Глубоко верующие люди очень ревностно относятся к соблюдению всех канонов и на протяжении всего года, в отличие от большинства из нас, они строго их придерживаются. Для них в равной степени важны все богослужения, но все же особое значение придается церковным праздникам.

Многие из нас считают себя православными людьми, но что греха таить не так уж и часто посещают церковь. В глубине души мы понимаем, что так не правильно и следовало бы чаще ходить на богослужения, но каждый раз надуманные причины и реальные проблемы нам препятствуют в этом. И что бы хоть как то восполнить это мы стараемся не пропустить особо важные для церкви торжества и принять участие в них.

Для Православной церкви и всех верующих они являют собой священное событие и предваряются предпраздничными Богослужениями. Их называют вечерни и утрени. Это не что иное как подготовка к светлому дню. Но она состоит не только в посещении «предпраздневств» («навечерий») и «попразднеств» («наутрий»), но и в соблюдении некоторых правил.
Верующий человек перед праздником должен подготовиться, а в день празднования посвящен общению с Богом, святыми и между близкими людьми. Чтобы этому ничего не мешало нужно освободиться от всех житейских работ и забот.

Многих интересует — а как Церковь относится к посещению в день светлого торжества? Ведь она считается не богоугодным строением (только ее не освещают из всех деревенских построек).

На этот счет имеются следующие наставления.

Как уже выше говорилось, накануне праздников в храмах проходит всенощное бдение, поэтому если праздник выпал на субботу и вы пойдете в церковь, помыться нужно сходить заранее (обычно этот день считается у большинства банным). Потому как бывает помазание, а после него мытья нежелательно.

Николаевская церковь, с. Беляево

Ниже приведем список церковных праздников от Рождества Христова, перед которыми необходимо в особой мере соблюдать все правила, в том числе планировать заранее походы в баню.

Сразу нужно оговориться, что многие празднества не привязаны к конкретному числу, поэтому нужно следовать церковному календарю на текущий год.

Пасха Христова

Самый значимый и светлый праздник приходится всегда на воскресенье. Ежегодно торжество происходит в разные дни. День этот назначается согласно специального лунно-солнечного календаря, который больше ни для каких других целей не применяется. Следуя ему можно только лишь сказать, что Пасха бывает на первый воскресный день после весеннего полнолуния, не ранее 22 марта (4 апреля) и не позднее 25 апреля (8 мая).

Идти в баню перед Пасхой нужно в пятницу.

Двунадесятые переходящие

Чтобы было понятно приведем пример: так в 2013г Пятидесятница (Троица) была 23 июня (по новому стилю, Христова Пасха была 5 мая), т.е. в воскресение. В субботу была всенощная, получается идти в баню нужно было в пятницу.

Двунадесятые не переходящие (в скобочках указаны числа по новому стилю)

Как видим, праздники бывают в определенных числах, но каждый год они выпадают на разные дни недели. Так в 2013г Крещение выпало на субботу, поэтому в этот день 19 января (по новому стилю) идти в баню было нельзя, нужно было идти 18 января, а тем кто собирался идти на Богослужение накануне в пятницу, делать это нужно было заблаговременно — в четверг.

В общем, в этом вопросе ни чего сложного, для большинства будет правильным просто сходить в баню перед праздником — Рождество в среду, значит идем париться во вторник.

Многие воцерковлённые люди считают любую работу в воскресенье или в дни церковных праздников чуть ли не грехом. Пошло это, по всей видимости, с тех времён, когда в воскресный или праздничный день крестьяне с утра шли всей семьёй на службу, а остаток дня предпочитали отдыхать, ведь дней, когда можно не трудиться на барина, было так мало.

Может быть, суеверная традиция, запрещающая работать в божьи дни, имеет иное происхождение, однако сейчас она исказилась до такой степени, что в некоторых семьях даже опрокинутый кошкой в Пасхальное воскресенье или иной двунадесятый праздник горшок с цветком лежит нетронутым до буднего дня. Ибо за прикосновение к венику и совку в этот день «Бог накажет». Давайте разберёмся, что можно, а что нельзя делать в церковные праздники.

Что православные люди в дни святых праздников не делают?

«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему» - так звучала одна из 10 заповедей, данных Господом Моисею.

Верующие люди считают, что уборка, стирка или огородно-полевые работы – удел будних дней. Эти суетные занятия они спешат закончить к воскресенью, а тем более к церковным праздникам, чтобы посвятить время Богу и близким людям. Так что же православные христиане в божьи дни не делают?

Физический труд в дни церковных праздников многие суеверные люди приравнивают к смертному греху

Не ругаются

Ссориться и браниться в святые дни православным людям действительно не следует, как и в любой другой день. Ведь сквернословие Библия приравнивает к смертному греху. Слово даётся человеку для молитвы, общения с Богом и ближними людьми.

Бранясь, хоть в дни церковных праздников, хоть в будние, человек оскверняет часть своей души. Суеверием запрет на ругань и ссоры в святые дни назвать сложно, ведь это должно быть нормой для христианина.

Не прибираются

Большинство из нас наверняка припомнит, как бабушка когда-то приговаривала «Сегодня великий праздник, не мети», а ничем не мотивированный запрет так и тянул поступить наперекор.

Традиция не прибираться в доме, не работать в огороде и не рукодельничать в праздничные дни берёт начало с дней возникновения христианства на Руси, когда религия насаждалась насильно. Чтобы собрать новообращённых христиан в храме в разгар страды, требовалось запретить им работать под страхом божьего наказания.

Запрет сработал, и каждое воскресное утро крестьяне начинали со службы в церкви. До современных дней эта традиция дошла в несколько искажённом виде – как запрет на любую физическую деятельность, например, на уборку. Причём объяснение запрета посещением храма в годы советского атеизма как-то затушевалась.

С точки зрения священнослужителей, наведение порядка в доме лучше завершить в будние дни, чтобы в праздник не отвлекаться от молитвы, но криминала в том, чтобы после службы заняться мирскими делами, они не видят.

«Кто работает, тот молится» - так наставляют своих прихожан священники в протестантской церкви. Православные священники говорят, что любая работа, и в воскресный день в том числе, проделанная с молитвой на устах, – богоугодное занятие.

Не стирают

В божьи дни стирку лучше не устраивать, а отложить её на другой день, если есть возможность

К физической работе, попавшей под запрет в дни церковных праздников, относится и стирка. К счастью, появление стиральной машины-автомата православных людей от этого запрета избавило – работать самим, имея в доме такого помощника стало уже не нужно.

А вот в деревнях всегда можно поймать косые взгляды соседей, развешивая бельё в божий день. Стирка «на руках» была и всегда останется тяжёлой работой, особенно когда воду приходится таскать из колодца. И занимает она весь день – разведёшь стирку с утра, уже и не до церкви будет.

Именно поэтому в святые дни запрещалось стирать, а если уж была необходимость в виде кучи пелёнок от маленького ребёнка, которому испражняться в божий день не запретишь, то работу эту делали после службы. Так и сегодня, вместо молитвы церковь заниматься стиркой не разрешает, а после или вместе с молитвой – бога ради!

Не моются

Под «мытьём» каждый понимает что-то своё, но душ принять в святые дни никем не возбраняется

Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете – такое объяснение запрета на мытьё в божьи дни можно услышать от наших современников. С логической точки зрения толкование его таково: чтобы протопить баню нужно наколоть дров, наносить воды, несколько часов следить за печкой – работы достаточно много. В старину крестьяне старались вымыться до воскресенья или до праздника, чтобы посвятить время Богу, а не хлопотам.

В XVII веке был издан царский указ, согласно которому перед всенощной службой закрывались все базары и бани, чтобы верующие христиане наверняка попали в церковь, а не свернули куда-нибудь по пути.

Сегодня мытьё не представляет таких трудностей, поэтому принять ванну или сходить в душ вполне можно даже до службы и пойти в церковь с чистыми помыслами и телом. Священники все домыслы по поводу запрета купания считают суевериями.

Не занимаются рукоделием

Женщин больше всего раздражает запрет старшего поколения на рукоделие по воскресеньям, в церковные праздники и, более того, в святочные вечера.

Когда фабричного производства и готовой одежды в магазинах ещё не было, рукоделие было единственной возможностью для хозяйки одеть семью на все сезоны, а для девушки – приготовить приданое, все те простыни-подушки-полотенца-половики, которые её будущая семья будет использовать. Конечно, рукоделие воспринималось как работа, да ещё и утомительная, и вредящая здоровью!

Рукодельничать в дни церковных праздников священнослужители разрешают, главное – не забыть посетить церковь

На Руси «бабьей святой», покровительницей рукоделия была Параскева Пятница. Почитая её память, по пятницам крестьянки не пряли, не ткали, не шили и не вязали. А в день её именин 10 ноября рукодельницы демонстрировали друг другу всё, что успели сотворить за год.

Церковь рукоделие считает богоугодным занятием, недаром простейшие рукоделия – обыденное дело в монашеской практике. А ассоциирование иглы или спицы с гвоздями, которые вонзались в тело Христово, и прочие домыслы наших бабушек священнослужители рассматривают как суеверие. Запрета церкви на рукоделие в праздничные дни не существует, поэтому современные мастерицы, которым это занятие приносит удовольствие, могут творить в любой день, не забывая о Творце и необходимости посещать его храм.

Не работают в огороде

Огородно-полевые работы также попадают под запретную для христиан в дни церковных праздников деятельность. Как и в случае с иным физическим трудом, труд сельскохозяйственный отнимает много сил и времени, которые в божий день лучше уделить молитве. Конечно, посадку картошки или посев яровых в честь святого дня отложить вполне возможно, а вот не подоить корову, или не напоить лошадь, не накормить птичник, мотивируя это тем, что работа запрещена, вряд ли придёт кому-то в голову.

Согласно Евангелию от Луки, Иисус врачевал больного водянкой в доме одного из фарисейских начальников. Происходило это в субботу – день Господа, когда иудеи не работали. Излечив больного, Иисус произнёс: «Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?».
По Евангелию от Луки, глава 14, стих 1-5

Бог разрешает работать в божий день, главное – чтобы работа проходила с молитвой

Среди сельскохозяйственных работ есть те, что можно отложить и найти время для посещения храма, но и всегда найдутся дела, чтобы выполнить после молитвы.

Церковь и священнослужители лояльно относятся к любой работе в воскресенье и в святые праздники. Современное общество произвело на свет немало профессий, рабочая деятельность которых не может быть остановлена ради божьих дней. И человек не всегда найдёт в себе силы отказаться от заработка, которым он кормит своих детей, чтобы как истинный христианин каждое воскресенье молиться в храме.

Церковь советует встречать праздничные дни с молитвой. И, как и в любой другой день, не браниться и стараться совершать добрые, богоугодные поступки. А в необходимости отстоять рабочую смену, прибраться в собственном доме или напоить скот после молитвы священнослужители ничего греховного не усматривают.

Сейчас происходит подмена понятий, когда запрет на работу воспринимается, как разрешение лениться. С точки зрения христианского учения одним из семи смертных грехов является лень. Поэтому когда человек в воскресенье либо в святые праздники не посещает храм, а проводит день в праздности, например, перед телевизором или за выпивкой, мотивируя это тем, что делать-то всё равно ничего нельзя, это воспринимается церковью как большее прегрешение.

Конечно, праздничный день верующему человеку лучше провести с семьёй, не забыв при этом посетить с утра храм, но и протереть пыль, убрать разбитый цветочный горшок, искупаться или выстирать испачканные детские штанишки церковью, и более того, Богом, не возбраняется.

В связи с празднованием Пасхи, которое в этом году состоится 28 апреля 2019 года, порой возникает множество вопросов. Например, можно ли купаться в бане или лучше помыться в ванне, можно ли мыть голову, принимать душ и купать ребенка?

О том, как и почему будет правильно поступить, и что на этот счет думают представители церкви, подробно рассказывается далее.

Аргументы «против»

В вопросе, можно ли мыться в Пасху или нет, как таковых аргументов «против» не существует. Хотя в народе долгое время бытовало представление, что привычные домашние дела, уборку по дому, походы в баню, нужно отложить на другое время. А еще лучше – тщательно искупаться накануне вечером, чтобы в праздник уже ничего не отвлекало.

Однако, чтобы понять, как рассуждали наши предки о том, можно ли на Пасху купаться, мыть голову и т.п., нужно на минутку перенестись в то время и почувствовать восприятие людей.

Ведь что значит было покупаться, к примеру, в 18 или в 19 веке? Нужно было нарубить дров, натаскать много ведер воды, растопить печь, почистить ходы от прежней золы. А еще – прихватить веники, целебные, душистые отвары для создания нужной атмосферы, да и инвентарь вроде кадки и ковшика. Надо ли говорить, что подобная процедура занимала не один час, а добрые полдня?

С тех пор ритмы поменялись: сделать ванну и помыться вполне можно за десятки минут, или можно просто полежать в горячей воде в свое удовольствие. Ну а предки наши рассуждали так: лучше искупаться накануне вечером перед Пасхой, чтобы утром спокойно отправиться на богослужение, а затем сесть за праздничный стол всей семьей.

Аргументы «за»

Соответственно, мы можем однозначно положительно ответить на вопросы о том, можно ли мыться в Пасху в бане, ванне или просто в душе. И конечно, можно купать ребенка, да и самим принять водные процедуры.

Более того – едва ли будет правильно отправиться в церковь в неопрятном виде. Мы должны заботиться не только о душе, но и не забывать делать это о теле – это азбучная истина.

Ответы священников на вопросы о том, можно или нельзя мыть голову, мыться в душе, купаться и вообще принимать водные процедуры на Пасху, в целом поддерживают эту логику.

Каждый человек, который не является атеистом, старается не нарушать церковные запреты и действовать строго с правилами, пытаясь таким образом не согрешить и не вызвать на себя гнев Всевышнего. Старые люди твердят, что в церковные праздники любая работа находится под запретом. В эти дни нельзя стирать, гладить, убирать. При этом многие утверждают, что ни в коем случае нельзя стричь ногти и мыть голову. Так ли это на самом деле? Очень часто такие убеждения не соответствуют действительности, а мы, не зная об этом, ограничиваем себя.

О праздничных днях

Обратите внимание на то, что запреты на работу в праздничные дни, в первую очередь заключаются в том, что в такой день человек должен посвятить себя служению Господу. Еще с древних времен было принято начинать день с молитвы и проводить его, посвящая Всевышнему, творить добрые дела. Вся домашняя работа отодвигалась на второй план и ждала следующего дня. При этом не стоит ошибочно полагать, что если вам придется выполнить какую-то необходимую и срочную работу, вы получите за это кару.

На самом деле нет запретов на тот вид деятельности, который нужно выполнить немедленно. Так, к примеру, постирать детские пеленки, если они закончились, помыть больного человека, который сходил под себя. Многие священнослужители утверждают, что уход за детьми, больными и старыми людьми не считается грехом. Как видите, православный праздник имеет смысл не в запрете на выполнения какой-либо работы и в уходе за собой, а в том, что этот день нужно посвятить Богу.

О мытье головы

Многие люди интересуются от том, можно ли мыть голову в праздничные дни, поскольку для большинства женщин это является ежедневной процедурой, без которой обойтись очень сложно, так как волос начинает жирнеть и ложится некрасиво, что создает эффект грязных локонов. Да, конечно, помыть голову можно и перед праздником, но и здесь есть свое «но». Волосы наиболее красиво смотрятся после того, как их помыли и хорошо уложили, используя для данной цели фен или же какие-то другие инструменты. Так можно ли мыть волосы в праздничные дни?

Банные процедуры на Руси всегда были популярны и играли значительную роль в жизни наших предков. Однако существовал ряд табу, касавшихся мытья и походов в баню. Одни были связаны с религиозной сферой, другие - с магическими поверьями. Итак, когда же русским не рекомендовалось мыться?

В церковные праздники

Бытовала поговорка: «Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете». Священники говорят, что в церковные праздники, а также в воскресенье необходимо посвящать себя Богу: в эти дни рекомендуется читать молитвы, посещать храм, помогать ближнему.

В связи с этим мирские дела лучше либо закончить заранее, либо отложить на потом. Поэтому мыться и убираться, лучше еще до наступления праздника, чтобы встретить его в чистоте. Если уж вы с этим не успели, то помыться можно вечером после богослужения.

В XVII столетии, например, царским указом все бани накануне всенощной закрывались, чтобы христиане отправлялись в храм, а не в другое место. Запрет на «праздничное» мытье был также, вероятно, связан с запретом на физический труд: ведь чтобы истопить баньку, надо было наколоть дров, наносить воды и протопить печь. А это являлось серьезной работой.

Есть и дни, когда мытье и уборка считаются обязательными в православной традиции. Например, Чистый Четверг на Страстной неделе перед Пасхой, или Крещение, когда православные окунаются в прорубь, а те, у кого нет такой возможности, должны принять водные процедуры хотя бы в домашних условиях.

В «не банные» дни

Наши предки старались ходить в баню только по определенным дням недели. Это было связано с верой в банника - мифическое существо вроде домового, которое якобы обитало в каждой бане и устанавливало для людей свои правила. Если моющиеся мешали баннику, он мог осерчать и наказать человека - например, содрать с него заживо кожу, облить кипятком и даже задушить.

К запретным дням относился понедельник - в этот день баня находилась в распоряжении «хозяина», и людям там было не место. Лучше всего было посещать баню в четверг или субботу. В крайнем случае можно было помыться во вторник. В воскресенье делать это не рекомендовалось сразу по двум причинам: первая - та, что воскресенье считается церковным праздником, а вторая заключалась в поверье: тот, кто рискнул вымыться в воскресенье, будет болеть.

После полуночи

Нельзя было мыться в бане после полуночи: по поверью, в этот час в гости к баннику жалует нечистая сила и они вместе парятся.

В «третий пар»

Когда народу было много, то в бане обычно мылись в несколько заходов. Так вот, третий заход, или так называемый «третий пар», для человека был опасен. Считалось, что в «третий пар» моется сам банник. Надо было обойтись двумя заходами или уж отложить мытье на другой раз.

Мужчины вперед

Поверье гласило, что тогда на тех, кто войдет в баню в следующий заход, перейдут все грехи и болезни предшественниц. Поэтому женщины шли париться уже после мужчин.

Если отбросить все суеверия, то можно предположить, что мужчины шли мыться первыми, потому что были главными в семье, и таким образом им выказывался почет.

В нетрезвом состоянии

Человеку, который отправился мыться, будучи под хмельком, также грозили всяческие кары со стороны банника. Но думается, дело в том, что пьяный мог не уследить и либо угореть, либо обжечься, либо, скажем, упасть головой на камни.

Кстати, и в наше время категорически не рекомендуется употреблять спиртные напитки ни перед походом в баню, ни во время него, и связано это с физиологическими особенностями организма: так, от выпивки сосуды расширяются, и если при этом еще и париться, то может резко подскочить давление.