заменив на другого - ничтожного, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием.

10 слайд Он стал Лжедмитрием II. Этот самозванец Лжедмитрий II, собрав войско, двинулся на Москву. По дороге он со своим войском разбил лагерь в селе Тушино, отчего и получил прозвание «Тушинский вор».

11 слайд А потом он надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: "Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!

12 слайд " Государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время, называлось - Речь Посполитая, в его состав входили Польша и Литва.Тогда и наступил конец терпению народа.

13 слайд Народное единство Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение.

14 слайд И пошли к патриарху Гермогену: "Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!" Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков.

15 слайд Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Оно потерпело поражение. Его предводитель - Прокопий Ляпунов - погиб. Но призыв патриарха Гермогена облетел все русские города.

16 слайд Услышали его и в Нижнем Новгороде. Тамошний купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство и обратился с призывом к жителям города. Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско.

17 слайд Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

18 слайд Ополчение Минина и Пожарского остановилось и в городе Ярославль для пополнения перед походом на Москву. А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: "Прикажи ополчению, пусть разойдется!" - "Да будет над ними милость Божья и наше благословление! - ответил Гермоген. - Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем".

Так и случилось! Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

19 слайд Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город. 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.

20 слайд Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

21 слайд Национальный герой. Поистине национальным героем того сурового времени стал Иван Осипович Сусанин. В начале 1613 года, когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны.

22 слайд Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы.

23 слайд Сына патриарха Филарета - Фёдора Никитича Романова.

24 слайд Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы - Иван Осипович Сусанин. Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, но погиб при этом сам. Доказательством реальности подвига Ивана Осиповича Сусанина является царская грамота о даровании Богдану Сабинину (зятю Сусанина) половины деревни за подвиг покойного тестя.

25 слайд Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), опера К. А. Кавоса («Иван Сусанин»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Kocтромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина».

26 слайд

Инсценирование поэмы К. Рылеева "Иван Сусанин"

Действующие лица:

Чтец, И.Сусанин, Поляки (3-4 чел).

Поляк: Куда ты ведёшь нас?.. не видно ни зги, -

Чтец: Сусанину с сердцем вскричали враги.

Поляк:

Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега
Ты сбился, брат, верно нарочно с пути,
Но тем Михаила тебе не спасти.

Поляк: Куда ты завёл нас?"

Чтец: лях старый вскричал

Сусанин "Туда, куда нужно,

Чтец: Сусанин сказал

Сусанин:

Убейте, замучьте, - моя здесь могила.
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила.
Предателя, мнили, во мне вы нашли,
Их нет и не будет на Русской Земли!

Поляки: "3лодей!"

Чтец: закричали враги, закипев.

Поляки: "Умрёшь под мечами".

Сусанин:

"Не страшен ваш гнев
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело.
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь".

Поляки: "Умри же!"

Чтец: Поляки герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали.

Поляк: "Погибни, предатель! Конец твой настал!"

Чтец: И твёрдый Сусанин весь в ранах упал.
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила

27 слайд "Избрание Михаила Романова на царство"

28 слайд В Костроме установлен памятник И. О. Сусанину.

29 слайд

День Казанской иконы Божией Матери

4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». Это вовсе не новый праздник, а возвращение к старой традиции. Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

30 слайд

В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери.

Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом. Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась, а сегодня снова восстановлена! .

31 слайд

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ БЕСЕДЫ.

1. Что такое 4 Ноября? Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;
4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей;
4 ноября – это день реальных дел , а не сомнительных маршей.

32 слайд

Чтение наизусть стихотворение Натальи Майданик.
ПРИЗЫВНАЯ
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

.

33 слайд (переход на викторину при нажатии кнопки Викторина)

34 – 44 слайды

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ(переход на викторину при нажатии кнопки Викторина

1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?
Речь Посполитая

2. Кто возглавил первое ополчение 1611 года?
Прокопий Петрович Ляпунов

3. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года?
Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.

4. Как звали национального героя того времени?
Иван Осипович Сусанин.

5. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву.
Ярославль

6. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"?
Лжедмитрия II

7. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь?
Казанский собор на Красной площади в Москве.

8. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси?
С воцарением Михаила Романова.

9. В каком году впервые было установлено Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября?
в 1649 г.

10. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?
День народного единства.

45слайд

Спасибо за внимание

    День народного единства

    Под каким названием вошло в историю начало XVII в?

    Смутное время

    Лжедмитрий Первый

    Народное ополчение

    Михаил Романов

    Казанский собор

Просмотр содержимого презентации
«кл.час 4. 11»


Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!


День народного единства отмечается в России

4 ноября - дата окончания Смутного времени и освобождения от польских захватчиков в 1612 г.



Борис Годунов

  • После смерти царя Федора на Земском соборе избирается новый царь – Борис Годунов.
  • Он был сильным, честолюбивым государственным деятелем, вёл успешную внешнюю политику, при нём укреплялось разоренное при Иване Грозном государство.

Лжедмитрий 1

  • У Бориса Годунова было много врагов. Воспользовавшись слабостью страны, Польша поддержала Лжедмитрия 1 и начала поход против России.
  • Царь Борис Годунов внезапно умер, а польский Лжедмитрий I в Москве венчан на царство.

Василий Шуйский

Царствование Лжедмитрия I продолжалось 11 месяцев. В результате заговора во главе с князем Василием Шуйским бояре перебили поляк и Лжедмитрий I был тоже убит.

На престол вступил боярский царь Василий Шуйский.


  • Летом 1610 г. группа бояр и дворян заставила

В. И. Шуйского отречься от престола и постричься в монахи. Власть перешла в руки "семибоярщины".

  • В 1611 году бывший русский царь Василий Шуйский пленником был привезен в Польшу к королю Сигизмунду. Василий Иванович Шуйский умер на чужбине 12 сентября 1612 года.
  • Не желая вновь выбирать царя из бояр и стремясь примириться с поляками, семибоярщина предложила призвать на русский престол сына польского короля Сигизмунда III - королевича Владислав а

Лжедмитрий II

  • Лжедмитрий II - самозванец . В 1607 году Лжедмитрий II появился в Стародубе-Северском и выдал себя за царя Дмитрия Иоанновича (сына Ивана Грозного), якобы счастливо спасшегося во время Московского восстания 1606 года.
  • Получил поддержку от поляков и русского боярства. В мае 1608 года Лжедмитрий II одержал победу над войсками В. Шуйского.
  • Не сумев занять столицу, остановился лагерем в селе Тушино под Москвой, за что получил прозвище " Тушинский вор ".
  • В 1609 году потерял поддержку поляков, вынужден бежать в Калугу, где и был убит.

ДВОЕВЛАСТИЕ

В стране установилось двоевластие .

Фактически в России стало два царя, две Боярские думы, две системы приказов.

В тушинской «воровской думе» заправляли бояре Романовы, Салтыковы, Трубецкие. Был в Тушине и собственный патриарх – Филарет.

Бояре в корыстных целях переходили от Василия Шуйского к самозванцу и обратно; таких бояр называли «перелетами».



Смутное время в России в начале XVII века

В 1610 г. бояре открыли ворота и впустили в Москву польские войска.

Москвичи восстали. Почти вся Москва сгорела. Большинство жителей погибло...


Польские отряды расползлись по всей стране.

Шведы захватили Великий Новгород.

Интервенты рвали страну на части.

Гибель России казалась неизбежной…

На борьбу поднялся весь народ.



Военным руководителем ополчения стал князь Д. М. Пожарский.


Кузьма Минин (1578-1642)

« Не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего,

дворы продавать,

жен и детей закладывать,

бить челом тому,

кто бы вступился за

истинную православную веру

и был у нас начальником »


Кузьма Минин, продавец мяса и рыбы, земский староста, считался в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл».

По советам Минина, люди жертвовали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества.

Люди выбрали вождем князя Д.М.Пожарского, лечившегося от ран в своем имении.

К нижегородцам скоро примкнули и другие города, поднятые окружной грамотой.

Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец в июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву.

В апреле 1612 г. в Ярославле уже стояло громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе.


Князь Дмитрий Пожарский (1578-1641)

Князь Пожарский, став во главе ополчения, принял всю власть над Русской землей, но остался скромен и прост в обращении.

Он никогда не стремился к исключительному влиянию на людей и события.

После победы новый царь возвел его в бояре.


Центром освободительного движения стал Нижний Новгород. В сентябре 1611г.

нижегородский староста Кузьма Минин призвал жителей города встать на защиту Родины. Воеводой был избран князь Дмитрий Пожарский.

Так у народного ополчения стало два вождя.




Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы.

В этом крике соединились все сердца, все души, все мысли, все желания русских людей. Однако исход битвы оставался неясным.

Но тут Минин отобрал 300 отличных воинов и смело бросился с ними на неприятеля сзади – в самую гущу поляков.

Такое неожиданное нападение смешало польское войско, ряды его расстроились, а русские воспользовались этим беспорядком. В августе была одержана решительная победа над поляками, и в октябре Москва была очищена от оккупантов .





Вот настоящие герои.

Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Они заговорили о братской любви и жертвенности.

Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охвативших народ, они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за брата своего.. .




Памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади

«Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год" .


Казанский собор , был построен в

20-х годах XVII века на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в благодарность за помощь и заступничество в борьбе с польско-литовскими захватчиками.


  • Казалось, что России больше нет, в небытие уйдёт культура, и быт, и мораль, и право.
  • Любовь к России оказалась сильнее, чем ненависть к крепостникам.
  • Призыв объединиться шёл из низов общества.
  • Забыв обиды, встали в один строй люди разных общественных страт: купечество, крестьянство, дворянство, духовенство, казачество.
  • Именно ополчение решило судьбу русского государства.
  • Это была демонстрация воли к независимости,

любви к Родине, умения самоорганизоваться,

когда нет центральной власти, когда на троне люди, чуждые России.


В 1613 г. Земский собор избрал нового царя - Михаила Федоровича Романова .


Михаил Фёдорович

Романов

  • Михаил Федорович – основоположник царско-императорской династии Романовых, первый русский царь из боярского рода Романовых.
  • 21 февраля 1613 года Земский собор избрал шестнадцатилетнего Михаила Романова государем Всея Руси.

Кризис российского государства

Разорение городов

и деревень

Убийство

невинных

людей

Угроза национальной

независимости

Сбор денег на народное

ополчение организовал

земский староста

К.А.Минин

Формирование народных ополчений

В Рязани и Нижнем Новгороде

В 1611г.под рук-вом Д.Пожарского


Способны ли мы, русские люди, сегодня на общее дело?

  • Подобное неоднократно будет повторяться в русской истории. Простые русские люди, понявшие, что стране угрожает смертельный враг, самоотверженно встают на её защиту.
  • Пример: Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина , пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов, заведшего врагов в глухой лес, в болото (1613 год). По преданию, таким образом он спас жившего тогда в Костроме выбранного на царство Михаила Фёдоровича Романова.
  • 1812 год. Народное ополчение – патриоты Смоленска, Бородино . Тарутино.
  • Массовое партизанское движение, которое сделало пребывание французов в России невыносимым. Ополчение, которое преследовало противника, дав возможность сохранить основные силы русской армии.



Народное ополчение 1941 года

  • 1941 год вновь показал, что ополчение – удивительное, неповторимое проявление русской души, факт готовности самопожертвования ради своей Родины. Добровольцы отвоевали время для развёртывания кадровой армии.
  • ИХ ВСЕХ объединяла мысль:
  • Кто, если не мы?
  • За нами - Родина!

  • Без понимания, осознания, воспитания чувства державности, патриотзма

в каждом из нас

наше Отечество не сможет стать действительно ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВОЙ .

  • БУДУЩЕЕ СТРАНЫ ЗА ВАМИ, СЕГОДНЯШНИЕ ШКОЛЬНИКИ.

Проверь себя

  • Как называется государственный праздник, который впервые отмечался в России 4 ноября 2005г?
  • День народного единства
  • Под каким названием вошло в историю начало XVII в?
  • Смутное время
  • О ком историк В.О.Ключевский сказал: «Он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве»
  • Лжедмитрий Первый
  • Как называется войско, создаваемое на добровольных началах?
  • Народное ополчение
  • Этот царь впервые в истории России был избран на престол Земским собором.
  • Михаил Романов

Проверь себя

  • Человек, появление которого на исторической сцене в 1608 г. послужило созданию ДВОЕВЛАСТИЯ: «Почти два года Россия имела две столицы, двух царей, двух Патриархов»
  • Лжедмитрий Второй «Тушинский вор»
  • В память об изгнании с нашей земли польско-литовско-шведских оккупантов были сооружены три храма. Один из них был возведен на деньги Д.Пожарского на углу Красной площади и Никольской улицы. Как называется этот храм?
  • Казанский собор
  • Каждый праздник имеет свою символику. Предложите, что может стать символом праздника народного единства (эмблема, девиз, герб, образ)

Этот слайд содержит вопросы для самопроверки. После вариантов ответов учащихся, по щелчку мыши на экране появляется верный ответ