Промыслом стало гончарное ремесло на основе богатых здесь запасов глины. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. Только в одном ближайшем городе Одоеве проходило семь ежегодных ярмарок, и к ним филимоновские мастерицы готовили лучший товар.

Как правило мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время.

Особенности филимоновской игрушки

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем.

2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птицы - петух, наседка, павлин, утка.

4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Посмотрите на необычные филимоновские игрушки. Почему они такие вытянутые? Оказывается все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная. При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

Но сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, на котором хорошо видно краски, горящие всем многоцветьем радуги. Именно поэтому филимоновскую игрушку называют "маленькой радугой" или "солнышком".

Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими.

Для росписи брали гусиные, куриные или утиные перышки, «ведь перышко краску лучше держит и прочнее». И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

(Учитель показывает презентацию поэтапной росписи филимоновской игрушки. Обращает внимание на особенности филимоновской росписи)

Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, красных, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Роспись строится по традиционной схеме:

Сначала накладывают желтые полосы и пятна;

Потом их обводят красным;

Затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Несмотря на относительную скупость их палитры игрушки получаются яркими и веселыми.

Вопрос: Каким узором украшены филимоновские игрушки?

В этих незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Обратите внимание, что все игрушки, кроме петушка и павлинчика - свистульки. И во все игрушки можно посвистеть.

Вопрос: А где же свисток?

В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей.

Народная игрушка - явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

Муниципальное образовательное учреждение

Центр дополнительного образования для детей «Истоки»

г. Волгограда

Тема: Филимоновская игрушка.

педагог дополнительного образования

Конспект занятия для младших школьников

в кружке «Изобразительное творчество».

Тема: Филимоновская игрушка.

Тип учебного занятия:

комбинированное.

Цель: Познакомить детей с филимоновской игрушкой, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины .

Научить детей создавать орнаменты и узоры по мотивам филимоновской игрушки «Петушок».

Познавательные задачи:

1. Рассказать о народной игрушке и о промысле села Филимонова.

2. Дать представление о технологии создания игрушки и её эстетических особенностях.

Учебные задачи:

1. Освоить рисование простейших элементов филимоновской росписи.

2. Научиться украшать узорами фигурку-трафарет, ориентируясь на образцы.

Воспитательные задачи:

1. Учить детей воспринимать красоту родной традиционной культуры.

План занятия.

Вступление.

  1. Рассказ о древних народных игрушках, об искусстве создания филимоновской игрушки и её ярких особенностях. Показ образцов игрушки и иллюстраций.

Основная часть.

  1. Объяснение задания и последовательности выполнения работы.

2. Изготовление из бумаги фигурки петушка и подставки под него.

3. Выполнение мини-упражнения. Воспроизведение узоров традиционных для данной игрушки на бумажной полосе.

  1. Роспись птички и подставки, завершение поделки «Петушок».

Заключение.

Импровизированная выставка-ярмарка под музыку и стихи, обсуждение результатов работы.

Оборудование и материалы:

Репродукции, открытки, оригинал филимоновской игрушки.

Карточки с образцами для упражнений, отражающие последовательность работы красками. Образец готовой поделки «Петушок».

Полоски бумаги для выполнения упражнений.

Шаблоны-фигурки петушков и шаблоны подставочек из бумаги.

Плотная бумага, ножницы, скотч, простой карандаш, гуашь, кисти и салфетка, банка с водой.

Вступление.

  1. В начале урока учитель может задать вопросы, которые пробудят живой интерес к теме урока.

Какая у тебя любимая игрушка?

Какое настроение создаёт твоя игрушка?

Из каких материалов сделаны современные игрушки?

Получив ответы ребят, учитель предлагает представить жизнь детей в старые времена и игрушки, которые были тогда.

Древнейшие игрушки, которые найдены на территории нашей страны (2 тысячелетие до н.э.) все сделаны из глины. На Древней Руси хорошо знали «потешное» ремесло. Игрушки из нестойких материалов (солома, ткани, дерево) утрачены, о них мы знаем меньше, чем о глиняных. Гончары делали свои игрушки наряду с посудой – основным своим занятием. Не пропадал зря ни один комочек глины, оставшийся от горшков, каждый гончар умел слепить простейшую свистульку или потешную посуду.

Фигурки людей, коней, баранов, птиц, некоторые украшены росписью и глазурью, найдены в раскопках древних русских городов – Москвы, Киева, Твери, Рязани, Новгорода (10-14 в.в.)

Чем больше совершенствовалось ремесло, тем значительней проявлялось художественное начало в игрушке. Игрушка становится предметом искусства, когда сливаются техническое мастерство и художественное творчество в гармонию материального и духовного.

Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). Игрушки делались зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем их продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле.

В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Лепят фигурки вручную, затем их несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в печи в течение 12 часов при большой температуре и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет).

Старейшие мастерицы промысла, сохраняя традиции мастерства, темы и сюжеты игрушек, вносят свои дополнения и изменения. Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по исполнению и очень выразительные. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы, петухи и многое другое. В отличие от дымковских все филимоновские игрушки - свистульки. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.

Бывают простые и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко», сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник - землю, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Некоторые игрушки удивляют своей фантазией. Так, среди игрушек есть чудище с головой оленя. В руках у него курица, на спине сидит индюк, а на хвосте - цыпленок. Особой пластикой отличаются игрушки животных. Фигурки петушка и курочки, простые выразительные и яркие.

Основная часть.

  1. Перед тем, как ученики приступят к работе учитель объясняет задание и последовательность выполнения работы.

2. Необходимо раздать ученикам шаблоны фигурок петушка и подставки для обрисовки. Нужно предложить детям возможность сделать любую традиционную для филимоновского промысла фигурку. Прорисованные фигурки и подставки вырезаются. Затем подставочка склеивается скотчем, а в фигурке делаются надрезы для установки на подставочку.

3. Что бы удачно расписать игрушку, детям предлагается сначала выполнить мини- упражнение. Воспроизвести узоры традиционные для данной игрушки на бумажной полосе. Нужно скопировать основные орнаменты с карточки – образца. Задание выполняется быстро, жёлтым делается первая разметка узора, потом вводятся красные и зелёные элементы. Ставится задача – освоить технику создания филимоновского узора, разработать руку.

  1. Приступаем к росписи подставки. Так же начинаем с жёлтой краски,

потом наносятся красные и зелёные элементы. Подставку ставим подсыхать.

Перед тем как расписывать петушка, можно легко карандашом наметить форму крылышка, узор на хвосте на двух сторонах фигурки и установить её на подставку. В той же последовательности приступать к работе с красками. Необходимо напомнить детям, что нужно попытаться скопировать образец росписи птички, так как сегодня мы учимся у филимоновских мастеров.

Заключение.

Делаем выставку-ярмарку, выставляем поделки, рядом раскладываем расписные полоски. Можно включить музыку и прочитать слова песенок, прибауток из старинного русского фольклора.

Кукареку! Петушок

На боярский дворок

Кукареку! Петушок,

Золотой гребешок

Маслена головушка,

Шелкова бородушка.

На воротах сидел,

Пером лапти сплёл!

Все игрушки очень веселые, и когда их много - это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, то невольно появляется радостное настроение!

Литература:

1.«Филимоновские свистульки», рабочая тетрадь по основам народного искусства, автор Ю.Г.Дорожин.

2.«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», учебник по изобразительному искусству под ред. Б.М.Неменского.

Образец игрушки, изготовленный педагогом.

Схема макета игрушки и образцы орнаментов.

Конспект занятия "Филимоновская игрушка" по программе "Изобразительное творчество". Дети с радостью делают из плотной бумаги петушков и украшают их яркими орнаментами.


Цели урока.

1. Познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновская свистулька. Познакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).

2. Освоить простейшие элементы филимоновской росписи – полоски, “елочки”. Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла. Научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.

3. Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Оборудование:

1. Для учащихся: модель для раскрашивания "Филимоновская игрушка"; гуашь; кисти; баночка для воды; лист бумаги; салфетка; простой карандаш; стирательная резинка.

2. Для учителя: филимоновские игрушки; плакаты “Филимоновская игрушка”; презентации “Филимоновская игрушка”.

План урока (45 мин.)

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.

2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией филимоновских игрушек, плакатов, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.

3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.

4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока

Запись на доске: Филимоновская игрушка.

Учитель: Вы встречали когда-нибудь разноцветную полосатую корову, а может быть видели медведя с длинной как у жирафа шеей? Нет? Ну, а если пофантазировать? Ведь чего только не бывает на свете!

(Учитель демонстрирует филимоновские игрушки)

Сегодня мы познакомимся еще с одной глиняной игрушкой - филимоновской. Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось “глиняное дело”.

Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор. (В. Василенко)

Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло на основе богатых здесь запасов глины. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. Только в одном ближайшем городе Одоеве проходило семь ежегодных ярмарок, и к ним филимоновские мастерицы готовили лучший товар.

Как правило, мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий.

Посмотрите на необычные филимоновские игрушки. Почему они такие вытянутые? Оказывается все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, а за маслянисто-черный цвет ее называют “синикой”. При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

Но сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, который не "глушит" краски, горящие всем многоцветьем радуги. Именно поэтому филимоновскую игрушку называют "маленькой радугой" или "солнышком".

Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

Для росписи брали гусиные, куриные или утиные перышки, “ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно”- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

(Учитель показывает презентацию поэтапной росписи филимоновской игрушки. Обращает внимание на особенности филимоновской росписи.)

  • Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, красных, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Роспись строится по традиционной схеме:
  • сначала накладывают желтые полосы и пятна;
  • потом их обводят красным;
  • затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Несмотря на относительную скупость их палитры игрушки получаются яркими и веселыми.

Вопрос: Каким узором украшены филимоновские игрушки?

Ответ: Полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники.

Учитель: В этих незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Обратите внимание, что все игрушки, кроме петушка и павлинчика - свистульки. И во все игрушки можно посвистеть.

Вопрос: А где же свисток?

Ответ: В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей.

Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале 20 в., но оставалось несколько мастериц (Е.И. Карпова, А.О. Дербенева А.Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х гг. усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Пройдя долгий и сложный путь филимоновская игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.

Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г.Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К.Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц).

Народная игрушка - явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

Учитель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и расписать модели филимоновской игрушки. Можно скопировать рисунок художника, а можно самим придумать узор.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Вопрос: Почему игрушка называется филимоновской?

Вопрос: Особенности филимоновской игрушки?

Вопрос: Какие цвета традиционны при росписи игрушки?

Вопрос: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего?

Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 8» г.о. Саранск

Тема: Филимоновская народная игрушка

Тип урока: Изложение нового материала с элементами комбинированного урока.

Цель урока : познакомить детей с Филимоновской народной игрушкой;

Планируемые результаты:

    Учащиеся познакомятся с особенностями филимоновской игрушки;

    будут совершенствовать знания о декоративном искусстве в жизни общества;

    будут учиться лепить игрушки;

    познакомятся с элементами росписи филимоновской игрушки;

    закрепят приёмы лепки: сжимание, вытягивание, прищипывание, сглаживание.

    будут учиться работать по плану;

    слушать и слышать друг друга

    развивать наблюдательность, внимание, аккуратность, фантазию, воображение;

    развивать мелкую моторику рук;

    развивать умение сравнивать, сопоставлять;

    развивать навыки самооценки и самоконтроля.

Формы и методы, используемые на уроке : рассказ, беседа, компьютерное обеспечение – презентация по теме, метод наглядности.

Оборудование для учителя: образцы игрушек, технологические карты, наглядные пособия, компьютерная презентация, народная инструментальная музыка лирического и хороводного характера.

Оборудование для детей: пластилин, индивидуальные доски, стеки, тряпочка, вода, толстая нить, вазелин, картон.

Структура урока :

    Организационный момент. – 1 мин.

    Сообщение темы. Объяснение нового материала – 8 мин.

    Анализ и демонстрация изделия – 5 мин.

    Планирование предстоящей практической работы – 2 мин.

    Практическая часть – 25 мин.

    Подведение итогов – 2 мин.

    Уборка рабочих мест – 2 мин.

ХОД УРОКА

    Организационный момент.

(Учитель говорит, а дети выполняют)

Начинать занятие надо обязательно.

Но сначала повернуться

И друг другу улыбнуться.

Пальчики размять.

Глазки всем поднять,

И тогда нам всем, конечно,

Можно начинать.

2. Сообщение темы. Объяснение нового материала.

Играет русская народная музыка. Сегодня на уроке мы поговорим с вами о… Впрочем, тему нашего разговора вы назовёте мне сами, после небольшой подсказки.

Первая подсказка – это музыка, она сегодня будет звучать на протяжении всего урока (звучит музыка, дети называют её характер).

Вторая подсказка спрятана вот в этой шкатулке. Вот её мы сейчас и откроем (в шкатулке – игрушки, их демонстрация на фоне музыки).

Ну, кто мне скажет, о чем сегодня пойдет речь?

Совершенно верно!

Вы любите играть? И у вас у каждого есть, наверное, любимая игрушка. А как вы думаете, когда появилась первая игрушка?

Очень давно! Ещё в первобытном обществе, о котором вы уже знаете из уроков истории, земледельцы делали из глины фигурку женщины, украшали её зёрнами пшеницы, рисовали на них узоры и бросали в огонь. Это был магический обряд, который должен был принести плодородие полям, а когда фигурки остывали, их отдавали детям для игры. Так появились первые игрушки. В древнем Египте, четыре тысячи лет назад, куклы вырезали из тоненьких дощечек и расписывали геометрическим узором. Своими игрушками из глины и дерева славились Греция и Рим. Фигурки из глины археологи находят на месте славянских поселений – там, где жили наши предки. В России игрушки делали повсеместно. Создавались они не забавы ради, им приписывали особую силу – охранять, оберегать людей от всякого зла. В каждой местности птицы, кони, барыни приобретали свой особый вид. Вот и появились такие игрушки – вроде бы одинаковые, а в то же время - разные.

Итак, сегодня мы с вами познакомимся с Филимоновской игрушкой, и для этого я предлагаю нам посмотреть презентацию по этой теме (приложение)

3. Анализ и демонстрация изделия.

Давайте подведем итоги по просмотру:

Какую форму имеет филимоновская игрушка?

Давайте теперь посмотрим: как украшена игрушка?

Какие цвета преобладают в филимоновской игрушке?

А какие элементы росписи вы видите на игрушке?

Что же они означали? Что же хотели изобразить мастера на своих игрушках?

Кто скажет, что мог обозначать круг?

Что могла обозначать волнистая или ломаная линия?

Что обозначала клетка?

Каждый символ передавал образ природы, которая окружала человека.

А что же означала женская фигурка в игрушке?

Форма каждой игрушки, цвет, узор росписи придают игрушке неповторимую прелесть, своеобразие, делают её непохожей на другие.

Кто лепил игрушки?

А из чего лепили игрушки?

А что потом делали с вылепленными игрушками? Сразу ли их раскрашивали?

А как называлось приспособление для обжига, что оно вообще из себя представляло?

Почему игрушка называется народной?

Сейчас я предлагаю вам стать мастерами игрушечных дел. Сегодня мы тоже будем лепить игрушки, а на следующем уроке распишем их красивыми яркими красками. Сегодня мы будем лепить филимоновскую птичку.

Ребята, каких птиц вы знаете?

Чем отличается птица от других животных?

Какие части тела есть у птицы?

Какая форма тела у птицы? Форма головы? Шеи? Какая форма хвоста? Какие бывают клювы?

Посмотрите, как выглядят птицы, которых вылепили филимоновские мастера.

Какая форма тела у птиц?

Какого размера эти игрушки?

Какие цвета использованы в росписи птиц?

Из какого материала сделаны птички?

Что объединяет этих птиц?

Обратите, внимание, что все птицы стоят на подставке. Какой формы подставка?

Посмотрите на схему последовательности лепки птицы. Сколько кусочков пластилина нам нужно приготовить? Что будем лепить из первого куска? Что из второго? Одинаковые ли куски по размеру?

Итак, птичка лепится из целого куска с оттягиванием шеи, головы, хвостика. Этот кусок пластилина будет большим. Из кусочка меньшего размера будем лепить подставку.

Вы можете вылепить любую птичку, какую захотите. Это может быть и петушок, уточка, курочка, павлин, и даже жар-птица. Только вам нужно будет сделать её такой, чтобы сохранить традиции филимоновских мастеров.

    Планирование предстоящей практической деятельности.

Итак, принимаемся за работу.

Но сначала вспомним основные этапы работы с пластилином.

1. С каким материалом работаем.

2. Какие инструменты нужны для работы

4. С какими дополнительными материалами еще приходится работать.

А теперь вспомним, как надо работать на уроке.

Чтобы что-то сотворить

Технику и правила

Нужно повторить.

(Дети вспоминают правила работы со стеками или ножом)

Повторяем технику выполнения изделия по инструкционным картам.

(Инструкционные карты вывешены на доске)

Физкультминутка. Речевая разминка и одновременные упражнения

На Руси умельцы жили

Очень много мастерили

Расписные петушки,

золотые гребешки

Для здоровья, для порядку

Все мы делаем зарядку.

Раз - присели,

Два - присели.

За работу тихо сели.

    Практическая часть.

Учащиеся приступают к практической деятельности: слегка смазывают ладони вазелином, выбирают брусок пластилина, разминают его, сжимают в комочек и, используя нужные приёмы, выполняют задание самостоятельно.

При необходимости учитель оказывает учащимся соответствующую помощь.

6. Подведение итогов.

Работы выставляются на отдельном столике. Весь класс анализирует работы, дети делятся мнениями, какие птички понравились и почему. (Надо учителю всё организовать так, чтобы не было детей, которые бы вышли с урока расстроенными из-за того, что у них не все получилось Нужно отметить и выделить работы почти всех учеников, найти в каждой работе свою изюминку, но и корректно указать на недостатки) - изделие сделано отлично.

Завершение урока речевой разминкой.

Занятие окончено

Вот звонок опять.

Все, что надо сделано.

Можно отдыхать.

Тема: Филимоновская игрушка.

Цели урока

    Познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновская свистулька. Познакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).

    Освоить простейшие элементы филимоновской росписи – полоски, “елочки”. Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла. Научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.

    Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Оборудование для учащихся

    модель для раскрашивания «Филимоновская игрушка»

    краски

    кисти

    баночка для воды

    лист бумаги

    салфетка

    простой карандаш

Оборудование для учителя

    филимоновские игрушки

    плакаты «Филимоновская игрушка»

    презентация

Вступление.

    Прослушать звучание свистульки.

Что вы сейчас слушали?

Кто из вас знает из чего делали свистульки?

Свистулька является звуковой игрушкой,которую делают из обожжённой глины.

Много веков назад у наших предков-язычников свистулька вовсе не была детской забавой, ее использовали как магический инструмент для связи с духами, чтобы, например, попросить у неба дождя в летнюю жару. Любили наши предки и дома посвистеть - считалось, что мелодия свистульки выгоняет злых духов из жилища. Часто свистульки вешали на шею маленьким детям - и забава, и отличный поющий оберег. А суеверие "не свисти - денег не будет" - это всего лишь миф, который выдумали пытаясь отучить народ от языческих привычек.

    На уроке познакомимся с глиняными свистульками, а какими именно, узнаем, послушав ребят.

С какой именно игрушкой познакомимся, узнаем, послушав ребят.

Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.

И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.

Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.

Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.

    Изучение нового материала. Беседа об истории развития промысла и

традиционном орнаменте филимоновской игрушки

Сегодня мы познакомимся с

удивительно красивой глиняной игрушкой – филимоновской, узнаем как ее расписывают, что обозначает орнамент на игрушках и сами побудем филимоновскими мастерами.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веков.

Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки.

Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге, с горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка.

Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Филимоновские игрушки – это свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек. Лепится игрушка из старинной глины, зародившейся во времена, когда по земле ходили динозавры. Она очень древняя, в ней очень много пегмента, который её окрашивает, органики. Поэтому она практически черная. Добывают её в карьере на глубине 2-3 метров. Отливает она ультрамариновым цветом. В отличие от синего ультрамарин более насыщен. Филимоновская глина – природная массозаготовка. С ней ничего не надо делать. Её взял размочил, перемял как тесто и лепишь.

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, "подтягивают”, выравнивая ее поверхность. "Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях

Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили «на полном яйце», и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, «ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно» - говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:

сначала накладывают желтые полосы и пятна;

потом их обводят красным;

затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски.

    красный – символ земли, силы духа, огня и красоты

    желтый – цвет солнца и воздуха

    зеленый – цвет листвы и возрождения

Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.

В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. Знак воды – полосы в виде треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.

    Филимоновская деревушка!
    Синий лес, холмы, косогор.
    Лепят там из глины игрушку
    И расписывают до сих пор.
    (В. Василенко)

Игрушка выжила и дошла до наших времен и вот сейчас её лепят в Одоеве совсем немного людей.

Сейчас мы отправимся в гости к потомственной мастерице, Народному мастеру России Елене Алексеевне Орловой.
- Умение делать филимоновскую игрушку у Елены Алексеевны – наследственное: мастерством, владела ее бабушка Анна Иосифовна Дербенева, мама Масленникова Валентина Николаевна и многие родственники

И вот Елена Алексеевна усаживается в кресло и приступает к работе. Прямо на глазах из серого кусочка глины появляется конь, а через несколько минут на нем уже уселся бравый всадник. Умелые руки мастерицы тщательно проглаживают всю игрушку, чтобы она была гладкой, без трещин.

Палочкой "пичужкой" делаются дырочки в свистке, чтобы звук был переливчатый.


Только что слепленная лошадка "умеет" свистеть!

Затем мастерица отправляет свои игрушки в раскаленную печь.


- Там будущие свистульки обжигаются и становятся нежно - белого цвета.


- Высушенные и обожженные игрушки ждут, чтобы их раскрасили.

    Объяснение последовательности росписи игрушки.

Вопрос: Посмотрите внимательно на игрушки. Какие цвета используются в росписи?

Для росписи мастерицы берут желтые, красные, зеленые цвета. А также синий и фиолетовый цвет, которым чаще расписывают кафтанчики и у животных и у птиц Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски.

Каждая игрушка имеет неповторимый узор.

    Практическая работа. Поэтапная роспись игрушки.

Вот и мы попробуем стать настоящими народными мастерами и расписать модели филимоновской игрушки.

Вы будете украшать петушка У вас на партах лежат таблички с элементами филимоновской росписи. Они помогут вам во время работы. Соблюдайте порядок на рабочем месте. Помните:

«От беспорядка всякое дело шатко».

Работайте аккуратно, старайтесь. Ведь не зря народные мастера говорили:

Какие труды, такие и плоды.

А чтобы работа ваша лучше спорилась, я включу вам Филимоновский вальс..


Приступаем к росписи филимоновского петушка

Первым этапом игрушку «желтят». По белому фону обожжённой игрушки наносят первый цвет - жёлтый.

Берем толстую кисть №3, начинаем роспись с центра игрушки, наносим фрагмент солнышка, дуга и пять «лучиков» - прямых, три прямые на хвосте (краску наносим от центра к краю), две широкие полоски на шее Стараемся чтобы их контур был ровным. Завершаем работу желтым цветом. Хорошо промываем кисточку.


Наносим красный на гребешок, клюв, по кроям полос на шее, на хвосте наносим орнамент елочки, на ножке орнамент гор, и по краям желтых полос.

Завершаем украшение красной краской.

3.Теперь берем зеленый цвет. Линии тонкие. Кисть №1. Роспись ведётся между красными линиями. Наносим тонкие линии

    Итог урока

Кто считает свою работу удачной, кто справился берет зеленый кружок.

Кто считает. Что надо еще поработать, что-то не получилось-желтый.

Выходят к доске.

Почему игрушка называется филимоновской?

В чем особенность филимоновских игрушек? (Вытянутое тело, расписывают по обожжённой белой глине, особые элементы – символы: солнца, воды, плодородия и земли.)

Какие цвета традиционны при росписи игрушки? (Красный, зеленый, желтый, также можно использовать синий, фиолетовый и бордовый